Дидактические особенности мультимедийного обучающего комплекса как основы для формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции студентов-экономистов в рамках специализированного курса иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Черкашина, О. А. Дидактические особенности мультимедийного обучающего комплекса как основы для формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции студентов-экономистов в рамках специализированного курса иностранного языка / О. А. Черкашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/11/776/ (дата обращения: 16.11.2024).

Языковая подготовка студентов экономического профиля может быть представлена несколькими этапами, которые, с одной стороны,  автономны, а с другой, - взаимосвязаны, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает возможность продолжения обучения на последующих.

В рамках специализированного курса, на наш взгляд, должно происходить развитие и совершенствование всех  навыков речевой деятельности, полученных на двух предыдущих этапах  и завершаться формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных профессиональных сферах и ситуациях делового партнерства, совместной производственной работы.

Таким образом, рассматривая  специализированный курс иностранного языка как базу профессионального становления будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка, возможно выделить следующие основные моменты, характеризующие специализированный курс иностранного языка:

- курс разрабатывается специально для обучения студентов конкретной специальности и фокусируется на обучении языковым средствам и коммуникативным функциям, характерным для конкретной сферы использования языка, связанной с будущей профессией;

- основные приемы обучения направлены на развитие мыслительных способностей студентов; это проблемные задания на развитие стратегий осмысленного чтения (понимания коммуникативного смысла иноязычного текста) с последующим использованием информации, извлеченной из текста, для решения коммуникативной профессиональной задачи и т.д.;

- учет профессиональных потребностей и личных интересов обучающихся (профессионально значимая тема и ситуации, используемые при обучении языку, аутентичные задания, проблемные тексты, поднимающие актуальные вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью и т.д.) способствует высокой мотивации при изучении иностранного языка;

- курс предполагает наряду с формированием иноязычной профессионально-ориентированной компетенцией развитие профессиональной компетенции специалиста в целом.

Целесообразность применения   мультимедийного обучающего комплекса в специализированном курсе ИЯ обусловлено необходимостью решения следующих задач:

-    интенсификации обучения в условиях ограниченности учебного времени;

-    создания высокотехнологичной образовательной среды, аналогичной реальной (аутентичность);

-    повышения коммуникативной активности субъектов образовательного процесса в условиях осуществления образовательной деятельности;

-    оперативности обновления содержания образования по ИЯ, вовлечением в него новых компонентов, систематизации, накопления и структурирования;

-    внедрения инновационных педагогических технологий и  дидактических средств;

- развития студенческой автономии, конструирования индивидуальной траектории обучения;

- разработки и использования адекватного контроля результатов обучения.

Подготовка специалистов-экономистов на основе данного комплекса предполагает, что по окончанию курса студент:

- овладеет основными понятиями, теоретическими и прикладными знаниями, необходимыми для применения иностранного языка в профессиональной деятельности;

- будет использовать иностранный язык как средство межкультурной и профессиональной коммуникации с позиций профессиональной этики;

-   сможет вести дискуссии на профессиональные темы на иностранном языке, читать зарубежную литературу по специальности, использовать зарубежные источники, в том числе интернет-ресурсы для решения  бизнес-задач, составлять деловую документацию, проводить переговоры и презентации, устанавливать взаимоотношения с зарубежными коллегами;

- будет иметь представление о международном менеджменте, деятельности международных экономических организаций и международных документах в области экономики и финансов.

-   научится анализировать конкретную профессиональную ситуацию с использованием современных информационных технологий и принимать адекватные ей управленческие решения.

Принимая во внимание тот факт, что  мультимедийный обучающий комплекс для специализированного курса по иностранному языку включает в свою структуру электронные учебные материалы, задания, требующие использования ресурсов интернета, а также значительное число дополнительных заданий и проектов, преподаватель может использовать как уже готовые разработки, так и собственные электронные учебные и вспомогательные материалы.

Отбор электронных учебных ресурсов должен производиться с учетом требований к оценке их качества и соответствия целям обучения, аутентичные ресурсы должны оцениваться в содержательном и лингвометодическом планах. Общими параметрами для оценки аутентичных ресурсов различных типов (официальных документов, СМИ,  образовательных, рекламных, коммерческих) являются соответствие нормам языка и требованиям представления информации в электронном виде, а также наличие данных, подтверждающей достоверность и актуальность предоставляемой информации. Предлагаемые для использования электронные ресурсы должны соответствовать требованиям лингвометодического качества, а также уровню подготовки обучающихся в области информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, они должны быть органичной частью занятия/серии занятий и, в зависимости от типа задания, вводиться на определенном этапе изучения материала.

 Все это способствует интенсификации процесса обучения за счет предоставления возможностей индивидуализации учебного процесса, использования мультисенсорного представления информации, активизации познавательных и учебных стратегий обучающихся, совершенствованию  навыков использования информационно-коммуникационных технологий, развитию навыков коммуникации с применением данных технологий. Современный мультимедийный комплекс – это обучающий комплекс с развитым представлением учебного материала в электронном виде:

·               форматированный гипертекст,

·               графические изображения (фотографии, схемы, диаграммы, рисунки, чертежи);

·               анимация;

·               аудиозаписи (голос, музыка, звуковые спецэффекты);

·               видеозаписи (видеофильмы, видеоклипы, видеоролики).

