В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, технологическая карта урока, тьюторская площадка.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Универсальные учебные действия - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания 1.Виды УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Планируемые результаты обучения неразрывно связаны с процессом формирования УУД. Уровень освоения учебных действий с изучаемым материалом зависит от спектра выполняемых учащимися заданий. Задача нашей площадки состояла в том, чтобы выделить в учебниках математики упражнения, которые встречаются на протяжении всей начальной школы, составить к ним систему вопросов, заданий, направленных на формирование различных видов УУД. Все упражнения по математике мы занесли в следующую таблицу.
Упражнения из учебника |
Задания на формирование познавательных УУД |
Задания на формирование регулятивных УУД |
Задания на формирование коммуникативных УУД |
Задания на формирование личностных УУД |
Подробнее мы остановились на упражнении «реши уравнение». Тема уравнений в начальной школе рассматривается следующим образом.
1класс |
Уравнения вида а + х = b, a – x = b, х – а = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым. Проверка решения. Комментирование решения уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым. |
2 класс |
Уравнения вида а * х = в, а : х = в, х : а = в, решаемые на основе графической модели ( прямоугольник). Комментирование решения уравнений. |
3 класс |
Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящие к цепочке простых( вида а + х = в, а – х = в, х – а =в, а * х = в , а : х = в, х : а = в). Комментирование решения уравнений по компонентам действий. |
4 класс |
Простые и составные уравнения. Комментирование решения уравнений по компонентам действий. |
К упражнению «реши уравнение» мы составили систему вопросов, заданий, направленных на формирование различных видов УУД. Например:
Упражнения из учебника |
Задания на формирование познавательных УУД |
Задания на формирование регулятивных УУД |
Реши уравнение |
докажи, что данная запись является уравнением; прочитай уравнение разными способами; составь уравнение к рисунку; раздели уравнения на группы по какому-либо признаку; найди «лишнее» уравнение и объясни, почему оно «лишнее»; подбери уравнение к модели; реши уравнение и составь к нему обратное уравнение; составь рассказ о корне уравнения; составь свое уравнение данного вида; составь модель способа решения уравнений определенного вида; составь истинные и ложные высказывания о данном уравнении; измени уравнение так, чтобы его корень увеличился (уменьшился); измени уравнение так, чтобы изменился способ нахождения неизвестного компонента; составь задачу к данному уравнению. |
составь алгоритм решения уравнения; расскажи план своих действий при решении простого (составного) уравнения; найди в тексте уравнение с неизвестным слагаемым (множителем, уменьшаемым и т.д.) и реши его; реши уравнение и сверь с образцом; проверь решенное уравнение, найди ошибки и исправь их; проверка уравнения в парах; выпиши корни уравнений в определенном порядке, сверь с образцом; составь вопросы для одноклассников по теме «Решение простого уравнения»; составь список своих ошибок при решении уравнений, определи причину ошибок. |
Рассмотрев систему упражнений из учебника, педагоги-ведущие тьюторской площадки предложили участникам семинара попробовать подобрать задания для составления этапа «Актуализации знаний» в технологической карте урока по теме «Уравнения».
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание математики в начальной школе. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания.2,4Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта? По нашему мнению, наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно «Технологическая карта урока», как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
Технологическая карта урока позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
По мнению учителей, повышение качества образования происходит за счет того, что:
-учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;
-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
-обеспечиваются условия для применения ЗУН в практической деятельности.
Предложив участникам тьюторской площадки спроецировать один из этапов урока математики на тему « Уравнение. Решение уравнений вида х+а=б», мы дали готовую технологическую карту урока, в которой пропущен этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии». Участники получили конверт с заданиями, которые необходимо будет найти для данного этапа, а также подобрать вопросы учителя, направленные на формирование познавательных и регулятивных УУД, прописать действия учителя на этом этапе.
Участниками семинара были выделены следующие задания и прописаны действия учителя на данном этапе.
|
1.Объясните, что необходимо сделать в этом задании. 2. Составьте все возможные числовые равенства. 3.Каким правилом вы пользовались? 4. Выделите целое и части в числовых равенствах. 5.Как найти целое? 6. Как найти неизвестную часть? |
|
1.Что особенного в записи этих примеров? 2.Как обозначен неизвестный компонент? 3.Вставьте числа в «окошки» 4.Какие знания вам пригодятся при выполнении этого задания? 5. Выпишите числа, которые вы подобрали. 6. Расставьте числа в порядке возрастания. 7. Что вы можете сказать об этих числах? 8. Как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента, рисовать «окошко»? 9.Какое равенство у вас получилось? 10. Кто может прочитать это равенство? 11. Как вы думаете, что значит решить уравнение? 12. Чему будет посвящен наш урок? |
|
1.Объясните, что необходимо сделать в этом задании. 2. Как называются такие равенства? 3. Верно ли решено уравнение (а)? 4.Что мы находили в первом, во втором и третьем уравнении? 5.Как называется результат уравнения? 6. Что общего между первым и третьим уравнением? 7.Изменится ли знак действия, если нужно будет находить первую часть? |
После работы с технологической картой участникам семинара был показан видеофрагмент урока математики во 2 классе по теме «Уравнения», в котором можно было увидеть, как работают учащиеся с предложенными заданиями, как учитель строит систему вопросов, направленных на формирование различных видов универсальных учебных действий. .3
Литература:
- Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях. Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
- Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233
- Кочетова Н.Г., Севенюк С.А., Лысогорова Л.В. Юбилею факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии посвящается//Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 5-7.
- Зубова С.П. Формирование обобщений у учащихся 4-6 классов в обучении математикеавтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Саранск, 1994