В статье раскрываются основные проблемы организации заочного обучения
в условиях техникума, реализующего обучение без отрыва от производства.
Сегодня, как никогда прежде, профессиональное образование должно быть направлено на формирование менталитета людей как хозяев своей судьбы, в том числе владельцев, распорядителей основной своей собственностью – образованностью и профессиональной компетентностью. «Грубо говоря, мы нуждаемся в ином типе человека, способном жить в непрерывно изменяющемся мире» [А. Маслоу, 3, с. 61]. В подготовке такого специалиста особая роль отводится учреждениям среднего профессионального образования (в частности, заочным техникумам, реализующим образовательные программы без отрыва от производства).
Как и другие учебные заведения системы среднего профессионального образования, техникумы для обеспечения выживаемости вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает массу управленческих проблем. Неопределенность функционирования ставит их перед необходимостью проводить работу (сознательно или стихийно под воздействием обстоятельств, массовой организационной моды и др.) по совершенствованию управления с учетом сложившихся обстоятельств. Неслучайно западные эксперты оценивают действия руководителей российских образовательных учреждений как «управление под огнем». Прежние подходы и принципы, дававшие положительные результаты при традиционном режиме функционирования техникумов, сегодня уже не позволяют достичь желаемых показателей. Все ярче проявляется несоответствие системы управления новым особенностям управляемого объекта.
Этап развития, на котором находится сегодня педагогическая теория и практика управления среднего профессионального образования в контексте построения профессионального обучения молодежи без отрыва от производства, характеризуется рядом противоречий:
– между повышающимися требованиями к такой системе профессиональной подготовки и ее реальными возможностями;
– между достаточно большим массивом научных исследований по проблемам управления в образовании и отсутствием специальных исследований по определению регулятивов эффективного социально-педагогического управления образовательным учреждением среднего профессионального образования, реализующим обучение без отрыва от производства;
– между потребностью непрерывного профессионального образования и недостаточной разработанностью проблемы ранней профилизации в условиях интеграционных связей между ОУ разных ступеней обучения (школа, НПО, техникум, вуз).
– между требованиями обеспечения включенности всех участников образовательного процесса в совместное и самостоятельное управление и отсутствием системы их оптимального воплощения в повседневную жизнь в образовательных учреждениях;
– между необходимостью разработки системы управления многоуровневым образовательным учреждением, отвечающим требованиям рыночной экономики и отсутствием научного обоснования организационно-педагогических и социально-экономических основ управления подобной системой.
Разрешение этих противоречий связано с продуктивным выстраиванием в образовательном учреждении системы управления. Именно от управления, от его интегративной способности генерировать, побуждать, стимулировать, организовывать и воплощать в практику плодотворные научные идеи и концепции во многом зависит реализация поставленных перед профессиональным образовательным учреждением целей и задач подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с главными тенденциями развития производительных сил страны.
Особого внимания в решении управленческих проблем заслуживает решение задачи повышения качества подготовки специалиста, способного эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях, проявляя определенный уровень культуры, образованности, профессиональной компетентности. Современный специалист должен быть готов работать в условиях производства и эксплуатации промышленных роботов, гибких производственных систем и модулей, электронизации, автоматизации, компьютеризации производства, широкого применения роторных и роторно-конвейерных линий, биотехнологий; быть способен создавать и обслуживать новую технику и технологии; умение функционировать внутри новой системы экономического управления и стимулирования, внедрения прогрессивных форм организации и оплаты труда.
Ряд задач выдвигает и реальная практика: удовлетворение потребности будущего профессионала в персонализации, в самоосуществлении себя как личности; создание условий для самореализации, которая проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности); развитие специалиста как «целостной личности», способной на «естественное, органическое, рационально-оптимальное проявление и совершенствование физических, психологических, интеллектуальных и социальных потребностей и способностей в различных видах жизнедеятельности»; развитие позиции субъекта собственной деятельности; развитие способности и готовности к дальнейшему жизненному и профессиональному самоопределению, к возможной смене деятельности, к решению социальных, личностных проблем, которые встречаются на жизненном и профессиональном пути и др. «Современное профобразование должно быть направлено на формирование менталитета людей как хозяев своей судьбы, своей личности, в том числе владельцев, распорядителей основной своей собственностью, т.е. капитала, которым распоряжается практически каждый взрослый здоровый член общества – образованностью и профессиональной компетентностью» [М.А. Новиков, 4, с. 3].
