В статье характеризуются возможности предметной области «Окружающий мир» для формирования универсальных учебных действий младших школьников, приводится пример урока, направленного на формирование таких действий.
Ключевые слова. Универсальные учебные действия.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат — научить учиться. «Умение учитьСЯ» — есть процесс, в котором учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
УУД — это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Система универсальных учебных действий прописана во ФГОС второго поколения для начальной школы. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт, должен не только научить читать, писать, считать, но и сформировать универсальные учебные действия.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
УУД можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, способность оценивать свое место в окружающем мире и современном обществе, участвовать в его познании, созидании и преобразовании. Особая значимость курса «Окружающий мир» в формировании у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия?
Лев Николаевич Толстой утверждал, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».
Три постулата заложены в основание нашего урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Мы расскажем, как формируем УУД на примере фрагментов урока окружающего мира для 3 класса УМК «Перспектива».
Тема «Самое главное вещество на Земле»
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме “Вода”.
Данный урок — урок «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие этапы:
Организационный этап. Мотивация кучебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
—Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Данный этап урока включает проверку готовности детей к уроку, настрой на учебную деятельность, мотивирование к учебной деятельности.
— Поэт Сеф писал:“Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает, кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать богатства окружающего нас мира.
Актуализация знаний ипостановка проблемы.
Актуализация знаний — этап восстановления в памяти обучающихся тех знаний и умений, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения, «открытия» новой темы.
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Значит, на каждом уроке нам необходимо создавать условиядля формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Таким образом, идет формирование регулятивныхУУД: самоопределение к деятельности, нацеливание на успешную деятельность.
Формирование личностных УУД: учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.
Коммуникативные действияобеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Есть одно богатство, без которого вообще нельзя обойтись. Что же это за самое главное вещество на земле?
На этом этапе используем загадку, подходящую по теме:
Я и льдинка голубая, я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная, я по травке разлита,
Догадайся, кто же я? (ВОДА)
А как вы догадались, что это вода?
Сформулируйте тему нашего урока.
Верно, сегодня мы будем говорить о воде.
Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, — это вода. Что вы ждете от сегодняшнего урока? А важна ли эта тема, может ли она пригодиться в жизни? В каких ситуациях?
Для мотивации на постановку цели своей деятельности и интерес к теме, применяем приём «Кластер».
Что вы знаете о воде? Где в природе мы встречаемся с водой?
Работа идет по группам, дети выступают.Затем на интерактивной доске появляется «виноградная гроздь».
При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
А потом ученики сами поставили для себя цель урока. (Узнать, почему воду называют одним из главных богатств на Земле.)Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации.
Регулятивные действияобеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания — незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулируют тему и цель урока. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребёнка правильно планировать свою работу на уроке, научиться составлять алгоритм работы на уроке, каков будет результат, чего он хочет.
Выявления места ипричины затруднения.
На данном этапе мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, контроль и оценка процесса, результатов деятельности.
Если ученики не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне возможно, что кто — то из детей может дать ответ.
Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.
Что нужно делать, если чего — то не знаешь, а хочешь узнать? (Спросить того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедиях, книгах.)
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем — побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Озвучивание проблемы может подвести детей к теме урока и задачам, которые могут быть на данном уроке решены. Решение проблемы приводит к «открытию» новых знаний, которое является результатом активной деятельности детей
Каким путем сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос или услышать готовый ответ учителя? Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.
Еще не все тайны воды раскрыты.
Чтоб нам о воде всё — всё разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А также различных журналов и книг,
Чтоб все её тайны открылись нам в миг. (С.Олегова)
Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работы, и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения — учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.
Работа с текстом учебника. Используем приём «Инсерт» из технологии РКМЧП. Дети читают текст и делают специальные пометки на полях. Технология РКМЧП — универсальная, «надпредметная», она формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Данная технология направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, т е пробудить в нем самостоятельную исследовательскую, творческую активность.
Здесь происходит формирование познавательных УУД: понимать цель чтения и осмысление прочитанного, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурировать знания.
Первичное закрепление спроговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.
Работу с текстом мотивирует интересный приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт вопрос по тексту. Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.
Так формируются:
— личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
—познавательные УУД: строить сообщения в устной форме;
воспринимать основной смысл познавательных текстов, выделять существенную информацию; устанавливать причинно-следственные связи;
— коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Активная деятельность, направленная на применение нового знания.
Для пробного усвоения знаний дети включаются в активную деятельность. Современные учебники и тетради на печатной основе предлагают ряд заданий, направленных на решение данной задачи. Во многих из них определен круг обязательных заданий, которые могут выполняться совместно, в ходе фронтальной работы, и ряд заданий различного уровня трудности, которые дети могут выполнять по выбору в зависимости от своих возможностей. Кроме работы с учебником и тетрадями, учащиеся могут быть задействованы в выполнении творческих созидательных заданий (рисование, лепка и подобное).
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Самостоятельная работа ссамопроверкой по эталону (практическая работа, опыты)
На этапе выполнения практической работы «Исследование свойств воды» можно формировать различные группы УУД.
Например, исследуя форму, цвет, запах, вкус воды, ученики узнают, что она не имеет формы, текуча, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха и вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, при кипячении испаряется, является растворителем для некоторых веществ, наличие соли в воде повышает её плотность.
Таким образом, на данном этапе мы формируем у детей:
— познавательные УУД: способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение), извлекать необходимую информацию из увиденного, осознанно и самостоятельно строить речевое высказывание, выдвигать предположения и обосновывать их, самостоятельно находить способы решения проблем.
— регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с планом, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь, выполнять взаимопроверку и корректировку, взаимооценку и самооценку учебного задания, контролировать выполнение работы, осознавать уровень и качество усвоенного.
— коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Включение всистему знаний иповторение. Первичное закрепление.
На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, их роль и место в системе изученных учебных действий.
Рефлексия учебной деятельности.
Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). На этом этапе используем приём «синквейн».
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Если вы легко можете составить синквейн, то будьте уверены, что тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие материала. Впоследствии можно повторить данную тему, вспомнив свой синквейн.
Например:
Вода
Привычная, необычная, чистая, родниковая
Питает, течет, работает
Существует в трех состояниях
Вечный путешественник
Без воды не будет жизни
Сокровище
Таким образом, формирование и развитие УУД возможно на каждом этапе урока. Для этого нужно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебные задания.
По мере формирования УУД, меняется роль ученика. Из пассивного, созерцающего ребёнка, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность, приобретает умение учиться, что обязательно отразится на качестве знаний.