Процессы глобализации побуждают страны проводить активную политику формирования новой технологической структуры развития своей экономики. В этой связи создание конкурентоспособной экономики, основанной на активизации инновационной деятельности во всех ее отраслях, является для Казахстана одной из самых приоритетных задач. Формирование и внедрение технологических инноваций в долгосрочной перспективе является основой увеличения эффективности экономики и повышения уровня жизни населения.
Обеспечение устойчивости социально-экономического развития за счет диверсификации экономики, массового перехода к более высокому технологическому укладу, ускорению ввода инноваций в реальную экономику является одним из приоритетных направлений Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года [1]. В связи с этим, в Стратегическом плане выделен ряд направлений инновационно-индустриального развития, по которым будут реализованы инновационные и инвестиционные проекты в различных регионах:
1)развитие традиционных отраслей, таких как горнометаллургический комплекс, нефтегазовый сектор, химическая и атомная промышленность, с последующим переходом данных отраслей на выпуск продукции более высоких переделов;
2)развитие секторов, спрос на которые формируют недропользователи, национальные компаний и государство: строительная индустрия, машиностроение, фармацевтика, оборонная промышленность;
3)развитие производств в несырьевых секторах, ориентированных на экспорт: агропромышленный комплекс, туристическая отрасль;
4)развитие высокотехнологичных отраслей, которые будут играть ключевую роль в мировой экономике в последующие десятилетия: биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, альтернативная энергетика.
Несмотря на рост числа инвестиционных проектов в отраслях экономики, а также увеличение финансирования, Карта индустриализации в 2010-2014 годах не стала эффективным инструментом реализации инновационных проектов по следующим причинам:
− наибольшее число проектов реализовано в традиционных отраслях, таких как АПК (26,2%), а также строительная индустрия (15,4%) и горно-металлургический комплекс (15,2%);
− в основном, реализованные проекты представляют собой трансферт технологий, созданных за рубежом, и их адаптацию к условиям Казахстана;
− большая часть производимой продукции ориентирована на местные рынки, так как обладает низким уровнем новизны [2].
Развитие несырьевых секторов экономики и успешное внедрение отечественных разработок требуют от страны придерживаться в ряде отраслей стратегии «наращивания» (опережающего развития). Данная стратегия характерна для таких стран, как США, Германия, Франция, Великобритания. Эти страны ориентированы на создание наиболее совершенных по технологии производств, базирующихся на собственных фундаментальных и прикладных исследованиях практически во всех ведущих областях высоких технологий. При этом акцент делается на все этапы жизненного цикла инноваций. Но реализация данной стратегии требует от страны создания эффективной инновационной и финансовой инфраструктуры на национальном и региональном уровнях.
В основе выбора той или иной стратегии модернизации лежит определение существующих и потенциальных сравнительных преимуществ страны в международном масштабе. Применение мер государственной политики в традиционных отраслях позволяет обеспечить максимальный эффект от использования имеющихся сравнительных преимуществ:
− в нефтяных регионах (Атырауская, Мангистауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская, Кызылординская области) развитие транспортной и социальной инфраструктуры, которое будет направлено на повышение качества жизни и создаст через механизмы рыночного спроса импульсы развития для других отраслей этих регионов;
− в районах с развитой металлургией (Карагандинская, Костанайская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская области) развитие технологического уровня производственных мощностей, внедрение на предприятиях «зеленых» технологий (экологическая модернизация производства);
− в регионах северного Казахстана с развитым агропромышленным комплексом стимулирование формирования крупных сельскохозяйственных компаний, а также эффективных фермерских хозяйств, развитие инфраструктуры зернового экспорта;
− в регионах южного Казахстана с развитым сельским хозяйством, развитие механизмов кредитования, кооперации производителей с целью снижения издержек на основные операции.
Таким образом, развитие НИС напрямую зависит от эффективности инновационной деятельности на региональном уровне.
В соответствии с Программой развития науки, инноваций и содействия технологической модернизации на 2010-2014 годы в Казахстане были созданы региональные венчурные фонды (РВФ), которые формируются на принципах частно-государственного партнерства. Объектами инвестиционной поддержки должны являться частные предприниматели, действующие в отраслях, являющихся приоритетными для каждого региона, при этом предпочтение отдается бизнес проектам, которые только начинают стадию реализации.
