Местное самоуправление: социологические подходы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 1817 раз

Библиографическое описание:

Плахонин, А. С. Местное самоуправление: социологические подходы / А. С. Плахонин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 249-252. — URL: https://moluch.ru/archive/11/814/ (дата обращения: 19.12.2024).

Как известно, начиная работать в новой сфере деятельности, каждый человек проходит определенные этапы развития – от овладения основными понятиями и навыками на выбранной стезе до профессионализации этих знаний.

При изучении феномена местного самоуправления социолог сталкивается со множеством подходов, по-разному трактующих не только систему местного самоуправления, но и само понятие «местного самоуправления». Ему приходится процеживать сквозь систему своего анализа всевозможные правовые, антропологические, культурные теории  и т.д. и т.п., прежде чем он доберется непосредственно до социологической точки зрения на данное явление.

И здесь перед ним вновь встает выбор – либо удовлетвориться трактовкой местного самоуправления, которую предлагают нам классические социологические теории, либо обратить свой взор к последним веяниям в этой сфере.

В рамках данной статьи мы рассмотрим с вами только два социологических подхода к феномену «местного самоуправления» - местное самоуправление, понимаемое как социальный институт, и как местное самоуправление рассматривается в рамках неовиталистской социологии.

I) Местное самоуправление как социальный институт (Фокин А.М. и др.).

В концепции Фокина А.М. основной упор делается на процесс институционализации городского самоуправления, который отличается от сельского (земского) самоуправления особенностями состава населения, его социальной структурой, способами жизнедеятельности, социокультурными традициями и обычаями, ценностями и моделями поведения городских жителей.

Для нашей страны характерны следующие  особенности формирования социального института городского самоуправления:

- значительная зависимость городского самоуправления от систем государственного управления;

- существенное влияние на формирование городского самоуправления сельского (земского) самоуправления;

- отражение в содержании российского городского самоуправления опыта западноевропейских городов;

- изменение содержания и форм организации городского самоуправления в России под влиянием развития экономических и социально-политических событий, накопления опыта организации местного самоуправления, его организационно-правового закрепления;

- совершенствование самоуправления на основе производственно-хозяйственной, экономической и культурной специализации развития города приобретает сословный характер.

Основными структурными компонентами системы городского самоуправления как разновидности социального института являются:

- ценностно-нормативный комплекс;

- система органов самоуправления;

- система социального контроля;

- территориальное общественное самоуправление.

Ведущая роль в формировании городского самоуправления как социального института в российской модели принадлежит вертикали власти. В настоящее время это реализуется через деятельность федеральных органов, которые закрепляют ценности самоуправления в федеральных нормативных актах (Конституция РФ, федеральные законы), на основе которых затем создаются региональные и муниципальные основы системы самоуправления (законы, уставы, организационно-кадровые структуры и др.).

Автор делает следующие выводы:

- формирование органов местного самоуправления как социального института соответствует потребности формирования гражданского общества, демократизации городской жизни;

- становление и развитие городского самоуправления как социального института способствует повышению эффективности функционирования муниципального управления в интересах городского сообщества, достижению устойчивости социально-территориальной организации жизни населения;

- в развитии городского самоуправления как социального института имеются свои закономерности, которые должны учитываться при его формировании;

- выявление базовых факторов функционирования городского самоуправления как социального института осуществляется на основе системы актов, отражающих его ценности, нормы и функции.[1, с. 1-22]

Этой же точки зрения придерживается и Е.Н. Крутий: «Местное самоуправление представляет собой социальный институт сложного типа: в нем присутствуют черты нормативно-санкционирующего, нормативно-ориентирующего, социокультурного и воспитательного института. И, как известно, местное самоуправление является институтом политическим, так как местное самоуправление устанавливает и реализует власть на определенной территории, обеспечивает производство идеологических ценностей, стабилизирует и дестабилизирует (в условиях дисфункций) социокультурные образования».[2, с. 60]

Гельман В., Рыженков О. и др. в своей книге «Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России 1991-2001» рассматривают местное самоуправление как политический институт, обусловленный двумя взаимосвязанными процессами на различных уровнях выработки и реализации муниципальной политики: федеральном и региональном. Первый из них обеспечивает формирование политических институтов местного самоуправления или институциональное строительство, второй - институциональный эффект, т.е. воздействие данных институтов на поведение политически значимых акторов. Совокупностью этих факторов ученые и объясняют сходство и различие вариантов местной автономии в городах и регионах России.[3, с. 147]

Р. Салморбекова считает, что «институциональный подход к местному самоуправлению актуализируется в связи со сменой типа социально-экономического и политического устройства, которая невозможна без институциональных трансформаций.