Возможность получения образования без отрыва от производства (по заочной форме обучения) открывает для личности возможность интеграции образования в профессиональную деятельность. В самом предмете профессиональной деятельности человека содержится необходимость образования как способа своего рода замены индивидуального опыта опытом, накопленным предшествующими поколениями. Специфика заочного образования заключается в том, что его «ориентирующие смыслы» не усваиваются непосредственно как сумма готовых знаний, а подвергаются основательной личностной переработке. Законы, по которым это происходит, и есть главное «таинство» воздействия образования на профессиональную практику человека. Если профессиональная деятельность обеспечивает «истинное бытие», то образование обеспечивает «способ бытия» [Л.Н. Лесохина, 2, с. 15-16]. В процессе получения профессионального образования взрослый человек переосмысливает свой путь, проявляя при этом свою автономию и определенный уровень социальной зрелости. По существу взрослым он делает себя сам. Он сам творит свой профессиональный и социальный статус, становясь субъектом своей жизнедеятельности (С.Я. Батышев, С.А. Башарина, Л.В. Бродянская, С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова. А.И. Рабицкий, Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, А.Г. Соколов, Т.В. Шадрина. и др.).
Вместе с тем следует отметить, что в последние годы выпуск специалистов, обучающихся по заочной форме, не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Это объясняется как объективными, так и субъективными факторами, накладывающимися на специфику подготовки специалистов без отрыва от производства.
Заочная форма обучения стала массовой, заочник «помолодел» (если еще 15-20 лет назад заочно в большинстве своем обучались люди 30-50 лет, то теперь возраст заочников в основном – 17-35 лет). При этом не все обучающиеся заочно ставят своей целью по окончании техникума работать техниками, мастерами, однако они хотят приобрести знания по технологии производства, экономике отрасли, стремятся овладеть основами производственных процессов, наукой управления и организации. При такой самоустановке процесс обучения представляется им желательным, но не обязательным, а объем знаний и умений и требования, предъявляемые к ним, – завышенными для его профессии. Это порождает стремление к овладению минимумом знаний. Если в учебной группе такой настрой преобладает, качество подготовки специалистов снижается [М.Т. Громкова, 1].
Заочники – разновозрастная аудитория обучающихся от 17 до ….. лет, требующих особого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Соответственно встает проблема подбора педагогических кадров, осуществляющих процесс передачи знаний, способных при построении обучения активизировать субъектный опыт одних более старших студентов и обеспечить накопление такого опыта у более молодой аудитории.
Немалые трудности в заочном образовании создаются из-за низкого уровня общеобразовательной подготовки обучающихся (например, по математике, физике, химии и др.) и отсутствия у них навыков организации самостоятельного учебного труда. В педагогических коллективах эти трудности зачастую переносятся в разряд объективных, и поиски путей их преодоления не ведутся.
Проблемой является и недостаточный уровень образования. Как показывает практика, для поступающих на базе неполной средней школы, заочное обучение зачастую оказывается непосильным: срок обучения большой, в техникумах не предусматривается система заочного обучения на базе 9 классов, если абитуриент окончил вечернюю школу, то у него слабо сформированы навыки самостоятельного умственного труда. Проучившись более двух лет, такие студенты прекращают обучение, так и не получив образования
Еще одной проблемой является, на наш взгляд, разный уровень готовности обучающихся к усвоению профессиональных знаний.
Устойчивую тенденцию к сокращению имеет обучение в средней специальной школе без отрыва от производства на базе основного общего образования (девяти классов): в 1980 г. – 29,5%, в 1990 г. – 13,2%, в 2000 г. – 2,8%, в 2008 г. – 1,4%. Однако, потребность в подготовке специалистов без отрыва от производства на базе основного общего образования в последнее время возрастает, так как достаточно большое количество молодежи после окончания 9 классов из-за низкого экономического статуса семьи не имеет возможности продолжить обучение и вынуждено работать.
Следующая проблема связана со спецификой организации обучения студентов, не имеющих возможность (в силу разных обстоятельств) выехать за пределы территории проживания, и как следствие с построением обучения по месту проживания обучающихся и компоновкой групп.
Требуют также решения вопросы, связанные с наиболее эффективным использованием реального учебного времени, поскольку периоды сессий несут основную учебную нагрузку по систематизации и обобщению теоретического материала, выполнению лабораторных и практических работ, реализации всех видов контроля за учебной деятельностью обучающихся, по установке на дальнейшую самостоятельную работу.