Мультимедиа комплекс может быть дополнением к классическому учебнику, либо стать альтернативой печатному учебнику (так называемый электронный учебник). «В отличие от обычного (бумажного) учебника, - считает В.Л. Иванов, - электронный учебник может и должен обладать несколько большим «интеллектом», поскольку компьютер способен имитировать некоторые аспекты деятельности преподавателя (подсказывать в нужном месте, в нужное время, дотошно выяснять уровень знаний и т.п.) [1, с.64].

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного аналога. На наш взгляд они состоят в следующем:

1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки студентов и предполагает конечный уровень обучения. По иностранному языку имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

2. Уровень наглядности  электронного учебника значительно выше. Наглядность обеспечивается использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

3. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов, позволяя все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

4. Электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации

По схеме изложения материала можно выделить следующие типы электронного учебника, использование которого возможно в рамках курса иностранного языка:

• гипертекстовый учебник (изложение в виде «дерева»);

• справочный учебник (изложение материала в виде справочника со свободным входом в любую часть материала);

• игровой (изложение материала в виде деловой игры).

По характеру взаимодействия обучаемого и компьютера электронный учебник может быть следующего типа:

- информационно-контролирующий учебник (чередование учебного материала и проверяющих вопросов);

- с обратной информационной связью (интерактивный учебник, предусматривающий постоянную оценку знаний обучаемого и выдачу рекомендаций по дальнейшему «движению» по материалу учебника);

- с пороговыми уровнями контроля (переход к очередной  части материала только после положительного преодоления контрольных вопросов). По итогам ответов обучаемого может вычисляться итоговая оценка уровня знаний, даваться рекомендации по порядку освоения материала на следующих стадиях, разъясняться ошибочные ответы.

В функциональном плане современный мультимедийный обучающий комплекс для специализированного курса иностранного языка должен содействовать решению следующих задач:

–              обеспечивать мотивацию студента к самостоятельной образовательной деятельности, учитывая интересы и потребности будущего специалиста;

–              осуществлять обучение в области выбранной профессиональной деятельности на требуемом уровне;

–              направлять студента в его образовательной деятельности;

–              обеспечивать вариативность обучения в зависимости от профессиональной направленности;

–               управлять процессом формирования профессиональных знаний, умений, навыков в зависимости от результата их освоения;

–              проводить мониторинг достижений обучающегося на каждом этапе образовательного процесса;

–              контролировать достижения;

–              корректировать процесс подготовки в зависимости от текущих результатов;

–              стимулировать обучающихся к творчеству при выполнении заданий;

В связи с этим, возможно предположить, что мультимедийный обучающий комплекс, построенный в соответствии с целями, задачами специализированного курса иностранного языка должен включать в себя следующие системы:

•      ядро (управляющий модуль);

•      иллюстрированный учебно-справочный комплекс профессиональной тематики;

• комплекс виртуальных и интерактивных учебных моделей ситуаций профессиональной направленности;

•   тестирующий (контролирующий) комплекс, предполагающий контроль всех видов речевой деятельности в сфере профессиональной коммуникации;

• поисковый комплекс, служащий для нахождения оптимальных решений предложенного набора профессиональных задач;

•    систему помощи;

•    систему методической поддержки;

•    систему поиска аналогичной информации в Интернет.

 

Литература

1.  Иванов В.Л. Структура электронного учебника. //Информатика и образование. – 2001. - № 6. – с. 62-71.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, электронный учебник, специализированный курс, изложение материала, иноязычная профессионально-ориентированная компетенция, мультимедийный обучающий комплекс, печатный учебник, учебный материал, часть материала, электронный вид.


Похожие статьи

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку

Пропедевтический курс как педагогическое условие развития профессиональной компетенции студентов-регионоведов в курсе языковой подготовки

Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей)

Некоторые особенности реализации компетентностного подхода при преподавании профессионального иностранного языка студентам физико-технических специальностей

Базисные умения профессионально направленного иноязычного общения будущих инженеров в условиях электронной образовательной среды

Курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи» как средство совершенствования предметно-профессиональной компетентности будущих учителей математики

Особенности формирования коммуникативно-речевой компетенции в сфере иноязычной профессиональной коммуникации (на материале русского языка электротехники)

Об интегративном развитии общих и профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе преподавания профессионального иностранного языка

Эффективность использования словаря по иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации с визуальной опорой в качестве материала для организации СРС студента

Похожие статьи

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку

Пропедевтический курс как педагогическое условие развития профессиональной компетенции студентов-регионоведов в курсе языковой подготовки

Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей)

Некоторые особенности реализации компетентностного подхода при преподавании профессионального иностранного языка студентам физико-технических специальностей

Базисные умения профессионально направленного иноязычного общения будущих инженеров в условиях электронной образовательной среды

Курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи» как средство совершенствования предметно-профессиональной компетентности будущих учителей математики

Особенности формирования коммуникативно-речевой компетенции в сфере иноязычной профессиональной коммуникации (на материале русского языка электротехники)

Об интегративном развитии общих и профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе преподавания профессионального иностранного языка

Эффективность использования словаря по иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации с визуальной опорой в качестве материала для организации СРС студента

Задать вопрос