The article describes the approaches to the definition of the concept of modern business infrastructure, and on the basis of this concept proposed by the author of market infrastructure regulation mechanism business segment in the national economy.
Keywords: market, business, infrastructure, market infrastructure, entrepreneurial infrastructure, a regulatory mechanism.
Создание инфраструктуры становления и развития предпринимательства рассматривается в качестве первоочередной задачи по стимулированию предпринимательской деятельности и снижению затрат и рисков при вхождении начинающих предпринимателей на рынок. В ее задачи должно входить не только обеспечение процесса формирования данного сектора экономики, но и создание условий для его эффективного и устойчивого развития, что возможно достичь через совокупность мер, позволяющих адекватно реагировать на изменяющиеся экономические условия, координируя деятельность элементов инфраструктуры на региональном и отраслевом уровнях управления. Институциональные факторы, характеризующие степень развитости инфраструктуры рынка, кроме факторов экономических, технологических, политических, природных и прочих, являются одними из важных факторов, влияющих на предпринимательство и его активность в любой сфере деятельности. Инфраструктура предпринимательства занимает особое место в экономической системе, поскольку исторически и логически возникает в процессе труда на основе разделения функций на основные и вспомогательные, а в дальнейшем приобретает более широкие масштабы, вплоть до возникновения инфраструктурных отраслей [4,2]. На наш взгляд применительно к предпринимательской деятельности необходимо различать понятия инфраструктуры: инфраструктура рынка и рыночная инфраструктура (рис. 1). Инфраструктура предпринимательства в совокупности формирующих ее элементов является механизмом, компенсирующим в условиях развития рынка растущие трансакционные издержки бизнеса, неупорядоченность и разнородность воздействий внешней среды, влияющие на деятельность хозяйствующих субъектов с целью повышения их конкурентоспобности и устойчивости на рынке [4]. Таким образом, системообразующие факторы, влияющие на формирование инфраструктуры предпринимательства, определяются совокупностью внешней и внутренней среды его деятельности.
Предпринимательская инфраструктура, по нашему мнению, это совокупность связанных между собой институтов (организаций, объектов, видов деятельности, норм и способов поведения и т. д.), обеспечивающих нормальное функционирование субъектов предпринимательства. Предпринимательская инфраструктура выступает главным компонентом предпринимательской среды, так как обеспечивает экономический оборот субъектов предпринимательства, предоставляя услуги по организации коммерческой и управленческой деятельности [1]. В состав предпринимательской инфраструктуры входят органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, финансовые, информационно-аналитические структуры, бизнес-структуры, общественные объединения и ассоциации, поставщики, посреднические организации и др. (рис. 2).
Структурирование предпринимательской инфраструктуры должно осуществляться по горизонтальному и вертикальному принципам, с учетом того, что деятельность субъектов предпринимательства осуществляется в четко ограниченных пространственных границах и видах деятельности. В свою очередь, каждый уровень структурирования предпринимательской инфраструктуры представляет собой совокупность определенных элементов, взаимодействующих между собой, основной целью которых является компенсация повышения разнообразия, неупорядоченности и разнородности внешних воздействий на субъект предпринимательства [3]. В качестве внешних воздействий мы рассматриваем факторы, оказывающие как прямое, так и косвенное воздействие на субъект предпринимательства. Степень воздействия факторов позволяет выделить внешнюю макро- и микросреду предпринимательства, каждой из которых присущ определенный состав предпринимательской инфраструктуры и факторов, влияющих как на ее функционирование, так и на субъект предпринимательства. Взаимоотношения между субъектом предпринимательства и средой носят двухсторонний взаимозависимый характер, обусловленный их активным взаимодействием в условиях рыночной среды. Субъект предпринимательства имеет способность преобразовывать существующую и формировать новую среду в силу своей предпринимательской активности.
Рис. 1. Система элементов инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности
Рис. 2. Классификация предпринимательской инфраструктуры
Таким образом, предпринимательская среда рассматривается как сложная иерархическая система, состоящая из относительно независимых, взаимодействующих между собой подсистем, механизм взаимодействия компонентов которой основан на различных видах связей. Основной целью функционирования предпринимательской среды как системы является институциональное изменение инструментария регулирования деятельности субъектов предпринимательства.
