Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 1822 раза

Библиографическое описание:

Русинова, Л. П. Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы / Л. П. Русинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 306-312. — URL: https://moluch.ru/archive/11/793/ (дата обращения: 16.11.2024).

              Высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профес­сиональное становление человека. Основной его задачей является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инноваци­он­ной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем пере­дачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. В процессе обучения должен доми­ни­ровать принцип поисковой деятельности студентов. Знания, в значительной своей части, не передаются студентам в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоя­тельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуа­ции [1,с.8]. О важности самостоятельной работы в познании окружающей нас действительности писал известный немецкий педагог Адольф Дистерверг (1760-1866): "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования" [3,с. 155].

Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пере­смотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазви­тию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональ­ной деятельности в современном мире.

Самостоятельная работа в вузе, как совокупность всей самостоятельной деятельно­сти студентов, должна реализовываться [5,с.327]:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семи­нарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учеб­ным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполне­нии индивидуальных заданий и т.д.

3. В читальном зале научной библиотеки, дома, на кафедре при выполнении студентом учеб­ных и творческих задач.

Четкие границы между этими видами работ провести очень сложно, т.к. наблюда­ется постоянное пересечение видов самостоятельной работы между собой.

Теоретическая механика

 
Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо не только понимание учебного материала, но и наиболее оптимально творческое его воспри­ятие. На младших курсах сильна тенденция на запоминание изучае­мого материала с элемен­тами понимания, это отчетливо просматривается при изучении такой дисциплины как начертательная геометрия. Здесь остро стоит проблема ее воспри­ятия студентами.

 И если в учебном процессе не поддерживаются междисциплинарные связи, преемственность таких дисциплин оказывается весьма низкой. Знания студентов, не закреплен­ные связями, имеют плохую сохраняемость.  Особенно опасно это для дисцип­лин, обеспечивающих фунда­ментальную подготовку. Например, в Сарапульском политехническом институте (СПИ) междисциплинарные связи такой дисциплины, как начертательная геометрия и инженер­ная графика можно представить в виде схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая оснастка

 

Проектирование  заготовок в машиностроении

 
 
               

 

 

Рис. 1.  Междисциплинарные связи дисциплины « Начертательная геометрия. Инженер­ная графика»

Студенты должны быть настроены на активную самостоятельную работу, а это воз­можно только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Активизации самостоятель­ной работы студентов должны способствовать такие факторы, как  полез­ность выполняемой работы, применение результатов работы в курсовом, дипломном проекти­ровании, профессио­нальной подготовке, участие студентов в научно-исследователь­ской деятельно­сти, участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конферен­циях, научно-исследователь­ских конкурсах.

Одним из немаловажных факторов активизации самостоятельной деятельности студен­тов являются мотивирующие факторы контроля знаний (рейтинговые оценки, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры, как освобождение от экзамена по результа­там работы в течение семестра). Эти факторы при определенных усло­виях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является силь­ным мотивацион­ным фактором самосовершенствования студента.

В СПИ при изучении такой дисциплины как на­чер­тательная геометрия введены критерии оценки графических работ, задания оценива­ются по графическим и времен­ным критериям. Студенты, сдавшие правильно выполнен­ные задания в установленный срок,  получают большее количество баллов, чем  студенты, сдавшие свои работы с опозда­нием, см. табл. 1

Таблица 1

Временной критерий (в баллах) оценки работ, представленных на проверку

 

 

Работа, сданная в установ­ленный срок

Работа принята с первого предъяв­ления

Работа при­нята со вто­рого предъ­яв­ления

Работа принята с третьего предъяв­ления

0

-1

-2

До окончания зачетной не­дели

-3

-4

-5

После зачетной недели

-6

-7

-8

 

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе должно заключаться не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высо­кой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
            В учебных планах прослеживается уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной ра­боты, но это не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, т.к. снижение объемов аудиторной работы не увеличи­вает самостоятельную работу, если она реализуется в пассивном виде.

 В стандартах высшего профессионального образования, на примере направления 150000 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных произ­водств», специальность 151001 «Технология машиностроения» на внеаудиторную работу отводится 29 часов в неделю, а это не менее половины бюджета времени студента  за весь период обучения (рис.2,3,4).

