Продуктивное обучение в практике современного детского сада
Фомичева Юлия Юрьевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 321» г.о. Самара
Зеленина Наталья Владимировна, воспитатель
СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова (Самарская обл.)
В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, продуктивная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) ориентируют на активное использование воспитателями и педагогами продуктивных методов обучения детей. Они обеспечивают решение задачи развития творческого начала в ребенке, его самостоятельности в осуществлении всех видов деятельности, определяемых возрастными особенностями.
Под продуктивными методами обучения исследователи и педагоги-практики понимают методы, которые помогают организовать деятельность ребенка не на простом усвоении знаний и их воспроизведении на репродуктивной основе, а на основе творческого подхода, помогающего «добывать» новые знания и получать определенный продукт деятельности. Это – известная классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, которая строится на учете характера учебно-познавательной деятельности детей по усвоению учебного материала. Продуктивная деятельность, указывает О.В. Литвинова, «предстает результатом осмысления и переживания культурного смысла» [2, с. 498].
Качественные характеристики образовательного процесса, особенно его продуктивная часть, зависят от готовности не только детей, но и педагогов к творческой активности, что проявляется в «желании развиваться и искать собственные пути решения образовательных задач», в способности генерировать новые способы и моделировать их на практике [5, с. 163]. Особенно роль педагога возрастает в ситуациях организации совместной деятельности детей для решения конкретных задач продуктивного характера [6, с. 60]. И именно этому моменту, как отмечает А.Ф. Шмидт, в научных работах современных исследователей уделяется недостаточное внимание – поиску ответов на запросы практики [7, с. 90].
В ежедневном общении детей кроме усвоения необходимого и определенного возрастом набора социальных норм должно быть место проблемным ситуациям и задачам, решение которых пробуждает инициативу детей и самостоятельность. Безусловно, взрослый на первом этапе должен показать ребенку алгоритм выхода из проблемной ситуации, обеспечить соответствующими навыками и умениями в ходе анализа, многократного повтора типовых действий (прежде всего связанных с безопасностью). Следующий этап – понимание ситуации и попытка поиска выхода из нее в совместной деятельности. Под совместной продуктивной деятельностью подразумевается деятельность нескольких субъектов, цель которой – производство конкретного продукта (например, рисунка, аппликации, модели из конструктора, спектакля и т.д.).
Характерным для будней детского сада является стремление педагога взять инициативу в решении задачи на себя, попытка мотивировать ребенка оборачивается пошаговым показом (подсказкой) и контролем действий ребенка. В этом случае тщательно продуманная и подготовленная педагогом проблемная задача теряет всякий смысл, превращаясь в «тренинг» с заботливо протянутой ребенку рукой помощи. Опрос в детских садах, в которых работают авторы статьи, показал более 79% «признаний» воспитателей и педагогов в таких вынужденных «уклонениях» от изначально задуманных проблемных ситуаций. Понимание педагогами значимости продуктивного обучения не исключает на определенном этапе отказа от него в массовой практике.
Для обеспечения образовательного результата на первый план выступают субъективные характеристики педагогического состава ДОО: наличие у педагога терпения, готовности «идти за ребенком» (по А.Ф. Шмидт) в познавательном процессе, желания понять и принять логику действий воспитанника. Продуктивная деятельность в силу своего творческого характера требует от педагогов готовности к быстрому переключению в условиях незапланированных ситуаций и определенной непредсказуемости в поведении детей при решении ими проблемной задачи. Обязателен для педагога и хороший словарный запас, поставленная речь (понятная ребенку), запас знаний, умений и навыков, позволяющих адекватно реагировать на вопросы воспитанников, уверенность в положительном результате и настойчивость в стремлении к нему. Именно эти качества педагоги определили как необходимые для эффективного развития ребенка в продуктивной деятельности (68%). Также педагоги отмечали длительность процесса решения проблемной задачи и, соответственно, необходимость временных ресурсов для этого.
Целенаправленная продуктивная деятельность обеспечивает формирование «основ творческой самостоятельности дошкольников», уверена Н.В. Бутенко, что предполагает «развитие продуктивного воображения, повышение уровня творческой фантазии, улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым задачам, улучшение пространственного представления и воображения, развитие творческих сторон интеллекта» [1, с. 76–77].
Формы совместной деятельности, предполагающей использование продуктивных методов, могут быть разными. При обращении к традиционным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) принималось во внимание воздействие средовых факторов на развитие творческих способностей детей. Как подчеркивают исследователи, создание определенной предметно-развивающей среды требует особого внимания, она должна предоставлять ребенку возможности для творческого развития [3, с. 103–104]. Среда использовалась как «набор эталонов», позволяющих показать разнообразие вариантов решения творческой задачи и изучение элементов, с помощью которых это происходит. Ярким примером может служить конструирование (Лего или любого другого набора). С учетом возрастных особенностей на первом этапе идет знакомство детей с фрагментами конструктора, затем с основными (базовыми) способами соединения частей, затем в тренировочном режиме собираются простейшие объекты из деталей, затем ребенок получает задание на выполнение конкретной задачи. При этом из набора элементов и соединений убираются те, которые предусматривают простейшие уже известные действия ребенка. Ему приходится осуществлять поиск недостающей детали самостоятельно, найти ей замену или «создать» новый элемент, функционально близкий отсутствующему. В завершении этой цепочки действий ребенок создает самостоятельную композицию.
Полезным опытом является «интерактивный праздник». Его отличительной чертой в контексте продуктивного обучения является (в отличие от традиционного праздника-концерта), как указывает Е.Г. Тимошенко, решение технологических проблем: «самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, поиски вариантов решения проблем, таким образом, воспитывается умение преодолевать трудности и радоваться достигнутым успехам» [4, с. 103–104].
Таким образом, продуктивное обучение в условиях ДОО обеспечивает решение взаимосвязанных задач по формированию познавательной мотивации детей, «проживание» радости творчества, развитие вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания и строить умозаключения, развитие творческих способностей, воспитание самостоятельности, инициативы и упорства в решении поставленных задач. И еще одна особенность: в период дошкольного детства процесс достижения запланированного результата в условиях продуктивной деятельности требует грамотно организованного взаимодействия взрослого и ребенка.
Литература:
- Бутенко Н.В. Формирование основ творческой самостоятельности дошкольника в процессе продуктивной деятельности [Текст] / Н.В. Бутенко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 2. – С. 76–77.
- Литвинова О. В. Художественное развитие дошкольников и младших школьников в условиях предметно-пространственной среды города [Текст] / О. В. Литвинова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – С. 498–499.
- Рудакова А. В. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности [Текст] / А. В. Рудакова // Молодой ученый. – 2015. – № 23 (103). – С. 1003–1004.
- Тимошенко Е.Г. Интегративный праздник как средство реализации активных методов в процессе обучения детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Тимошенко // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 69-72.
- Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] / Т. А. Чичканова, Н. С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163-166.
- Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Чичканова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 59–61.
- Шмидт А. Ф. Представления педагогов ДОО об условиях создания эффективной совместной деятельности дошкольников при выполнении продуктивных задач [Текст] /А.Ф. Шмидт // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 89–96. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2015_1_Shmidt.pdf.