Институционализация местного самоуправления предусматривает:

1) реализацию требований в организованном и едином порядке; 2) соответствие их единой цели; 3) решение любых возникающих социальных проблем в рамках социальных норм и правил; 4) претворение институционализируемых норм и правил в общественные отношения, через жизненный опыт их носителей; 5) обязательность норм и правил социального института и универсальную применимость; 6) закрепление статусов в пределах института.

Местное самоуправление как социальный институт дает возможность местному населению использовать свои права в пределах существующих норм. Его важнейшие постулаты: 1) единоправие всех членов сообщества; 2) универсальность обязательств; 3) подчинение принципам необходимости».[4, с. 178-179]

II) Еще одним подходом к рассмотрению феномена «местного самоуправления» является интерпретация его в рамках неовиталистской социологии.

Концепция неовиталистской социологии в России разрабатывается доктором социологических наук Григорьевым С.И., который является деканом социологического факультета Алтайского Государственного университета (Алтайская школа социологии).

Применение положений данной теории к предмету нашей работы можно проследить на примере кандидатской диссертации одного из представителей Алтайской школы - А.П. Сейко, который справедливо критикует современную отечественную социологию в области исследования местного самоуправления за то, что в ней «преобладают исследования, в которых жизнедеятельность муниципальных социумов рассматривается не в качестве специального предмета социального анализа, а в связи с изучением отдельных сторон жизни общества…», указывает на «мозаичность и несогласованность этих подходов, обусловленные различными контекстами научного анализа проблематики муниципальных социумов; на… отсутствие в отечественной социологии теории муниципального социума, логично корреспондирующейся с концепциями иных локальных социумов и способной быть методологической основой муниципального законодательства современной России…».[5, с. 4]

Т.к. классическая социология ориентирована на изучение больших социальных групп и институтов и недооценивает необходимость изучения повседневных нужд, забот и интересов людей, то она анализирует микросоциумы как производные не от взаимодействий конкретных людей, а от социальных отношений макро- и микроуровней.

Общество целесообразно осмысливать в качестве системы многообразных локализованных в пространстве и времени микросоциумов, гомогенные и гетерогенные трансформации которых вносят существенный вклад в развитие общества.

В своей работе Андрей Петрович делает несколько далеко идущих выводов, а именно:

- муниципальный социум – это разновидность локального социума, возникающая в условиях, когда люди, живущие на одной и той же территории, вступают в непосредственные и опосредованные взаимодействия, содержание и характер которых детерминирован состоянием их жизненных сил, потребностью их сохранения и умножения.

- совокупность отношений, образующих муниципальный социум, может не совпадать с границами муниципалитетов и муниципальных образований, установленными административным законодательством современной России;

- первопричиной как позитивных, так и негативных тенденций развития муниципальных социумов является «нынешнее состояние жизненных сил большинства россиян, детерминирующее их индивидуальную активность в борьбе за выживание, дефицит тех физических, психических, духовных и социальных возможностей, которые необходимы для реального участия в управлении общими делами»;

- для решения проблем муниципального самоуправления необходимо «разработать и реализовать дополнительную социальную программу, направленную на развитие самоорганизационных сил муниципальных социумов, жизненных сил россиян».

- особого внимания законодателей в настоящее время заслуживает проблема регулирования отношений: а) внутри муниципальных социумов между разностатусными социальными группами; б) между муниципальными социумами, включенными в одно муниципальное образование.

