В современной России тема коррупции чрезвычайно актуальна, данная проблематика затрагивается многими исследователями с разных сторон. В этой работе анализируется коррупция с криминологической точки зрения.
Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более половины российских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно[5,с.32].
Большое внимание проблеме коррупции уделяется государством. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем послании от 10 сентября 2009г. «Россия, вперед!» говорит о том, что коррупция является угрозой для прав и свобод граждан[10].
С точки зрения криминологии коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом, продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.
Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что в результате их совершения серьезно нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны, ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом - интересы общества и государства. В результате совершения должностных преступлений наносится и значительный материальный и моральный ущерб физическим и юридическим лицам, происходит дискредитация власти в целом.
Отличительная черта должностных преступлений состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, они не только снижают их авторитет в обществе, но и подрывают у граждан уверенность в защищенности своих прав и законных интересов.
В Российской Федерации проблема коррупции регулируется Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г.[11]
Одним из важнейших направлений повышения эффективности правовых мер специального предупреждения коррупции является совершенствование уголовного законодательства. В уголовном законодательстве должны быть как можно скорее криминализированы все наиболее общественно опасные формы коррупционной преступности. После этого следует более или менее точно определить перечень коррупционных деяний для систематического отслеживания коррупционной преступности в целях выработки более эффективных форм борьбы с ней и ее предупреждения[6,c.17].
Основу должны составить: правовые меры – совершенствование существующего и принятие нового антикоррупционного законодательства, качественное улучшение правоприменения; принудительно-превентивные; организационные; воспитательно-профилактические меры.
В Российской Федерации «коррупция» – понятие не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида: от дисциплинарных до уголовно-правовых. Антикоррупционными нормами УК РФ являются в первую очередь нормы о должностных преступлениях: о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285), о превышении должностных полномочий (ст. 286), о получении взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292). Должностная преступность представляет собой совокупность совершаемых должностными лицами преступлений (и лиц, их совершивших) против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Криминологической особенностью должностных преступлений является их совершение лишь должностными лицами, наделенными властными полномочиями либо осуществляющими организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции. К ним относятся, во-первых, представители власти, во-вторых - лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях страны.
Криминологический анализ должностных преступлений позволяет рассматривать совершение некоторых из них как одновременное проявление коррупционной преступности. Последние охватывает лишь те должностные преступления, совершение которых обусловливается подкупом должностных лиц.
Коррупционная преступность включает разнообразные противоправные деяния и недолжностных лиц, осуществляемые как в сфере государственной, так и коммерческой деятельности.
Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, представляющего собой осуществление одного из следующих действий:
-двусторонней сделки, в ходе которой одна сторона - лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер), выступая «покупателем», получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);
-вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (невыполнение) правомерных или неправомерных действий;
-инициативного, активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной «посадкой на взятку».
Важной особенностью коррупции является своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица.
Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую, по мнению экспертов, три составляющие:
-коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;
-группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;
-группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.
При этом необходимо иметь в виду, что коррупция преимущественно развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти[8].
О большой пораженности коррупцией российского чиновничества говорит и структура привлекаемых к ответственности коррумпированных лиц: 40% - государственные чиновники разного уровня; около 25% - сотрудники правоохранительных органов; 12% - работники кредитно-финансовой системы; 9% - служащие контрольных органов; 3-4% - сотрудники таможенной службы; 0,8% - депутаты; 7-8% - прочие лица[11,с.99].
Постоянный рост в стране численности госаппарата неизбежно приводит к увеличению числа фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток[8].
По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерность экономической жизни страны, которую великий историк Н.М. Карамзин еще полтораста лет назад обозначил одним словом «воруют», такова: на взятки в России ежегодно тратится сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны. В частности, Генпрокуратурой рынок коррупции в Российской Федерации оценивается примерно в 240 млрд. долл.[4], что сопоставимо с федеральным бюджетом. Коррупционные преступления характеризуются латентностью, поэтому точную сумму взяток назвать не представляется возможным.
Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие и реализация государственных решений.
По оценкам зарубежных экспертов, систематизированных компанией «Трансперенси Интернэшнл», индекс восприятия коррупции в России фиксируется на 95-м месте из 146 возможных, что ставит нашу страну в один ряд с такими государствами как Индия, Мозамбик, Танзания. По данным же российских СМИ, наша страна за несколько последних лет опустилась с 88-го на 143-е место и находится сейчас на одном уровне с Гамбией и Того[1].
