Популярный международный термин "инфраструктура" пока не имеет общепризнанного определения. Объем понятия постоянно расширяется и охватывает обслуживающие системы производства и социальной сферы. Сущность инфраструктуры наиболее полно раскрывается через описание ее функций. Функциональный подход в географических исследованиях инфраструктуры включает изучение ее деятельности и оценку ее влияния на территориальное (социально-экономическое и пространственное) развитие регионов. Понятие "территориальное развитие" отражает изменения социально-экономического, экологического и иного характера, происходящие с конкретной территорией; понятие "пространственное развитие" - изменения морфологии (строения). А.А. Ткаченко уточнил эти представления, предложив различать в региональном (территориальном) развитии "содержательное" (социальное, экономическое, культурное и др.) развитие территории и ее пространственное развитие, "выражающееся в изменениях конфигурации и пространственной структуры, как самой территории, так и составляющих ее систем и комплексов. Аналогично и в территориальном (региональном) управлении надо различать управление "содержательным" (социальным, экономическим и др.) развитием и управление пространственным развитием". [7, c.8]
Деятельность инфраструктуры и ее влияние на региональное развитие называют территориальными функциями. Когда речь идет о конкретных "содержательных" функциях используются их предметные названия (социальные, экономические, экологические). Неразвитость инфраструктуры конкретного региона, ее неспособность выполнять необходимые функции обслуживания можно назвать территориальными дисфункциями инфраструктуры.
В общественном разделении труда основными социально-экономическими функциями инфраструктуры являются следующие:
1. строительство и ремонт, т.е. воспроизводство основных фондов;
2. обслуживание хозяйственного оборота (транспортировка и снабженческо-распределительная функция);
3. распределение и обмен материальных благ в социальной сфере;
4. оказание потребительских услуг (обслуживание и удовлетворение потребительского спроса населения);
5. охрана здоровья людей;
6. охрана и оздоровление окружающей среды;
7. формирование общественного сознания и научного мировоззрения;
8. информационно-консультативное обслуживание и обеспечение научной деятельности;
9. управление и производство деловых услуг;
10. охрана общественного порядка, объектов, продукции, имущества, обеспечение деятельности вооруженных сил и военных действий (рис.1).
Рис.1. Система территориальных функций инфраструктуры
в социально-экономическом и пространственном развитии регионов
Роль инфраструктуры в социально-экономическом развитии регионов состоит в создании условий для обеспечения жизнедеятельности людей и жизнеспособности экономики, поддержания экологического равновесия, сохранения, воспроизводства и развития культуры, т.е. условий комплексного социально-экономического и эколого-культурного развития территории (страны, региона). Деятельность инфраструктуры, не обеспечивающая комфортных условий для развития общества, т.е. дисфункция инфраструктуры, вызывает связанные с ней проблемы развития в социальной и экономических сферах жизни, или социальные и экономические дисфункции.
Роль инфраструктуры в пространственном развитии территории - это роль "организатора" социально-экономического пространства. Она проявляется в изменениях отдельных аспектов территориальной организации регионов и их компонентов - населения, хозяйства, природопользования и культуры, рассмотрим основные аспекты:
· меняются условия размещения (локализации) и др.
· усиливаются или сглаживаются территориальные различия;
· меняются атрибуты пространственных отношений (ЭГП, соседство, периферийность и центральность, транзитность, трансграничность);
· устанавливаются или нарушаются пространственные (горизонтальные) связи;
· формируются территориальные системы;
· формируются территориальные комплексы;
· развиваются и/или "свертываются" территориальные структуры;
· усиливаются и/или затухают пространственные процессы и др.;
· изменяется пространственная морфология (конфигурация) отдельных объектов, систем, комплексов и др.
Данные аспекты носят общий характер и позволяют указать основные направления влияния инфраструктурных объектов на региональное развитие.
Л.А. Велихов в своем классическом курсе муниципальной науки [2, c.176] сформулировал закон технико-экономической, в том числе транспортной, обусловленности, согласно которому "большинство наиболее быстро развивающихся городских центров лежит в полосах или на линиях установившихся интернациональных сношений". При этом представляется верным методологическое положение о вторичности территориальной организации социально-экономических процессов. Первична сама по себе глубинная основа экономической, социальной, политической жизни , а всеобщие законы размещения общественного производства - закон территориального разделения труда, закон экономии затрат труда на преодоление пространственного разрыва между элементами производства, закон агломерации производства - это "специальные (частные) законы, представляющие собой пространственную форму выражения экономических законов" . [1, c.11]
Содержанием указанных объективных законов являются причинно-следственные связи, в том числе в системе "инфраструктура - территориальная организация региона".
Социально-экономические и пространственные функции инфраструктуры взаимосвязаны и образуют целостную систему, включающую "размещенческие", дифференцирующие, коммуникационные, интегрирующие, процессуальные, морфологические и управленческие функции (рис.1). Это значит, что каждый действующий инфраструктурный объект (предприятие, учреждение, дорога, линия коммуникаций), центр или коридор (сочетание железнодорожных и автомобильных магистралей, линий электропередачи высокого напряжения, подземных магистральных газо- и нефтепроводов, водных путей и др.) одновременно выполняют разнообразные социально-экономические и пространственные функции, вызывая изменения в территориальном развитии страны (региона).
