В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.
Ключевые слова: универсальных учебных действий, начальная школа, изобразительное искусство, технология, музыка.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способностьсубъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социальногоопыта.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
• Личностный (самоопределение, нравственно-этическое оценивание);
• Регулятивный (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка);
• Познавательный (общеучебные, постановка и решение практических задач, логические…);
• Коммуникативный (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией…).
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Формирование УУД на уроках музыки
Универсальные учебные действия - это способы, приемы, которыми пользуется ученик для решения учебных задач, причем «универсальность» обозначает независимость самого действия от содержания. То есть если ребенок знает, что такое сравнивать (выделять сходства и различия), то ему все равно, что сравнивать, будь это сказочные герои или музыкальные жанры, потому что это умение сравнивать поднялось над предметным и стало универсальным.
Таким образом, сущность регулятивных действий - это контроль за своим поведением, исходя из того в какой роли выступает ученик: слушатель он в данный момент урока или исполнитель.
Виды музыкальной деятельности, которые помогают формировать это учебное действие:
1) соблюдение певческой установки: петь стоя или сидя, спина прямая, плечи развернуты; следить за звучанием своего голоса; петь плавным, мягким звуком; гласные тянутся до конца, если слог заканчивается согласной, то она звучит уже с последующим слогом;
2) поиск информации в предложенных источниках: сосчитать животных, предметы, определить время года, место действия, которые встречаются в словах песни, при первом прослушивании; определение мажорного или минорного лада, характера мелодии; следить за движением мелодии: восходящая, нисходящая и показать это пластическим жестом; определение простой музыкальной формы: куплетная или вариационная;
3) выявление характерных особенностей жанров: что можно сделать под эту мелодию: шагать, танцевать или мечтать; умение разбираться в разных маршах (военных, спортивных игрушечных), танцах (польке, вальсе, галопе); определять строение произведения: марша, песни, танца; услышать сочетание разных жанров в одном произведении;
4) заучивание материла наизусть в классе: эстафета учитель - ученики: по куплету, меняясь ролями; деление на группы: одни исполняют, другие слушают; частично вместо слов использовать прием вокализации, т.е. пение на гласных звуках; чередование пения и ритмического аккомпанемента. ;
5) поиск ошибок: смена темпа в знакомом произведении; изменение динамики; исполнить другими штрихами: вместо плавного звучания отрывистое и наоборот; изменить регистр звучания со среднего - на высокий, с низкого - на средний;
6) взаимоконтроль: игра «Угадай мелодию» по нескольким первым звукам; викторина по определению жанров; услышать знакомые тембры и определить их; какова национальная принадлежность прозвучавших народных танцев;
Любое задание, которое выполняют дети, должно заканчиваться анализом их результата, ответом на вопросы «Соответствует ли результат поставленной цели? Есть ли ошибки? Какие были трудности и как вы оцениваете свою работу?». Завершение любого задания словами «дополни», «поделись», «покритикуй» имеет значение, потому что это выстраивает систему регулятивных шагов ребенка и формирует его контроль, самоконтроль, а, следовательно, он может преодолевать ошибки.
Формирование УУД на уроках технологии
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников
В данном предмете элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Рассмотрим формированиекаких познавательных универсальных учебных действий можно выделить на разных этапах урока технологии.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализируется требования со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются рамки («могу»)- целеполагание ;
Актуализация : изученных способов действий, их обобщения ; мыслительных операций и познавательных процессов; мотивирования к учебному действию и его самостоятельное осуществление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация ; использование знаково-символических средств ; подведение под понятие
Выявления места и причины затруднения. Обобщение, аналогия ; определение основной и второстепенной информации ; постановка и формулирование проблемы ; выбор наиболее эффективных способов решения задач ;
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Использование знаково-символических средств ; установление причинно-следственных связей ; выполнение действий по алгоритму ; построение логической цепи рассуждения, доказательства ;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное выполнение задания, самопроверка, выявление возможных ошибок, определение способов действий. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; использование знаково-символических ; подведение под понятие ; выполнение действий по алгоритму;
Рефлексия учебной деятельности на уроке.Фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, намечаются дальнейшие цели ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;
Итак, формирование познавательных универсальных учебных действийвозможнона каждом этапе урока.
Формирование УУД на уроках ИЗО
Термин «коммуникативность» означает способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. В процессе формирования УУД на уроках ИЗО важно научить учащихся пользоваться языком изобразительного искусства, как средством общения. Поэтому уже в первом классе вводится основная часть терминологии изобразительного искусства: виды и жанры ИЗО; художественные материалы; выразительные средства: линия, штрих, тон; цветоведение: ахроматические и хроматические цвета, главные и дополнительные цвета и их получение , тёплые и холодные световые гаммы; композиция и ее правила. Эти термины и понятия лучше вводить используя различные игровые технологии: уроки-сказки, путешествия, праздники.
В следующих классах терминология дополняется, углубляется, систематизируется и обобщается за счет разнообразия тем рисунков, усложнения поставленных задач и разнообразия техник исполнения.
В свою очередь, умение пользоваться языком изобразительного искусства позволит учащимся донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать высказывания собеседников; выразительно читать и пересказывать содержание текста .
Ещё одно коммуникативное учебное действие - заранее договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках ИЗО и следовать этим правилам. Для этого на самых первых уроках устанавливаются правила подготовки, организации и уборки рабочего места, правила по технике безопасности при работе с разными художественными материалами и принадлежностями.
Важным пунктом формирования коммуникативных УУД является умение согласованно работать в группе: планировать работу, распределять обязанности, понимать общую задачу проекта и точно выполнять своё задание, а так же уметь выполнять различные роли в группе.
На мой взгляд, этому формированию как нельзя лучше способствует такой вид групповой работы как викторина. Ученики делятся на команды под разными названиями, получают задания, выполняют их, зарабатывают баллы и подводят итоги, проверяя правильность выполнения заданий.
В результате этой игровой деятельности и формируются коммуникативные учебные действия: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров, уметь точно выражать свои мысли.
Литература:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
- Гембицкая Е.Я. Расширение музыкального кругозора учащихся // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С.221-225
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Академия, 1998. 240с.
- Конышева Н.М. Технология 4 класс, Ассоциация XXI век. Серия: Гармония, 2015.168с.
- Спутник учителя музыки. /Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. 215 с.