По окончании школы у многих молодых людей возникают вопросы: Куда поступить? Какую выбрать специальность? Как важно в это время мудро подойти к решению данных вопросов, ведь принятый выбор, на данном этапе, определит дальнейшую жизнь молодого человека.
Немаловажную роль здесь играет проведение профориентационных работ в школах, когда учащийся стремится выявить свои способности, подготовиться к будущей специальности. Основным мотивом данных работ является стремление привлечь учащегося к определенной области знаний, оказать поддержку учащемуся в выборе сферы будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимо сделать поставленные задачи понятными и значимыми для школьника. Чтобы учащийся мог полноценно осмыслить преподносимый материал, важно его заинтересовать. Это может быть, непосредственный интерес к учению или опосредованный интерес к учебе, связанный с сознанием того, что она дает (личная заинтересованность, общественные интересы). Именно этот подход использовался при проведении профориентационной работы в Муниципальном Образовательном Учреждении (МОУ) “Озерновская средняя школа №3” в Камчатском крае, Усть-Большерецком районе, п. Озерновский (рис.1).
Рис.1. МОУ “Озерновская средняя школа №3”
Рис. 2. Проведение лекции для 9 и 11 классов
В школу была предоставлена научная литература, два стендовых доклада о КамГУ им. В.Беринга и о вулканах Камчатки, а также проведена лекция для учеников 9 и 11 классов с целью знакомства будущих выпускников школы с наукой, в частности, геофизикой (рис.2).
Геофизика – это наука, изучающая физические явления и процессы, которые протекают в оболочках Земли и ее ядре [1, с.150]. Геофизика, находясь на стыке нескольких наук (геологии, физики, химии, математики, астрономии и географии), изучает происхождение и строение различных физических полей Земли и протекающих в ней и ближнем космосе физических процессов. Геофизика объединяет большую совокупность наук в определенную систему. Как обобщающая наука, изучающая Землю и околоземное пространство, занимает среди точных и естественных наук (астрономии, физики, математики, географии, геологии, химии) уникальное стыковое положение. Она использует достижения этих фундаментальных наук или родственных им научно-прикладных дисциплин (например, космонавтики, геодинамики, информатики, электроники, автоматики и др.), ставя перед ними немало проблем теоретического и прикладного плана.
В настоящее время по уровню теории и практическому использованию отечественная геофизика занимает передовые позиции в мире. Дальнейший рост минерально-сырьевой базы страны, требующий разведки полезных ископаемых на все больших глубинах и в труднодоступных районах, а также расширение объемов горнотехнических, инженерно-гидрогеологических, мерзлотно-гляциологических, почвенно-мелиоративных, техногенных изысканий приведут к дальнейшему расширению применения геофизических методов исследования, их широкому комплексированию с другими методами, а значит, необходимости их изучения различными специалистами [2, с.7].
Важность науки в современном мире подчеркивает необходимость подготовки будущих специалистов. Хочется верить, что данная профориентационная работа поможет молодым людям осознать важность такой науки как геофизика и вызовет у них научный интерес.
Выводы:
В проведении данной профориентационной работы можно выделить основные критерии, по которым можно судить о ее эффективности:
1. Представлена достаточная информация о профессии “Геофизика” и путях ее получения, потому что без ясного представления о содержании и условиях труда в данной профессии школьник не сможет сделать обоснованного выбора.
2. Показана потребность профессии на рынке труда и обоснованность ее выбора.
3. Рассмотрена социальная значимость науки в целом, что поможет школьникам сформировать отношение к ней как к жизненной ценности.
4. Показана направленность науки “Геофизика” на всестороннее развитие личности (возможность пробы сил в различных областях исследования, пробуждение активности в выборе сферы научного интереса).
Литература
1. Геологический словарь. 1 т. – Москва: Недра, 1978. – 486 с.
2. Хмелевской В.К., Горбачев Ю.И., Калинин А.В., Попов М.Г., Селиверстов Н.И., Шевнин В.А. Геофизические методы исследования // Учебное пособие для геологических специальностей вузов. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. В.Беринга, 2004. – 232 с.