В свою очередь, корруптеры в результате обоюдной сделки также получают возможность приобретать материальные и нематериальные блага.
Самым опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересов государства и отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять.
В последние десятилетия проблема борьбы с коррупцией перешла в проблему национальной безопасности. Коррупция стала прямой угрозой суверенитету государства, его политической и экономической основам. Осознание этого факта на высшем политическом уровне впервые за долгие годы дополнилось заинтересованностью в практическом устранении препятствий для эффективной борьбы с коррупцией.
В настоящее время в связи с принятием Указа Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008г.[11] планируется принять дополнительные системные меры по борьбе с коррупцией и ее профилактике, выявлению причин и условий ее порождающих. С этой целью сформирован новый состав Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, сформулированы его задачи и полномочия, утвержден персональный состав Совета и его президиума. Сформирована межведомственная рабочая группа, а координация работы правоохранительных органов поручена прокуратуре.
В ближайшее время намечается разработка национального плана противодействия коррупции, который в рабочем варианте включает три раздела. Первый - юридическая часть, предполагающая принятие закона о противодействии коррупции. Вторая часть плана должна включать меры профилактики, использование возможностей гражданского общества. Название третьей, самой трудновыполнимой части, Президент РФ сформулировал так: ликвидация условий для коррупции. По сути, заключил Д.А. Медведев, речь идет о создании стандарта антикоррупционного поведения.
В криминологическом понимании коррупционная преступность — антисоциальное, общественно опасное явление, угрожающее национальной безопасности России, составляющее целостную совокупность преступлений, совершенных должностными лицами с использованием ими своего служебного положения, имеющихся у них должностных полномочий, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных, узкогрупповых и корпоративных целях.
Крупные просчёты, ошибки, а, возможно, умышленные действия, допущенные в конце XX века в управлении государством и обществом при проведении масштабных реформ экономического и политического устройства общества и государства, в комплексе с иными причинами привели к тому, что в настоящее время коррупция, пронизав все стороны жизни общества и государства, стала системным явлением. Отсутствие контроля в этих условиях регенерирует коррупцию на всех уровнях власти: от федерального до муниципального.
Борьба с коррупцией представляет собой сложную системно-структурную деятельность, целью которой является снижение уровня коррупции и степени её общественной опасности до социально терпимого предела, а также устранение или нейтрализация её детерминантов. При этом приоритет должен быть связан с её предупреждением.
Специальное предупреждение коррупции в государственном аппарате заключается в установлении контроля за властью, в создании преград для совершения коррупционных деяний путём повышения трудности и риска их совершения, снижения выгодности коррупции для всех её бенефициариев. Оно включает в себя меры: социально-экономического характера; организационные; правовые; воспитательно-идеологические.
Около 70% принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения составляют деньги; 22% - иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок, выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); около 8% - нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, с лечением, предоставлением высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и т.п.)[5].
Построение в России правового государства и развитие институтов гражданского общества - лучшее средство профилактики коррупции и других злоупотреблений в системе государственного управления. Но это длительный путь, который предстоит пройти нашей стране, прежде чем верховенство закона станет естественным правилом жизни, а права и свободы человека и гражданина будут определять смысл и содержание деятельности всех ветвей власти и обеспечиваться правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Литература
1. Буравлев Ю.М. Коррупция в госаппарате. Правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу // Государство и право. 2008. № 11.
2. Криминология / под ред. В.Д. Малкова. М., 2006.
3. Куракин А. В. Международно-правовые и европейские стандарты административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 10.
4. Лунеев В.В. Коррупция в России // Государство и право. 2007. № 11.
5. Мазур А. Как победить коррупцию? //Политический класс. 2008. № 7.
6. Матвеева А. Л. Конфискация имущества в современном законодательстве Российской Федерации // Вестник МГУ. Серия 11 "Право". 2007. № 4
7. На счет "три". Дмитрий Медведев объявил наступление на коррупцию по всем фронтам // Росс. газ. 2008. 20 мая.
8. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал росс. права. 2007. № 9.
9. Талапина Э. В. Правовые способы противодействия коррупции // Право и экономика. 2006. № 6.
10. Сайт Президента России, www.kremlin.ru
11. Информационно правовой портал Гарант, www.garant.ru