Высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Основной его задачей является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. В процессе обучения должен доминировать принцип поисковой деятельности студентов. Знания, в значительной своей части, не передаются студентам в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации [1,с.8]. О важности самостоятельной работы в познании окружающей нас действительности писал известный немецкий педагог Адольф Дистерверг (1760-1866): "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования" [3,с. 155].
Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Самостоятельная работа в вузе, как совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, должна реализовываться [5,с.327]:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В читальном зале научной библиотеки, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Четкие границы между этими видами работ провести очень сложно, т.к. наблюдается постоянное пересечение видов самостоятельной работы между собой.
|
И если в учебном процессе не поддерживаются междисциплинарные связи, преемственность таких дисциплин оказывается весьма низкой. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку. Например, в Сарапульском политехническом институте (СПИ) междисциплинарные связи такой дисциплины, как начертательная геометрия и инженерная графика можно представить в виде схемы.
|
|
Рис. 1. Междисциплинарные связи дисциплины « Начертательная геометрия. Инженерная графика»
Студенты должны быть настроены на активную самостоятельную работу, а это возможно только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Активизации самостоятельной работы студентов должны способствовать такие факторы, как полезность выполняемой работы, применение результатов работы в курсовом, дипломном проектировании, профессиональной подготовке, участие студентов в научно-исследовательской деятельности, участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конференциях, научно-исследовательских конкурсах.
Одним из немаловажных факторов активизации самостоятельной деятельности студентов являются мотивирующие факторы контроля знаний (рейтинговые оценки, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры, как освобождение от экзамена по результатам работы в течение семестра). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
В СПИ при изучении такой дисциплины как начертательная геометрия введены критерии оценки графических работ, задания оцениваются по графическим и временным критериям. Студенты, сдавшие правильно выполненные задания в установленный срок, получают большее количество баллов, чем студенты, сдавшие свои работы с опозданием, см. табл. 1
Таблица 1
Временной критерий (в баллах) оценки работ, представленных на проверку
Работа, сданная в установленный срок |
Работа принята с первого предъявления |
Работа принята со второго предъявления |
Работа принята с третьего предъявления |
0 |
-1 |
-2 |
|
До окончания зачетной недели |
-3 |
-4 |
-5 |
После зачетной недели |
-6 |
-7 |
-8 |
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе должно заключаться не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
В учебных планах прослеживается уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы, но это не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, т.к. снижение объемов аудиторной работы не увеличивает самостоятельную работу, если она реализуется в пассивном виде.
В стандартах высшего профессионального образования, на примере направления 150000 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», специальность 151001 «Технология машиностроения» на внеаудиторную работу отводится 29 часов в неделю, а это не менее половины бюджета времени студента за весь период обучения (рис.2,3,4).
Для того чтобы эффективно использовать часы, выделенные на самостоятельную работу в учебном процессе необходимо:
|
||||||||||
Рис.2. Соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы по блокам (ГСЭ- Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ОЕН – Общие математические и естественно- научные дисциплины; ОПД- Общепрофессиональные дисциплины; СД- Специальные дисциплины; ДС- Дисциплины специализации)
Рис.3. Доля аудиторных и самостоятельных часов по учебному плану специальности 151001 « Технология машиностроения» для очной формы обучения
|
|||||||
Рис.4. Общие часы аудиторной и самостоятельной работы
- увеличить роль самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки;
- повысить активность студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы.
Рис.5. Единство трех форм работы
Студенту желательно предоставить право выбора выполнения домашних заданий разнообразного характера, а именно:
- решение задач нескольких уровней сложности;
- подготовка к сообщению по выбранной теме;
- подбор и изучение литературных источников;
- разработка и составление различных схем;
- выполнение графических работ;
- проведение расчетов и др.;
Индивидуальные задания направлены на развитие у студентов самостоятельности и инициативы (выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.), их может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться во время чтения лекции, проведении семинаров, практических и лабораторных работ.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
Практические занятия целесообразно строить из трех блоков: информационного, самопознания и практического [2, с. 198].
К информационному блоку можно отнести информацию в начале занятия: вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
Блок самопознания важен самоанализом, самооцениванием, сравнивая свои достижения с результатами других участников взаимодействия, это может быть беглый опрос, затем коллективное решение нескольких задач у доски.
К практическому блоку можно отнести следующие этапы практического занятия: самостоятельное решение задач, разбор типовых ошибок.
Для проведения практических занятий необходимо иметь большой комплекс заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:
1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание, по начертательной геометрии это задание выполняется в рабочей тетради №1, на следующем занятии подводится итог сделанного, обсуждаются оценки каждого студента и выдаются дополнительные задания из рабочей тетради №2 тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.
Из различных форм самостоятельной работы для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”, например при изучении дисциплины «Техническое моделирование и конструирование» игры проводятся по теме «Методы решения творческих задач». Студент готовит сообщение по выбранному методу, и все студенты активно участвуют в применении этого метода на примерах. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Целью деловой игры должно являться представление возможности в имитационных условиях разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Активность работы студентов на практических занятиях, например по инженерной графике, достигается введением такой формы самостоятельной работы, когда на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, например расчет и вычерчивание болтового, винтового и шпилечного соединения, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания (порядок выполнения, знакомит с формулами, имеющимися справочными материалами и т.п.). Выполнение самостоятельной работы на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в выполнении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации самостоятельной работы на основе индивидуального подхода. Для этого перед выполнением лабораторных работ по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» в СПИ обязательно проводится опрос по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой), далее проверяются планы лабораторных работ, подготовленные студентом дома (с оценкой). В конце занятия оценивается работа студента в лаборатории и проверяется отчет, выставляется оценку за работу.
Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включать разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, опорные конспекты в электронном виде, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, вариантыи заданий и задач, программы для самоконтроля (тесты), автоматизированные обучающие и контролирующие системы, и др. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Различают следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
Рис. 6. Активные методы контроля
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто применяется рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами.
Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы [4,с.18]. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы (табл. 1). Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.
При использовании рейтинговой системы:
· основной акцент необходимо делать на организацию активных видов учебной деятельности, активность студентов выходит на творческое осмысление предложенных задач;
· предполагать разнообразные стимулирующие, эмоционально-регулирующие, направляющие и организующие приемы вмешательства (при необходимости) преподавателя в самостоятельную работу студентов;
· преподаватель должен выступать в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;
· учебная информация должна использоваться как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения.
Рейтинговая система обучения обеспечит наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).
Тестовый контроль знаний и умений студентов обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем. Он дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
В заключении можно выделить, что самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи. В этой связи внедрение аудиторной самостоятельной работы и инновационных подходов к ее организации в учебный процесс является качественным шагом вперед всей системы высшего образования, так как данный процесс способствует продвижению студентов от образования и получения знаний к умениям и навыкам самообразования.
Литература
1. Педагогический контроль знаний, умений и навыков студентов по начертательной геометрии: Сборник контролирующей документации / Сост.: Г. М. Горшков и др. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 52 с.
2. Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной
компетентности: / Е.В. Прозорова / /Мир психологии.-2000.-№ 2.- С.191-202.
3. Самостоятельная работа студентов: теоретические и прикладные аспекты. Сборник материалов международной научно - методической конференции / под ред. А. А. Баранова и Г. С. Трофимовой. Ижевск, 2004. -268с.
4. Юшко, Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. - Ростов-н/Д, 2001. - 23 c.
5. Якунин, В.А. Педагогическая психология/ В.А. Якунин.- СПб.: изд -во "Полиус", 1998. -639 с.