В статье характеризуется сущность интеллектуальных компетенций младших школьников, обосновывается их взаимосвязь с продуктивной деятельностью, показываются способы формирования интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных задач.
Ключевые слова: компетенции, олимпиадные задачи.
Сегодня перед российской школой стоит важнейшая задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников, то есть современных ключевых компетенций, необходимых для динамичной адаптации человека к обществу и полноценного функционирования в нём.
Интеллектуальные компетенции — это владение учащимися приемами умственных действий и операций. Такие приемы порождаются содержанием учебного материала, особенностями психической деятельности учащихся, приемами преподавания и др. и существует как объекты, подлежащие усвоению.
Способы выполнения действий моделирования выделенного общего отношения, преобразования модели и др. также являются составляющими интеллектуальных компетенций, но они больше отражают условия выполнения алгоритмической деятельности: моделировать целесообразно то действие, которое многократно используется в варьирующихся условиях; его ориентировочная основа (ООД), будучи обобщенной, остается неизменной во всех случаях выполнения действий с объектами в пределах заданной совокупности. Но учебная деятельность может быть эвристической, для выполнения которой у ученика нет ООД, он должен найти её в конкретных условиях предложенного ему нестандартного задания [1].
Кроме того, необходимо иметь в виду, что формирование у учащихся интеллектуальных компетенций первоначально осуществляющихся во внешних действиях с математическими объектами путем придания этим действиям специальной ориентации [4], [3]. Это — исходное положение методики формирования у учащихся интеллектуальных компетенций в обучении математике.
К общеинтеллектуальным (метапредметным) принадлежат компетенции анализировать, сравнивать, классифицировать, прогнозировать способ деятельности и др. В обучении математике они проявляются не редко в единстве с исполнительскими операциями. Переключение в обратный ход мыслей, вычленение элементов фигур, из данных предметов (цифр, отрезков и т. п.) новых объектов, составление алгоритмов решения задач определенного вида и др. — специфические математические интеллектуальные компетенции учащихся. Оба вида компетенций взаимосвязаны, взаимозависимы, формируются и проявляются на одном и том же учебном материале, реализуются в единстве
Одним из средств формирования интеллектуальных компетенций является решение олимпиадных задач [1]. Олимпиадные задачи в математике — термин для обозначения круга задач, для решения которых обязательно требуется неожиданный и оригинальный подход (А. Н. Колмогоров, Д.Пойа).
Олимпиадные задачи можно разделить на:
1) нестандартные задачи
2) задачи повышенной сложности
3) логические задачи
4) задачи на «смекалку»
5) задачи олимпиадного характера на геометрическом материале
При решении олимпиадных задач можно использовать эвристические подходы, которые широко исследовались в работах американского математика- методиста Д.Пойа.
Процесс решения задачи Д. Пойа разделяет на четыре этапа, применительно к каждой задаче.
1) Понимание постановки задачи.
2) Составление плана решения задачи
3) Осуществление плана
4) Взгляд назад (изучение полученного решения)
Существуют типичные эвристики, на которые следует обращать внимание учащихся при решении задач олимпиадного характера. Они взаимосвязаны между собой; формирование одной из них способствует в то же время формированию другой. Одни их них сравнительно просты по составу, другие, наоборот, являются более сложными. Важно отметить, что между рекомендациями Д.Пойа и использованием эвристик есть тесная связь: выполнение рекомендаций Д.Пойа побуждает учащихся к использованию известных им эвристик или открытию новых.
В вопросах развития особую роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Систематическая работа учителя в режиме творческого обучения [5]., когда ежедневно ученикам предлагается решить на уроке (по желанию на выбор) нестандартные задачи, что способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений. Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволит каждому школьнику проявить себя и предложить свой, отличный от других вариант решения [2].
Рассмотренные приёмы определяют направленность работы учителя на создание условий для творческой деятельности учащихся, повышения их умственной активности и, следовательно, для формирования интеллектуальных компетенций.
Литература:
- Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Математические олимпиады в современных условиях. Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61–63.
- Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Причины вычислительных ошибок младших школьников и пути их предупреждения. Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Т. А. Чичканова (ответственный редактор). Самара, 2015. С. 284–288.
- Лысогорова Л. В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007.№ 9. С. 228–233
- Лысогорова Л. В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
- Кочетова Н. Г., Севенюк С. А., Лысогорова Л. В. Юбилею факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии посвящается//Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 5–7.