В статье рассматриваются вопросы художественного воспитания детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
Ключевые слова: художественное воспитание и развитие, проектная деятельность, изобразительное творчество, дошкольник.
Мир современного детства изменился, сформировалась новая субкультура детства, точнее сказать, она находится в непрерывном движении и состоянии постоянного изменения. Социальные условия развития ребенка дошкольного возраста сегодня отличаются от условий вчерашнего дня. Ребенок лишился уникальной социализирующей среды – дворовой культуры, «двора» как носителя социальных установок, средства инкультурации [4, с. 288]. Городское пространство – это «культурный ландшафт» для юного горожанина-дошкольника, который выступает как активный «актор» (по определению социологии детства) [8, с. 3-4]. Исследователи и педагоги-практики предложили организацию общения с городской средой через «образовательные маршруты», которые основываются на методе проектов [6, c. 498].
Современные исследователи отмечают возрастающий интерес педагогов дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) к методике проектирования. Она приобретает, как пишет А.К. Белолуцкая, «заслуженную популярность», хотя на практике и не всегда соблюдаются ее принципы: она частично заменяется или исследовательской, или даже просто учебной деятельностью [2, с. 16–25]. Исследователь считает, что преимущества метода проектов заключаются в его универсальности: он обеспечивает развитие у детей предметных знаний, умений и навыков, универсальных компетентностей и личных качеств; индивидуальный подход в обучении (выбор, вариативность, индивидуальный интерес) с завершенностью в конкретном продукте; «площадку» для детской инициативы; максимально вовлекает родителей в процесс взаимодействия. Именно эту форму сотрудничества ребенка и взрослого Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают развивающей познавательные способности, взаимоотношения со сверстниками [3]. Г.Б. Агеева называет проектом «систему запланированных и применяемых на практике мероприятий», а также «условий необходимых для реализации поставленных планов» [1, с. 59]. Исследователь отмечает, что основная составляющая этого метода – целеполагание познавательной деятельности на определенный результат, который достигается в совместной деятельности взрослых и детей. Метод проектов ориентирован, отмечают Н.Ж. Килибаева, М.М. Исмагулова, опираясь на исследования основателя метода У. Килпатрика, на «самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени», этот метод «органично сочетается с групповым подходом к обучению» [5, с. 215]. Проекты могут быть разными по продолжительности, по количеству участников, по масштабам, по видам (исследовательские, творческие, ролевые и т.д. или включать все виды деятельности). И, как правило, предполагают наличие трех «П»: проблема + планирование + поиск информации + продукт + презентация продукта.
Как показала практика авторов статьи, в процессе реализации проектов основными проблемами выступают те, которые связаны с перестройкой привычных форм работы педагогического коллектива. Так, пришлось уделить особое внимание тому, чтобы отучить педагогов от постоянного желания перехватить у детей инициативу и начать руководить процессом, указывая детям дальнейшие действия как на этапе выбора темы проекта, так и на этапах его реализации. Сложно было создать условия, при которых дети могли самостоятельно искать информацию, выдвигать гипотезы, трудиться над созданием продукта. Еще одной проблемой стала организационная – как совместить в учебном процессе требования основной образовательной программы и работу в рамках проектной деятельности. Здесь педагоги предложили работу начинать с мини-проектов в группах и постепенно охватывать этой деятельностью в содержательном плане детский сад и привлекать родителей.
Также решили сконцентрировать усилия на «прикладных» проектах, имеющих ощутимый всеми результат. Родилась идея проекта «Расту вместе с городом (поселком)», которая от благоустройства двора детского сада перешла к пониманию необходимости благоустройства территорий своих дворов, изучению пространства города (поселка) как социокультурной среды. Акцент был сделан на художественную продуктивную деятельность, которая помогает ребенку наиболее полно в характерной для дошкольного возраста форме осмыслить и выразить отношение к внешнему миру.
После централизованной областной акции по избавлению от старых насаждений на территориях детских садов осталось много материала для творчества – пеньков, чурок, сухих листьев, гибких веток и т.д. Было принято решение большую часть усилий потратить на дизайнерскую часть проекта с использованием этого материала – «Мой любимый дворик», предполагающий разработку арт-объектов для детского сада. Согласно возрастной периодизации, воспитанники детского сада проявляют стремление изображать окружающую действительность согласно ее реальному состоянию, на основе аналитической деятельности, понимания особенностей объектов, явлений под грамотным руководством взрослого как посредника и носителя определенного художественного опыта [9, с. 60]. Для педагогов этот проект стал «пробой пера» в освоении алгоритма художественных проектов, он положил начало формированию «проектного мышления» педагогов. Для оказания методической помощи усилиями педагогов кафедры дошкольного образования СГСПУ были разработаны методические рекомендации для воспитателей с описанием технологии работы над проектом. В содержательном и организационном планах ставка была сделана на объединение усилий основного и дополнительного образования.
Для обеспечения информационной поддержки этого и последующих проектов были созданы информ-уголки для родителей в группах и на территории детских садов, обновлена информация на сайтах ДОО и т.д. Ежедневно в группах проводились информ-минутки с фиксацией достижений по проектам – рассказывали о результатах, ставили новые задачи. В процессе реализации проектов в качестве промежуточных итогов предусматривались праздники, знаковые события для семей воспитанников и детских садов, города (поселка), возрождение семейных и национальных культурных традиций.
Таким образом, опираясь на опыт коллег [7, с. 129–135], на свой собственный, можно заключить, что проектная деятельность в ДОО – эффективный метод творческого развития ребенка. Его результативность обеспечивается решением вопросов как субъективного (в основном), так и объективного характера (организация учебного процесса, объединение преимуществ и возможностей основного и дополнительного образования и т.д.).
Литература:
- Агеева Г.Б. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Educatio. – 2015. – № 7 (14)-1. – С. 59–60.
- Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ [Текст] / А.К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – № 4. – С. 16–25.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.
- Искрин Н.С. «Детское» пространство города: социализирующее влияние на ребенка микросреды двора [Текст] / Н.С. Искрин // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25-26 марта 2015 года) / Ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: АСГАРД, 2015. – С. 288–296.
- Килибаева Н.Ж. Использование проектного метода в обучении дошкольников [Текст] / Н.Ж. Килибаева, М.М. Исмагулова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 48. – С. 213–218.
- Литвинова О. В. Художественное развитие дошкольников и младших школьников в условиях предметно-пространственной среды города [Текст] / О. В. Литвинова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – С. 498–499.
- Лопсонова З. Б.Модель развития детско-взрослого сообщества [Текст] / З. Б. Лопсонова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Амосова. –2014. – Т. 11. – № 2. – С. 129–135.
- Чичканова Т. А. Город. Образовательные контексты [Текст] / Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика : сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С.3-9.
- Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Чичканова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 59–61.