А.П. Сейко приходит к выводам, согласно которым муниципальный социум:

1)                 «создается людьми ради умножения социальных жизненных сил за счет соседской взаимопомощи, соборности и самоуправления;

2)                 функционирует и развивается при условии затрат людьми своих жизненных сил на решение как общих, так и индивидуально-личностных проблем;

3)                 может быть понят не только как система локализованных пространственно-временными параметрами социальных взаимодействий и отношений людей, но и как система таких взаимодействий и отношений, содержание и характер которых детерминирован состоянием жизненных сил людей, потребностью их сохранения, воспроизводства и развития».[6, с. 13]

 

Сравнительная таблица  социологических подходов к феномену «местного самоуправления» как к социальному институту и с точки зрения неовиталистской социологии

 

Городское самоуправление как социальный институт

Феномен «местного самоуправления» в рамках концепции жизненных сил

1.                 Методологическая основа

Системный подход, структурно-функциональный, культурологический, междисциплинарный.

1.                 Методологическая основа

Системный подход, символический интеракционизм, теория свободной общины, концепция жизненных сил человека, синергетический подход

2.                 Институциональный подход к исследованию городского самоуправления позволяет преодолеть фрагментарность отдельных видов его научного анализа, что придает целостность и обеспечивает взаимосвязь его элементов.

2. В современной социологии преобладают исследования, в которых жизнедеятельность муниципальных социумов рассматривается не в качестве специального предмета социального анализа, а в связи с изучением отдельных сторон жизни общества, что порождает мозаичность и несогласованность этих подходов, обусловленные различными контекстами научного анализа проблематики муниципальных социумов; в отечественной социологии отсутствует теория муниципального социума, логично корреспондирующаяся с концепциями иных локальных социумов и способная быть методологической основой муниципального законодательства современной России.

3. Городское самоуправление – это социальный институт, сложившийся на основе социально-экономических и социально-культурных факторов.

3. Муниципальный социум – это реально сложившиеся социальные взаимодействия и социальные отношения людей, живущих в одном поселении, его части или близлежащих поселениях.

Муниципальный социум функционирует и развивается при условии затрат людьми своих жизненных сил на решение как общих, так и индивидуально-личностных проблем.

4.                 Причина создания городского самоуправления – возникновение необходимости в появлении гаранта нормального функционирования города как социальной общности. Ведущая роль в организации городского самоуправления принадлежит его территориальным основам.

4. Причина создания муниципального социума – умножение социальных жизненных сил за счет соседской взаимопомощи, соборности и самоуправления.

 

5. Основная проблема – дефицит и ослабление жизненных сил человека.

 

6. Выход – разработка и реализация дополнительной социальной программы, направленной на развитие самоорганизационных сил муниципальных социумов, жизненных сил россиян

И тот и другой говорят о несовпадении реальных границ муниципальных образований с их административными границами, но у Фокина А.М. это связано с деятельностью данного муниципального образования с другими муниципальными образованиями, а у Сейко А.П. это связано с социальными связями людей.

 

 

Литература

[1] Фокин А.М. Формирование городского самоуправления как социального института в условиях реформирования России. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. соц. наук. – Хабаровский гос. техн. Университет. 2003, 22 с.

[2] Крутий Е.Н. Основные условия реализации социокультурного диалога в органах местного самоуправления//III Международный научный форум: Государственная власть и местное самоуправление в России/Под общ. ред. А.С. Горшкова, В.А. Волкова. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005.С.60.

[3] Цветкова, Социс © 2004 г. Гельман В., Рыженков О., Белокурова Е., Борисова Н. Автономия или контроль? Реформа  местной власти в городах России 1991-2001. СПб., 2002. С. 147.

[4] Р. Салморбекова Местное самоуправление как социальный институт в период трансформации общества//Социологические исследования, 2005, № 3. С. 178-179.

[5] Сейко А.П. Механизмы функционирования и проблемы развития муниципальных социумов провинциальных регионов России в конце ХХ-начале ХХI века (на примере Алтайского края). Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. соц. наук. – Алтайский государственный университет, 2005 г. С. 4.

[6] Сейко А.П. Механизмы функционирования и проблемы развития муниципальных социумов провинциальных регионов России в конце ХХ-начале ХХI века (на примере Алтайского края). Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. соц. наук. – Алтайский государственный университет, 2005 г. С. 13.

Основные термины (генерируются автоматически): Местное самоуправление, социальный институт, городское самоуправление, муниципальный социум, Алтайский государственный университет, методологическая основа, Россия, социум, Алтайский край, Институциональный подход.


Задать вопрос