Развитие туристического кластера в региональной экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 11.03.2016

Статья просмотрена: 818 раз

Библиографическое описание:

Бекхожаева, А. К. Развитие туристического кластера в региональной экономике / А. К. Бекхожаева, Динара Жаркеткенева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.5 (109.5). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26858/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время туризм является одной из наиболее стремительно развивающихся отраслей сферы услуг. Выступая в качестве одного из эффективных катализаторов социально-экономического развития, индустрия туризма оказывает стимулирующее влияние практически на все смежные отрасли экономики.

Мировой опыт сегодня свидетельствует, что с помощью туризма можно:

- преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона;

- оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций;

- улучшить инфраструктуру;

- обеспечить занятость населения;

- поддержать предпринимательство и местную промышленность;

- улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ.

Рис. 1. Структура туристического кластера

Сегодня широкое распространение получили кластерные принципы организации производственного взаимодействия на региональном уровне.

Данный подход способен коренным образом изменить содержание региональной экономики, в том числе и сферы туризма. По мнению А.Ю. Александровой, решающую роль в развитии индустрии туризма сегодня играют кластеры, как один из эффективных способов привлечения клиентов и повышения конкурентоспособности туристической отрасли экономики. Она считает, что складывающуюся в рамках экономических зон систему взаимосвязанных фирм, организаций и учреждений в сфере путешествий и отдыха населения можно рассматривать как зарождающийся региональный туристический кластер [1].

Н.А.Пелевина считает, что туристический кластер является крупным самостоятельным межотраслевым хозяйственным комплексом, который лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее предприятия и организации разной отраслевой принадлежности. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей и производств региональной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность по удовлетворению потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании всех имеющихся туристических ресурсов региона [2].

Туристический кластер - сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий, фирм и учреждений, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Общую направленность целей кластерной организации туристического хозяйства обуславливают принципы туристического кластера. Для туристического кластера автором определены следующие основополагающие принципы:

1) взаимопонимание и готовность к сотрудничеству всех участников процесса;

2) равноправие и паритетность всех участников конструктивного диалога;

3) добровольность выбора форм сотрудничества;

4. взаимное информирование и выполнение, принятых на себя обязательств, согласно хозяйственным договорам, заключаемым непосредственно между участниками кластера.

Важнейшим элементом кластерного принципа развития региона является установление постоянного диалога всех участников процесса - малых и крупных предприятий, соответствующих властных структур, сервисных и научно-исследовательских организаций, системы профессионального образования, средств массовых информаций и др.

Чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация, по мнению профессора М. П. Войнаренко необходимо пять условий - «5И»:

1) инициатива - инициативные и влиятельные люди из числа предпринимателей, представителей власти, общественных организаций, учебных заведений, способные своим авторитетом, умом, организаторскими способностями и знаниями сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самых их членов, так и для региона;

2) инновации - новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные открыть новые возможности в конкурентной борьбе;

3) информация - доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и веб - страниц, позволяющие получать преимущества в доступе к рынкам снабжения предметами труда, сбыта продукции, квалифицированной рабочей силы и т. п.;

4) интеграция - предусматривает использование новых технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке науки и органов власти;

5) интерес - обеспечивает основное условие жизнедеятельности предпринимательской или общественной структуры, которое обязательно предполагает наличие заинтересованности участников кластерных объединений и получение ими экономической выгоды [3].

Заинтересованность региональных органов власти по отношению к территориально-отраслевым кластерам проявляется в расширении поля занятости населения и налоговых поступлений, комплексном решении научно-технических проблем территориальных образований, активизации инвестиционных и инновационных процессов. Именно инновации обеспечивают рост конкурентоспособности продукции, производимой в рамках кластеров, увеличивая их прибыль, а с другой - повышают экономический потенциал и конкурентоспособность региона в целом. В то же время, рыночные структуры, входящие в кластер, заинтересованы в формировании соответствующей нормативно-правовой базы, создании и развитии институтов инфраструктуры, способствующей успешному функционированию ассоциированных форм предпринимательства.

Преимущества кластерного подхода для органов власти состоят в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к туристической сфере экономики региона. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.

Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместных усилий бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Роль, которую играют бизнес и власть при создании и развитии отраслевых кластеров различна, но взаимодополняющая.

Литература:

1 Александрова А.Ю. Роль туриндустрии в развитии национальной экономики//Вестник НАН РК.- 2014.- №4.- с.111.

2 Пелевина Н.А. Есть Чарын и Кольсай, а туристы скучают//Казахстанскаяправда, 2013.- 28.10.- № 292- 293.- с.5.

3 Войнаренко М.П. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 2012. – 160с.

Основные термины (генерируются автоматически): туристический кластер, региональная экономика, кластер, кластерный подход, орган власти.


Задать вопрос