В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.
Ключевые слова: задержка психического развития, коррекционно-развивающая работа, тренинговое занятие, эмоциональная сфера, техники.
Задержки психического развития и их коррекции – актуальный вопрос и проблема детской психоневрологии, логопедии, психологии, дефектологии. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте и о них можно говорить вплоть до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте, свидетельствуют о более тяжёлых интеллектуальных расстройствах, олигофрении [1, с.37]. На сегодняшний день, число детей, имеющих в своем заключении на ГПМПЦ диагноз «задержка психического развития» значительно возросло, по сравнению со статистическими данными за последние 5 лет. В структуре дефекта отмечается преимущественно ЗПР цереброорганического генеза, реже ЗПР смешанного генеза, тяжёлые нарушения речи (алалии, дизартрии, заикание). Также отмечается нарушение активности и дефицит внимания, эмоциональные расстройства и расстройства поведения, аутистические признаки.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают, что выпускник ДОУ, даже специализированной группы, должен овладеть средствами общения и способами взаимодействия как со взрослыми, так и сверстниками. В этом плане невозможно переоценить роль эмоциональной сферы, которая помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством взаимодействия с обществом.
Одной из отличительных черт детей с ЗПР является незрелость эмоциональной сферы, что в свою очередь, нарушает возможность свободного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, влияет на его обучаемость и прежде всего на социальную адаптацию. Дети с ЗПР отличаются повышенной возбудимостью, в некоторых случаях склонностью к аффективным вспышкам, поведение их характеризуется импульсивностью (В. И. Гарбузов, Л. В. Кузнецова), также можно говорить о недостаточной дифференцированности эмоциональных реакций, неадекватности и непропорциональности реакций на воздействия окружающей среды [4,с.72]. Отмечается недоразвитие
эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитив-
ности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха
к слезам и наоборот [4, с.90].
В специальной психологии изучению проблемы особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР посвящены многие исследования, и они, в основном, направлены на изучение особенностей таких детей, но методик, разработок коррекционных занятий очень мало и педагоги в дошкольных учреждениях сталкиваются с большой проблемой выбора материала для проведения коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР.
Для улучшения качества работы и эффективной динамики развития детей с проблемами в развитии специалистами нашего ДОУ была разработана Программа, в которую были включены тренинговые занятия, как метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Главной целью тренинга является развитие компетентности межличностного поведения и общения, а также помощь детям старшего дошкольного возраста с ЗПР справиться с негативными переживаниями, непропорциональностью и неадекватностью эмоциональных реакций, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Коррекционная работа осуществляется в несколько этапов. Главной целью первого этапа работы является ознакомление детей с базовыми эмоциями радости, страха, удивления, печалью, гнева, стыда, брезгливости, робости. Для этого используются пиктограммы, с изображением эмоций, объяснения мимического выражения каждой эмоции. Целью второго этапа работы является научить детей адекватно выражать эмоциональные состояния. Целью третьего этапа является научить детей понимать эмоциональные состояния других людей. На четвёртом этапе работа должна быть направлена на формирование способности дифференцировать эмоции.
Также важно использовать в работе способы преодоления тревожности: выработку конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой [5, с. 64]. А также укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представление о себе, забота о «личностном росте» человека.
Структура тренингового занятияПрограммы включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2–4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания (домашнее задание). Ритуал приветствия позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и т.п.) Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы: одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание тренингового занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия и т.п.). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы [3, с. 68]. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к психогимнастике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2–4.
Рефлексия занятия — оценка занятия (арт-терапия, беседы). Применяются два вида оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). Ритуал прощания проводится по аналогии с ритуалом приветствия с цельюактивации положительных эмоций, снятия психоэмоционального напряжения. Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
Используемые техники в работе с детьми:
1.Арт-терапевтические- рисование пальцами рук, ладошками, коллективное рисование, индивидуальное.
2. Пескотерапия(работа с живым песком, с цветным песком).
3. Маскотерапия(работа с шаблонами лиц, позволяющая познакомиться с особенностями собственного внутреннего эмоционального мира, а также с миром других людей. А также этот метод позволяет работать с тревожностью и страхами детей).
4. Релаксационные техники,как способ овладения навыками саморегуляции и сохранения более ровного эмоционального состояния, позволяющего ребёнку лучше понять свои чувства и состояния.
5. Занятие в сухом бассейне способствует формированию психомоторных способностей, снижают повышенное психическое возбуждение,
развивают способность к активному воображению.
Можно говорить о том, что проведение тренинга в рамках Программы на развитие эмоциональной сферы для детей с ЗПР является эффективным способом работы с данной категорией детей. Об этом свидетельствует наблюдение за поведением детей во время групповых занятий, беседы с педагогами групп и родителями воспитанников, их анкетирование, данные сравнительных результатов мониторингового исследования (эмоционального состояния и агрессивности, тревожности и самооценки) до и после реализации Программы. В результате проведения тренингов с детьми с ЗПР улучшается степень дифференцированности эмоциональных состояний, снижается уровень общей тревожности, эмоциональная сфера данной категории детей становится более устойчивой. Происходит снижение эмоционального напряжения детей, создание положительного микроклимата в группе дошкольников, формирование адекватных форм поведения в коллективе.
Таким образом, можно говорить о том, что Программа по развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР и включённые в неё тренинговые занятия эффективно реализуются и об этом свидетельствуют не только диагностические данные мониторинговых исследований, но и тот факт, что 73 % детей, имеющие в своем диагнозе «задержку психического развития», при поступлении в специализированную группу детского сада, готовы к успешному обучению в массовых классах образовательных учреждений.
Литература:
- Грачева Т. В., Зозуля Т. В. «Динамика и прогноз заболеваемости психических расстройств»// Журнал невропатологии и психиатрии. 2001. Т. 101. к.3.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов психологических факультетов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Панфилова М. А. «Игротерапия общения». Издательство «ГНОМиД». М., 2001.
- Специальная психология Пособие для студентов дефектологических факультетов вузов. / под редакцией В.И. Лубовского. 2-е изд. М.: Академия, 2005.
- Шишова Т. Страхи – это серьезно. СПб.: Издательский дом «Искатель», 2007.