К дидактическим проблемам относятся: низкий уровень методического обеспечения из-за неполного использования имеющихся в техникуме средств обучения; недостаточная реализация руководящей роли педагога как организатора познавательной деятельности обучающихся в межсессионный период; неполное информационное обеспечение, снижающее качество знаний, приобретаемых в процессе самостоятельной работы.
Чтобы обеспечить успешное решение проблем, процесс управления внутри образовательного учреждения, реализующего заочную форму обучения, на наш взгляд, должен быть связан с решением таких задач как:
– определение приоритетных направлений подготовки специалистов с учетом ориентации на рынок труда и специфику развития региона;
– создание материально-технических условий, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов;
– формирование соответствующей организационно-педагогической структуры и принципов управления учебно-воспитательным процессом;
– создание условий для непрерывного профессионального роста кадров, организации различных форм повышения квалификации и переподготовки;
– совершенствование программно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, развитие современных образовательных технологий;
– координация деятельности между образовательными учреждениями и производственными организациями, включенными в образовательный процесс;
– создание на базе техникума инновационных структур, связанных с разработкой и внедрением современных подходов к организации управления образовательным процессом.
Без эффективного решения этих задач образовательному учреждению невозможно будет пройти не только государственную аттестацию и аккредитацию, но и обеспечить достаточно высокое качество профессионального образования и дальнейшее свое развитие.
Выделяются и проблемы, связанных с организацией системы управления подготовкой специалистов по заочной форме обучения с учетом потребностей регионов. Например, в результате недостаточной координации из 46 специализированных техникумов, выпускающих по заочной форме обучения специалистов для автотранспортной отрасли, только один находится за Уралом – Красноярский автотранспортный техникум с филиалом в г. Иркутске, а остальные в центральной части России. Это приводит к ощутимым сложностям в деятельности этого специального учебного заведения по удовлетворению спроса Сибирского регионального рынка труда в кадрах, соответствующим возникающим потребностям (и по качеству, и по количеству).
Особого внимания заслуживает проблема построения непрерывного образования, носящего элементы интеграционного обучения и обеспечивающего плавный переход школьника из системы школы в систему начального, а затем среднего профессионального образования, с целью предоставления каждому человеку возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Включение заочного техникума в систему непрерывного (многоуровневого) профессионального образования приводит к поиску личностно и профессионально развивающих технологий, работающих на формирование профессионала нового типа, в основе которых лежат полилог с различными информационными средствами, интересы, цели, мотивы субъектов непрерывного образования. Так для ищущего работу доминирующими в сфере образования окажутся мотивы, связанные с профессиональной деятельностью (возможностью трудоустроиться, освоением новой специальности и т. п.). Для человека, имеющего стабильное место работы, значимость образования будет определяться возможностью с его помощью глубже приобщиться к профессиональным и культурным ценностям, расширить профессиональные контакты и т.д. Но если ценность образования исчерпывается чисто сиюминутными, ситуативными интересами, если оно не расширяет способ восприятия человеком мира и себя в нем, то его непрерывность ограничивается в лучшем случае чисто адаптивными функциями.
Заочному техникуму для обеспечения выживаемости и решения не только профессиональных, но и социальных проблем необходимо постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Это значит, что важно выстроить гибкую систему управления на основе использования известных достижений науки, бурно развивавшейся в нынешнем столетии в области управления.
Но это при этом следует учесть, что заочный техникум – это образовательное учреждение, осуществляющее образование взрослых, и, значит, его внутреннее управление и взаимодействие с внешним окружением должно быть продумано особым образом, с точки зрения оптимального выбора соответствующих возможностей и ресурсов. Только в этом случае техникум сможет реализовать качественную подготовку специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики, направить процесс обучения не на формирование узкопрофессиональных навыков, а на развитие многофункциональных умений, индивидуальных и творческих способностей студентов, осознанное профессиональное самоопределение, развитие профессиональной мобильности, готовности к смене технико-технологических требований производства.
Важно выстроить стратегию долгосрочного выживания, организовать процесс управления с позиции предвидения потребностей регионального экономического рынка в выпускаемых специалистах и возможности мобильно изменяться на уровне принятия управленческих решений в построении адекватной и гибкой организационной системы, способной к быстродействию в нестабильной социально-экономической и профессиональной ситуации.
Литература
1. Громкова М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях. – М.: Высш. шк., 1990. – 176 с.
2. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей…/ Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. – 274 с. – С.13.
3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425 с. – С. 61.
4. Новиков М.А. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. – 2000. – № 9. – С. 3-10.