Для того чтобы эффективно использовать часы, выделенные на самостоятельную ра­боту в учебном процессе необходимо:

 

Рис.2. Соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы по блокам (ГСЭ- Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ОЕН – Общие математи­ческие и естественно- научные дисциплины; ОПД- Общепрофессиональные дисцип­лины; СД- Специальные дисциплины; ДС- Дисциплины специализации)

Рис.3. Доля аудиторных и  самостоятельных часов по учебному плану специаль­ности 151001 « Технология машиностроения» для очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Общие часы аудиторной и самостоятельной работы

 

- увеличить роль самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудитор­ных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучше­ние качества подготовки;

- повысить активность студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудитор­ное время.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в созда­нии психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выпол­нения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активно­сти с формированием собственного мнения при решении поставленных проблем­ных вопросов и задач.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная  самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредствен­ным руководством преподавателя; творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы разнообразны: подготовка и написание рефератов, докла­дов, очерков и других письменных работ на заданные темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.5. Единство трех форм работы

 

Студенту желательно предоставить право выбора выполнения домашних зада­ний разнообразного характера, а именно:

-  решение задач нескольких уровней сложности;

-  подготовка к сообщению по выбранной теме;

- под­бор и изучение литературных источников;

-  разработка и  составление различных схем;

-  выполне­ние графических работ;

-  проведение расчетов и др.;

 Индивидуальные задания направлены на развитие у студентов самостоятельности и инициативы (выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.), их может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студен­тами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться  во время чтения лекции, проведении семинаров, практических и лабораторных работ.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролиро­вать усвоение материала основной массой студентов  путем проведения экс­пресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы позволяют сделать про­цесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

Практические занятия целесообразно строить из трех блоков: информационного, самопознания и практического [2, с. 198].

К информационному блоку можно отнести информацию в начале занятия: вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).   

Блок самопознания важен самоанализом, самооцениванием, сравнивая свои достижения с результатами других участников взаимодействия, это может быть беглый опрос, затем коллективное решение нескольких задач у доски.

К практическому блоку можно отнести следующие этапы практического занятия: самостоятельное решение задач,  разбор типовых ошибок.

Для проведения практических занятий необходимо иметь большой комплекс заданий и задач для самостоя­тельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по сте­пени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решен­ной задачи.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее зада­ние, по начертательной геометрии это задание выполняется в рабочей тетради №1, на следующем занятии подводится итог сделанного, обсуждаются оценки каждого студента и выдаются дополнительные задания из рабочей тетради №2 тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по теку­щей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополни­тельные виды работ.

Из различных форм самостоятельной работы для практических занятий на старших кур­сах наилучшим обра­зом подходят “деловые игры”, например при изучении дисцип­лины «Техническое модели­рование и конструирование» игры проводятся по теме «Ме­тоды решения творческих задач». Студент готовит сообщение по выбранному методу, и все студенты активно участвуют в применении этого метода на примерах. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить приклад­ной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Целью деловой игры должно являться представление возможности в имитационных условиях разрабаты­вать и принимать решения.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятель­ную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими брига­дами), каждая из которых разраба­тывает свой проект (задачу). Выполненный проект (реше­ние проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и за­щита своего варианта повышают роль самостоятельной ра­боты и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организа­ции практических занятий позволяет вводить в за­дачи научно-исследовательские эле­менты, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов на  практических занятиях, например по инже­нерной графике,  достигается введением такой формы самостоятельной работы, когда на каждую задачу студент получает свое индивидуаль­ное задание (вари­ант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, например расчет и вычерчивание болто­вого, винтового и шпилечного соединения, а исходные данные раз­личны. Перед нача­лом выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания (порядок выполнения, знакомит с формулами,  имею­щимися справоч­ными материалами и т.п.). Выполнение самостоятельной работы на занятиях с проверкой результа­тов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять техниче­ские расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными дан­ными. Изучае­мый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчиты­вать на ус­пех в выполнении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содер­жит много возможностей применения активных методов обучения и организации самостоя­тельной работы на основе индивидуального подхода. Для этого перед выполнением лабораторных работ по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»  в СПИ обязательно проводится опрос по теоретическому материалу, необходимому для выполне­ния работы (с оценкой), далее проверяются планы лабораторных работ, подготовленные студентом дома (с оцен­кой). В конце занятия оценивается работа студента в лаборатории и проверяется отчет, выставляется оценку за работу.

Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теорети­ческого материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных дан­ных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рам­ках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включать разделы с дополни­тельными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важней­шим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому ком­плексу следует отнести тексты лекций, опорные конспекты в электронном виде, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, вариантыи заданий и задач, про­граммы для самоконтроля (тесты), автоматизи­рованные обучающие и контролирующие системы, и др. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент явля­ется равноправным участником учебного процесса.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Различают следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисцип­лины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 6.  Активные методы контроля

 

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при под­готовке к контрольным мероприятиям;

-  итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

-  контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после заверше­ния изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, заче­тами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация само­стоятельной работы студентов производится на основе современных образователь­ных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессио­нального образования часто применяется рейтинговая система обучения, позволяю­щая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятель­ности, т.е. являться партнерами.

Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы [4,с.18]. Сущест­вует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценива­ния и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетвори­тельно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнитель­ные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполне­нию заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (уча­стие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сда­вать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы (табл. 1). Вместе с тем, поощря­ется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если уча­щийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.

При использовании рейтинговой системы:

·                     основной акцент необходимо делать на организацию активных видов учеб­ной деятельно­сти, активность студентов выходит на творческое осмысление предложен­ных задач;

·                     предполагать разнообразные стимулирующие, эмоционально-регулирую­щие, направляющие и организующие приемы вмешательства (при необходимости) преподава­теля в самостоятельную работу студентов;

·                     преподаватель должен выступать в роли педагога-менеджера и режиссера обуче­ния, гото­вого предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;

·                     учебная информация должна использоваться как средство организации учеб­ной деятельно­сти, а не как цель обучения.

Рейтинговая система обучения обеспечит наибольшую информационную, процессу­аль­ную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельно­сти студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентирован­ного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).

Тестовый контроль знаний и умений сту­дентов обладает высокой степенью дифференциа­ции испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализа­ции рейтинговых систем. Он дает возможность в значительной мере индивидуализиро­вать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практиче­ских занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозиро­вать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализиро­вать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредст­венно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом слу­чае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент полу­чает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучаю­щие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоя­тельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уро­вень усвоения материала.
         В заключении можно выделить, что самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирова­ние навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом прие­мов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способ­ность решать учебные и научные задачи. В этой связи внедрение аудиторной самостоя­тельной работы и инновационных подходов к ее организации в учебный процесс является качественным шагом вперед всей системы высшего образования, так как данный процесс способствует продвижению студентов от образования и получения знаний к уме­ниям и навыкам самообразования.

Литература

1. Педагогический контроль знаний, умений и навыков студентов по начертательной  геометрии:  Сборник  контролирующей  документации  / Сост.: Г. М. Горшков и др. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 52 с.

2. Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной
       компетентности: / Е.В.    Прозорова / /Мир психологии.-2000.-№ 2.- С.191-202.

3. Самостоятельная работа студентов: теоретические и прикладные ас­пекты. Сборник материалов международной научно - методической конференции / под ред. А. А. Баранова и Г. С. Трофимовой. Ижевск, 2004. -268с.

4. Юшко, Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятель­ной ра­боты студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. - Рос­тов-н/Д, 2001. - 23 c.

5. Якунин, В.А. Педагогическая психология/ В.А. Якунин.- СПб.: изд -во "Полиус", 1998. -639 с.

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, работа, учебный процесс, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения.


Похожие статьи

Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов

Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов

Направленность студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов университета

Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе

Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся

Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов

Похожие статьи

Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов

Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов

Направленность студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов университета

Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе

Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся

Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов

Задать вопрос