Предпринимательская среда, в силу формирующих ее факторов и условий, может быть как благоприятной, стимулирующей развитие предпринимательства, так и неблагоприятной, препятствующей нормальному функционированию и развитию предпринимательской деятельности. Международный опыт формирования благоприятной предпринимательской среды показывает, что государственная поддержка имеет первостепенное значение, а потому принимаются комплексные меры по ее реализации [3,4]. На основе вышеизложенного мы делаем вывод о том, что эффективность мер государственной поддержки заключается не в количестве методов и созданных для этого структур, а в наличии стратегии формирования благоприятной предпринимательской среды и разработке комплексного использования мер системы поддержки предпринимательства. Вместе с этим, по нашему мнению, для институциональной среды современного этапа развития национальной экономики Узбекистана, таким инструментом может стать механизм управляемой эволюции, суть которого состоит в процессе постоянного поиска институциональных альтернатив рыночной инфраструктуры, их проектирования, формирования или адаптации, в случае заимствования, к условиям среды, в которую они затем будут помещены. Наши исследования показали, что основными элементами такого механизма являются:
- Мониторинг и анализ состояния институциональной среды. Методика и критерии для мониторинга и анализа могут быть заимствованы из исследований международных организаций, оценивающих уровни: экономической свободы, верховенства закона, инвестиционной привлекательности и успешности рыночных преобразований. Причем эти методики могут быть, как инструментально адаптированы для учета национальных особенностей в институциональном развитии Узбекистана, так и разработаны «с нуля», в результате критического анализа причин несостоятельности существующих методик.
- Поиск и оценка институциональных альтернатив. Поиск альтернативных институциональных форм по следующей схеме: поиск в среде неформальных правил и норм национальной экономики → поиск в среде формальных правил и норм национальной экономики → поиск в сходных по состоянию институциональной среды экономиках → поиск в теоретических моделях с высокой объясняющей способностью.
- Осуществление процесса управляемой эволюции института. Корректировка содержания и отдельных элементов институциональной нормы в зависимости от источника ее приобретения в соответствии с выбранным направлением изменений для всей институциональной сферы. На этом этапе необходимо либо реализовать комплекс мероприятий по коррекции нормы, если она взята из неформальной сферы, либо «адаптировать» её, если она была импортирована, либо спроектировать и создать ее при наличии теоретической модели.
- Разработка и реализация программы внедрения института (осуществляется одновременно с 3-им этапом). Разработка программы институциональных преобразований на основе проектного подхода и применения сценарного планирования. Согласование предложенных сценариев институциональных изменений с программой социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, определение задач на среднесрочную перспективу, выбор соответствующего сценария и определение инструментов его реализации.
- Осуществление оперативного контроля в процессе реализации институциональных изменений с помощью обратной связи. Существование этого элемента в составе механизма институциональных изменений означает, по сути, реализацию одной из функций институциональных изменений как условий экономического роста, а также следование принципу открытости информационных потоков для всех субъектов изменений. Процесс создания и реализации такого механизма требует, в свою очередь, более тщательного анализа направлений осуществления институциональных изменений, для определения приоритетных мер и мероприятий, реализация которых должна быть организована в рамках предложенного выше механизма.
Литература:
- Аверин А. В., Григорьева В. В. Контроль и мониторинг качества консультационных услуг в системе обеспечения эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства //Транспортное дело России. — 2015. — №. 3.
- Курпаяниди К. И. Некоторые вопросы оценки качества институциональной и предпринимательской среды в Узбекистане //Экономический анализ: теория и практика. -2015. -№ 14.
- Молчаненко С. А. Факторы повышения социально-экономической эффективности совместного предпринимательства в регионе //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2015. — №. 31.
- Kurpayanidi K. I. Entrepreneurship in a modern institutional environment. Monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing. Germany 2015, ISBN 978–3-659–71991–2
- Margianti E. S., Ikramov M. A., Abdullaev A. M., Kurpayanidi K. I., Ashurov M. S. Systematical analysis of the position and further development of Uzbekistan national industry in the case of economic modernization. Monograph. Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher, ISBN 978–602–9438–41–3