Обобщая определения понятия «личность», можно сказать, что под личностью традиционно понимается синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Эта структура определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде. [12, с. 388]
Нами личность рассматривается как социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно - потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.
Сущность личности характеризуется объектом и субъектом общественно-исторического процесса, субъектом познания, общения и деятельности. Она проявляется в позиции, взаимоотношениях человека с людьми, раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения. [28, с. 165]
В психологии личности определяется детерминант, движущие силы и структура: 1) биоцентрический (акцент на преобладание биологических начал); 2)социоцентрический (детерминация личностных образований внешними социальными факторами); 3) интерактивный (детерминация взаимодействующими внутренними и внешними факторами и собственной активностью субъекта). [19, с. 59]
Общим во всех теориях личности является направленность - сложное личностное образование, определяющее все поведение. Психологи рассматривают личность как особую самоуправляемую систему, осуществляющую ряд специфических функций: согласование побуждений; вызов, задержка процессов, действий, поступков; переключение психической деятельности; ускорение или замедление психической деятельности; контроль за ходом деятельности путем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями; координация действий [13, с. 78]
Для реализации функций, личность должна иметь структуру. Это - совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. [21, с. 95]
По мнению З.Фрейда, личность состоит из трех основных систем: ид - врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии; эго - исполнительный орган личности, выступающий посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды, осуществляющий сохранение и воспроизводство организма; суперэго - развивающая система личности, осуществляющая функции совести как морального самоконтроля и репрезентирующая традиционные ценности и идеалы общества. Личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид (биологическая составляющая), эго (психологическая составляющая), суперэго (социальная составляющая). [31, с. 210]
Согласно К. Юнгу, личность состоит из дифференцированных систем: эго (сознательный ум, центр сознания); личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы («ядро» личного бессознательного, организованная группа чувств и инстинктов); коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков); архетипы коллективного бессознательного (универсальные мыслительные формы или идеи, составляющие содержание коллективного бессознательного); установки (интроверсия и экстраверсия); функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция); самость (центр всей личности). [34, с. 79]
Э.Фромм структуру личности определяет как экзистенциальные потребности – это установление связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности. [32, с. 415]
По мнению А.Н.Леонтьева, личность возникает лишь в человеческом обществе, а человек начинает свою историю как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями. Поэтому в ее структуру, по мнению автора, не следует включать биологически обусловленные предпосылки человека (темперамент и характер, способности и знания). [16, с. 173]
В структуру личности входят следующие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида, таких как поло - возрастные, нейродинамические, конституционно-биохимические; динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам; статус и социальные функции - роли; мотивация поведения; ценностные ориентации; структура и динамика отношений. [3, с. 84]
В структуре личности выделяются мотивационный, интеллектуальный и деятельностный компоненты: Мотивационный компонент направленности личности - избирательное отношение к действительности. Он включает разные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Одни компоненты доминируют и имеют ведущее значение, а другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Интеллектуальный компонент определяет возможности личности и включает систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Деятельностный компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. [16, с. 189]
В процессе формирования личности можно выделить два этапа. Первый относится к дошкольному возрасту. Он характеризуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первых подчинений непосредственных побуждений социальным нормам. В дошкольный период ребёнок учится преодолевать собственные непосредственные побуждения. Мотивы социально значимы. [7, с. 48]
На втором этапе развивается способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов, целей и принципов. Данный этап предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности [7, с. 52].
Д.Б. Эльконин разделил психическое развитие человека на эпохи, состоящие из закономерно связанных между собой двух периодов. Начальный период каждой эпохи характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а следующий период – усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответствует ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет), учеба (от 7 до 12 лет) интимно-личное общение (от 12 до 15 лет), учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет). [33, с.13]
Л.Ф.Обухова под развитием личности понимает регуляторные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия. [22, с. 442]
По А. В. Петровскому, в качестве предпосылок развития личности выступают потребности, вступающие в противоречие с реальными возможностями их удовлетворения. Развитие личности представлено как процесс вхождения человека в новую социальную общность. [25, с. 496]
А. Н. Леонтьев выдвинул предположение об иерархии соподчиненния друг другу мотивов деятельности человека впервые появляющихся в дошкольном возрасте. По выражению А.Н.Леонтьева, - это возраст первоначального фактического складывания личности [17, с. 228]
Л.И. Божович сформулировала ряд положений, относящихся к центральным психологическим образованиям личности ребенка от 1 года до 17 лет. Новообразованием первого года являются «мотивирующие представления», превращающие его в субъект деятельности. Образованием в 3 года является «система Я» и «Я сам». У семилетнего ребенка личностное образование сложившаяся внутренняя позиция, связанная с переживанием себя в качестве социального индивида». [18, с. 134]
На протяжении дошкольного периода развивается новый социализированный уровень психофизиологических функций в индивидной системе с новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) и складываются сложные психические образования. Формирование обусловлено включением ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Происходят качественные изменения поведения: из непосредственного оно становится опосредованным нормами и правилами.
Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Ребенок вступает во взаимодействие с окружающей действительностью, овладевая достижениями человечества. [6, с. 437]
Взрослые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации. Они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития, определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника. В дошкольном возрасте, считает В.С. [20, с. 318], ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко пользуется идентификацией и обособлением.
Характерную особенность дошкольного детства составляют высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта. Ребенок начинает воспринимать мир через систему мер и ценностей, принятых в обществе, [29, с. 19], и у него формируется «правильное видение мира», закладываются основы детского мировоззрения. [8, с. 452]
В данном возрасте складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Его волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире людей. Он учится руководствоваться общественными интересами. Появляется игра по правилам. Нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности.
Эволюция учений о детском развитии шла по пути осмысления влияния социума на развитие ребенка. Ранние теории рассматривали развитие детей в системе отношений «ребенок - предмет». Современные теории рассматривают психическое развитие детей в системе отношений «ребенок - общество».
Детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества. Приобщение ребёнка к социальной действительности способствует зарождению общественной и нравственной направленности детской личности. Это период первоначального фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения. [18, с. 130]
На данном этапе происходит постепенная перестройка сознания ребёнка, что зависит от социальной ситуации развития. Она является основным условием личностного развития, которая по словам Л.С.Выготского, выражается в отношении ребенка к окружающей его социальной действительности. [9, с. 500]
В исследованиях А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, Р.В.Овчаровой, Л.Ф.Обуховой, О.А. Шаграевой и др. отмечается, что социальная ситуация развития - это система отношений ребенка и социальной среды, определяющая содержание, направление процесса развития и формирование его новообразований, которые, в свою очередь, совершенствуют нравственное развитие. Социальная ситуация развития способствует приобретению ребенком из социальной действительности новых свойств личности. [23, с. 37]
Для того, чтобы ребенок стал человеком, он должен расти среди людей и получать человеческое воспитание. [1, с. 15]
Л.С.Выготский утверждал, что условия жизни не влияют на непосредственное психическое развитие ребенка, так как в одинаковых условиях могут формироваться противоположные особенности психики. Итог будет зависеть от взаимоотношений ребенка с окружающей средой. [9, с. 489]
Решающую роль в психическом развитии ребенка имеют деятельность и общение с окружающими людьми. [2, с. 702]
Д.И. Фельдштейн в концепции социального развития личности ребенка отмечал, что важнейшим критерием критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, а не степень ее приспособленчества, конформизма. [30, с. 672]
Основными механизмами социального развития детей дошкольного возраста являются: социальный опыт, социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная регуляция, индуктивная регуляция, культуротворчество, контроль, рефлексия, оценка. [18, с. 126]
Процесс развития ребенка связан с его ведущей деятельностью и специально организованным процессом воспитания и обучения. Дошкольник - субъект развития способностей, нравственных качеств, эмоций. Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.
В старшем дошкольном возрасте преобразуется характер взаимодействия со сверстниками. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера по игре и деятельности. Он способен к выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию целостного образа. [4, с. 376]
С понятием «развитие личности» связано понятие «социализация». В процессе социализации психофизиологические задатки человека превращаются в социально значимые свойства личности. В процессе социализации формируется личность человека как носителя общественных отношений, что является важным методологическим моментом. Люди являются элементами множества социальных систем, каждая из которых оказывает на них систематизированное воздействие. К главным социогенным слагаемым личности можно отнести: социальные роли личности; субъективное «Я»; отраженное «Я». [5, с. 151]
Термин «социализация» введен американским социологом Ф.Г.Гиддингсоном в 1887 в книге «Теория социализации», где он определяет сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Одну из первых попыток дать развернутую характеристику социализации осуществил Г. Тард. Социализацией он обозначал включение индивида в нацию, народ, достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество. Согласно Э. Дюркгейму, общество выживает с помощью общепризнанных норм и ценностей, которые усваиваются в процессе социализации. Г.Спенсер считал, что человек становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, политических, церковных. [14, с. 207]
Швейцарский психолог Ж.Пиаже сформулировал концепцию когнитивного развития как ряд последовательных стадий социализации личности: до 2 лет – сенсомоторная; 2–7 лет – преоперациональная; 7–11 лет – конкретно-операциональная; после 12 лет – формально-операциональная. [26, с. 659]
Л.С.Выготский определил социализацию как преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе общения и совместной деятельности. И.С.Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». [9, с. 499]
Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. [10, с. 85]
А.В.Петровский термин «социализация» объясняет как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидов социального опыта». [15, с. 332]
Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально - значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства. [27, с. 303]
Концепция Д.И.Фельдштейна определяет социализацию как «сложный процесс социализации - индивидуализации, объективно задаваемой социальной действительностью, социальными задачами, требованиями общества», который «выступает одновременно и как процесс имманентного саморазвития психики и личности ребенка». [30, с. 670]
Ведущими феноменами социализации являются: усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, неформальные объединения, производственные коллективы. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.