Внедрение инновационных разработок в производство сопряжено с большими финансовыми вложениями, поэтому для малых и средних предприятий привлечение заемных средств является наиболее актуальной задачей.
Использование механизма банковского кредитования часто ограничено отсутствием у МСБ достаточного залога, а также отсутствием возможности использовать в качестве залога имеющуюся интеллектуальную собственность.
Таким образом, для финансирования инновационных малых и средних предприятий необходимо формирование механизма беззалогового предоставления финансовых средств, который может быть реализован в рамках создания региональных венчурных фондов.
Венчурный фонд осуществляет финансирование в виде инвестиций, которые направляются в акционерный капитал, либо в виде инвестиционного кредита, предоставляемый на длительный срок, без залога и под более низкие процентные ставки, чем банковский кредит [3].
Региональный венчурный фонд может быть образован в форме акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью либо некоммерческой организации. На наш взгляд, наиболее подходящей организационно-правовой формой регионального венчурного фонда является акционерное общество, т.к. эта форма является наиболее привлекательной для частных инвесторов (учредителей) фонда и позволяет реализовать рыночные механизмы венчурного инвестирования приоритетных инновационных проектов региона. Предлагаемый механизм функционирования регионального венчурного фонда представлен на рисунке 1.
В качестве учредителей фонда могут выступать государственные институты развития и местные органы государственного управления с привлечением частных инвесторов. Управление фондом осуществляет Совет директоров, который определяет основные направления работы фонда, порядок распределения прибыли между его участниками.
Рис. 1. Механизм функционирования регионального венчурного фонда
Примечание – составлено автором
По нашему мнению, вклад в уставный капитал регионального венчурного фонда не должен ограничиваться лишь финансированием из республиканского бюджета, необходимо задействовать и бюджет региона. Таким образом, местные органы управления могли бы напрямую участвовать в управлении венчурного фонда, осуществлять отбор проектов, являющихся приоритетными для предприятий данного региона. При этом доход с вложенных средств должны получать только частные инвесторы, доля прибыли институтов развития и местных органов управления рефинансируется.
Фонд проводит комплексную экспертизу поступающих проектов, которая может быть как внутренней, так и внешней с привлечением сторонних специалистов. Комплексная экспертиза включает в себя научно-технический, финансово-экономический и юридический аспекты и проводится в отношении тех заявок на финансирование, которые отвечают требованиям Правил фонда.
По результатам комплексной экспертизы проводится конкурсный отбор поступивших инновационных проектов. Предпочтение должно отдаваться тем инновационным проектам, которые являются востребованными в данном регионе.
Преимуществом венчурного фонда для МСБ по сравнению с другими механизмами поддержки инновационных проектов (например, с фондами прямого инвестирования), является возможность получения финансирования проекта на ранней стадии, что способствует его интенсивному развитию в короткие сроки. Для инвестора финансирование через венчурный фонд также обладает рядом преимуществ. Во-первых, отпадает необходимость самостоятельного поиска перспективных инновационных проектов. Во-вторых, частный инвестор на начальных этапах инвестирования может вложить строго определенную сумму и, в случае успешного развития проекта, увеличить финансирование, тем самым сократив свой предпринимательский риск.
Для местных органов государственного управления преимуществом является финансирование инвестиционных проектов в научно-технической сфере для реализации их малыми предприятиями на территории региона. Возможность участия представителей местных органов государственного управления (акиматов) в формировании регионального венчурного фонда в настоящее время реализована в законе РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 9 января 2012 года [4].
Тем не менее, для дальнейшего эффективного развития венчурной формы финансирования инновационных проектов, необходимо внесение изменений в законодательные акты республики, касающиеся развития инвестиционной и инновационной деятельности. Должны быть расширены возможности местных органов управления в отношении участия в венчурных фондах в качестве учредителя и/или инвестора, вхождения их представителей в совет директоров фонда. Дополнения к закону должны касаться и регулирования финансовых потоков фонда, порядка распределения полученной фондом прибыли с учетом интересов всех участников.
Литература:
1. Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. Астана, 2013 г.
2. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. Астана, 2010.
3. Абдимомынова А.Ш., Берикболова У.Д. Формирование и развитие венчурной индустрии в Казахстане. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-3. С. 438-440.
4. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 9 января 2012 года.