Рассмотрим формы проявления пространственных функций инфраструктуры в территориальном (региональном) развитии:
1. "Размещенческая" функция. Инфраструктура - фактор размещения новых объектов и/или трансформации старых (реконструкция, демонтаж и др.).
2. Дифференцирующая функция. Функциональные, отраслевые и территориальные различия инфраструктурного оснащения территорий являются причиной возникновения, усиления, сглаживания и одновременно способом регулирования дифференциации регионов по различным характеристикам.
3. Коммуникационная функция. Формирование экономико-географического положения, в том числе инфраструктурно-географического положения (относительно инфраструктурных объектов, сетей и "коридоров"), т.е. создание условий для развития объектов во взаимодействии друг с другом. Инфраструктура - предпосылка ("каналы") установления пространственных связей.
4. Интегрирующая функция. Формирование территориальных систем и территориальных комплексов происходит на инфраструктурной "основе". Инфраструктура обеспечивает их внутренние и внешние связи и вызывает изменения территориальных структур населения (расселения), хозяйства, природопользования и др.
5. Процессуальная функция. Инфраструктурное обеспечение территории - предпосылка многих территориально-структурных процессов в региональном развитии (территориальное перераспределение, "свертывание" опорного каркаса и др.).
6. Морфологическая функция. Инфраструктура - фактор формообразования, вызывающий изменение конфигурации территории и её объектов.
7. Управленческая функция. Управление инфраструктурой - одна из функций территориального управления. Инфраструктурное оснащение территории - важнейший инструмент управленческих воздействий на все аспекты территориальной организации регионов.
Меняются функции инфраструктуры, ее предприятия, учреждения и сети, меняются люди и их потребности, но социально-экономическая и пространственная роль инфраструктуры остается. Ролевые функции характеризуют инфраструктуру как активный фактор территориального развития. Создание инфраструктуры (строительство, в первую очередь коммуникационных сетей, и организация системы обслуживания и др.) есть проявление самого процесса территориального развития.
Территориальные функции инфраструктуры могут быть целенаправленными (программными) или случайными (рис.2). Программные функции инфраструктуры (концептуальные, проектные, плановые) регулируются органами территориального управления. Целенаправленные инфраструктурные мероприятия на конкретной территории могут вызывать непредусмотренные последствия, например, экологического характера, т.е. выполнять случайные (неплановые) функции. Усиление внимания к возможному воздействию инфраструктуры на территориальное развитие страны и ее регионов несет существенные дополнительные выгоды в социальной, экологической и экономической сферах.
Рис.2. Классификация территориальных функций инфраструктуры
по характеру проявления в региональном развитии и управлении
Классификация территориальных функций инфраструктуры может быть продолжена по другим признакам: [8, c.26]
· по приуроченности к разным типам поселений (функции инфраструктуры в развитии городов и сельских поселений);
· по историко-генетическим характеристикам (функции первичные, вторичные, или трансформированные, традиционные, формирующиеся, сформировавшиеся);
· по временным характеристикам (функции исторические, современные, прогнозные);
· по продолжительности влияния на территориальное развитие (функции длительного, или долговременного, кратковременного и мгновенного влияния);
· по значимости в освоении пространства (функции глобального, международного, национального, регионального, районного и локального значения);
· по правовому содержанию (функции законные и незаконные);
· по месту в территориальном развитии (функции основные, или ведущие, и дополнительные);
· по активности (силе) влияния на территориальное развитие (функции активные/пассивные) и др.
Носителями (субъектами) территориальных функций являются отдельные инфраструктурные объекты, коридоры, центры; объектами – территории их расположения; пользователями – население (территориальные общности).
Ведущей тенденцией развития современной цивилизации становится глобализация жизни человечества. Этот процесс "пространственного развития" осуществляется при активном участии инфраструктуры, прежде всего транспортных, энергетических, телекоммуникационных и других сетей. Их коммуникационная и интегрирующая роль подчеркивается в современных концептуальных моделях устойчивого развития мира и европейского континента, Российской Федерации. Роль инфраструктуры как организатора экономического и социального пространства определена и установками нынешней экономической программы правительства России.
Литература
- Агафонов Н.Т., Исляев Р.А. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. СПб., 1995.
- Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.; Л., 1928, Ч. 1.
- Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.). М., 2000.
- Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента: Документы СЕМАТ. Ганновер, 2000.
- Тархов С.А. Представления о территориальном развитии и методологии пространственного анализа // География и проблемы регионального развития. М., 1989. С.30.
- Ткаченко А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. Тверь, 1995.
- Яковлева С.И. Инфраструктура в системе территориальной организации старопромышленных районов России: Монография. Тверь, 2000.
- Яковлева С.И. Инфраструктурные системы: территориальное развитие и управление: Монография. Тверь, 2002.