К психологическим механизмам социализации относятся: имитация; идентификация; стыд; чувство вины. Наряду с психологическими механизмами можно выделить социально-психологические: подражание; внушение; социальная фасилитация; конформность. Существуют социологические механизмы социализации: традиционный - усвоение человеком норм, эталонов поведения, стереотипов, характерных для его ближайшего окружения микросоциума; институциональный - функционирует при взаимодействии человека с институтами общества и социальными организациями; стилизованный - действует в рамках определённой профессиональной, возрастной, социальной субкультуры; межличностный - функционирует при взаимодействии человека с субъективно значимыми для него лицами. [6, с. 431]
Выделяются стадии социализации: первичная – адаптация, усвоение социального опыта, приспособление, подражание; индивидуализации - выделение себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения; интеграции - появление желания найти свое место в обществе; трудовая - усвоение социального опыта и воспроизведение его за счет активного воздействия на среду через собственную деятельность; послетрудовая - воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям. В рамках изучения социализации большое внимание уделяется периоду детства. [11, с. 316]
Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Индивид становится личностью и приобретает необходимые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Факторами социализации выступают: мегафакторы – космос, планета, мир, которые через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей нашей планеты; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию людей, живущих в определённых странах; мезофакторы – большие социальные группы, выделяемые по типу поселения; по субкультуре; микрофакторы – семья, группы сверстников, общественные, государственные, религиозные и другие организации. [17, с. 216]
Социально-личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Качества и свойства личности приобретает в процессе формирования и воспитания. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации, только включаясь в процесс социальной практики.
Старший дошкольный возраст - важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья самосознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности. [24, с. 448]
Обостренная чувствительность к нравственно - психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического развития старшего дошкольника. У ребенка складывается определенная нравственная позиция, возникает стремление к признанию и одобрению со стороны взрослых и сверстников, возникает целеустремленность, потребность в достижении успехов, чувства уверенности в себе, самостоятельности. [23, с. 34]
Процесс социализации старших дошкольников сопровождается появлением личностных новообразований, составляющих комплекс готовности к школьному обучению: новые формы памяти, внимания, восприятия, представлений, произвольная регуляция эмоциональной сферы и другие психофизиологические образования.
Статус личности, ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям и самому себе.
Библиографический список
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] /В.В. Абраменкова // Вопр. психологии. - 2002. - № 1
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001
5. Бехтерев, В.М. Личность и условия её развития и здоровья [Текст] / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликова. - СПБ: Питер, 2001
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1996
7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.:1991
9. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АПН, 1960
10. Давыдов, В.В. Деятельность ребёнка должна быть желанной и радостной [Текст] / В.В. Давыдов // Дошк. воспитание. - 1998.- № 5.
11. Запорожец, А.В. Психология развития ребенка / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1986
12. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.:1991.
13. Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963
14. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности [Текст]: сб. науч. тр.. - Вып. 1 /под ред. В.С. Мухиной. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, - 1979.
15. Краткий психологический словарь. под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского М.: Прогресс, 1985
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975
17. Леонтьев, А.Н. Основные процессы психической жизни // Леонтьев А.Н. Философия психологии. МГУ, 1994
18. Мельникова, Н.В. Социализация детских чувств [Текст] / Н.В. Мельникова, Р.И. Канунников //Новейшие психологические технологии и методики воспитания, обучения и развития личности: материалы Рос. научно- практ. конф. - Екатеринбург, 2004
19. Мотков О.И. Интегральная модель личности/Ежегодник Росс. психол. общества. Мат-лы конф. 120 лет РПО. Том 3. М., 2005
20. Мухина В.С, Счастная Т.М. Проблема активности личности в советской психологии // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. СНГ. - М.: 1983
21. Накайн С. «Особенности развивающейся личности». М.: 2006
22. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова // Учебник.- М.: Педагогическое общество России, 1999
23. Обухова, Л.Ф. Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке. [Текст]: дисс. в виде науч. докл. на соиск. учён, степени докт. психол. наук.-М.: 1996
24. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования.- М.: ТЦ Сфера, 2001
25. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М.: АСАДЕМА,- 2001
26. Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969
27. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.-М.:Высш. Школа, 1977
28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995
29. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] /Д.И. Фельдштейн // Вопр. психологии. - 1998. - № 1.
30. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М.: 2004.
31. Фрейд, 3. Я и Оно [Текст]: [пер. с нем.] /З.Фрейд // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980
32. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст]: [пер. с англ.] /Э. Фромм. - М.: Республика, 1993
33. Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вопр. психол. - 1992. - № 3 -4.
34. Юнг, К.Г. Становление личности [Текст] / К.Г. Юнг //Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматичя. - СПб.: Питер, 2000