Структура образовательной системы в США имеет сложную и отличную от других стран структуру. Главное ее отличие от отечественной системы – ее децентрализация. Образование не подчиняется государству напрямую, ее стандарт не прописан в конституции, и, следовательно, не имеет строгих законов и предписаний. Каждое учебное заведение напрямую подчиняется законам штата, к которому оно принадлежит.
Образовательная программа, финансирование и обучение обеспечивается школьными советами (school boards), которые находятся под юрисдикцией школьных округов. Школьные округа обычно разделяются на местные компетентные органы, с независимыми официальными органами и бюджетом. Бюджет в основном формируется из исчислений налогов на недвижимость. Образовательные стандарты, а также вступительные и выпускные экзамены обычно находятся под контролем штата.
Среди развитых стран США находятся на первом месте по проценту молодежи, получающих высшее образование. Высшее образование описываемой страны считается лучшим в мире. В первую очередь это относится к так называемому пост-высшему образованию. Нигде в мире студент не сможет получить столь уникальное образование, как магистра или доктора МВА. Получить степень магистра или доктора в Америке становится все более доступно, и менее выбираемо американской молодежью. Если рассмотреть статистику 2001 г., 17,5 миллионов студентов обучались высшему образованию, полмиллиона из которых – иностранные студенты. Оплата обучения составляет от 5 - 7 тысяч долларов в государственном ВУЗе и от 15 до 40 тысяч в частном. Плата за обучение с каждым годом растет быстрее чем уровень инфляции. Вследствие этого снижается процент абитуриентов.
Для поступления в ВУЗ студенту необходимо наличие диплома о среднем образовании и успешная сдача экзаменов. В некоторые ВУЗы абитуриент поступает, лишь заполнив анкету и предоставив данные об успеваемости в средней школе. Наиболее престижные заведения устраивают жесткий конкурсный отбор, т.к. процент желающих намного выше. В Америке существует порядка 4000 колледжей и университетов, из которых большая часть (65%) частных. Более 2 миллионов преподавателей обучают 15 миллионов студентов. Профессор в ВУЗе получает более 70 тысяч в год.
Обучение происходит путем зачитывания лекций. Групп в университете нет, т.к. помимо обязательных занятий студент выбирает сам какие лекции ему посещать. Перед лекцией обычно выдается ее конспект. Занятия проходят с 8 утра, перемена 10 минут, выходные – суббота и воскресение. Отметки в колледже выставляются традиционно по семестрам, реже по триместрам. Также имеют место быть рефераты, презентации, проекты. Студент должен посвятить одному курсу 3 часа в неделю, либо 6 часов внеклассных работ, которые выражаются в виде изучения библиотеки, лаборатории и т.д. За каждый курс, который составляет 15 недель студент получает 3 (иногда 4) кредита, и за семестр должен пройти четыре курса (иногда пять). Для получения степени бакалавра ученику необходимо набрать 120 кредитов.
Такая гибкая система обучения позволяет студенту переходить из одного ВУЗа в другой, меняя специальность, и сохраняя при этом накопленные в предыдущем заведении кредиты. Ученики также могут брать академический отпуск на год и более. Данная система очень лояльна к молодым матерям, которые, после воспитания младенца, могут получить высшее образование. Система лояльности получения отпусков распространяется только на получение степени бакалавра. Нельзя прервать обучение в магистратуре на получение МВА или специализированных заведениях (например, медицинских).
Проучившись 2 года в местном колледже, студенты получают двух годичную степень. 4 года в университете дают студенту степень бакалавра (bachelor’s degree). Некоторые студенты заканчивают 2 года в одном университете, а после этого переходят в другой, более престижный и дорогой, для получения степени бакалавра.
Американская система образования предполагает полное право выбора студента института, где он хочет заниматься, специальности, предметов. В Америке нет четко выраженной экономической развитой столицы. Америка – богатая страна в целом, в России богатой можно назвать лишь Москву, и, с некоторым сомнением, Санкт Петербург.
Самое лучшее образование в России предлагается в Москве. Издавна сложился психологический стереотип, для того, чтобы чего-то в жизни добиться большего, необходимо переезжать в Москву для учебы в ВУЗе и построению своей карьеры. Вследствие этого, столица нашей страны перенасыщена людскими ресурсами, ухудшается психолого-социальная обстановка, которая, в первую очередь, негативно сказывается на формирующемся поколении – школьников и студентов.
Здесь стоит перенять американский опыт. Одним из самых больших студенческих центров Америки считается город Вашингтон (Округ Колумбия). Город находится между Мэрилендом и Виргинией. Вашингтон не принадлежит ни одному штату, а считается отдельным образованием - федеральным округом Колумбия, границы которого совпадают с границами города. Столица - самый важный политико-административный и культурный центр. Вашингтон – едва ли не единственный город в мире, не имеющий своего управления: его мэром считается президент страны. В отличие от других больших американских городов в Вашингтоне нет небоскребов. Здесь запрещено строительство зданий более высоких, чем Капитолий - здание конгресса Соединенных Штатов. Население Вашингтона вместе с дипломатами, студентами и эмигрантами из всех стран мира не превышает 1 млн. человек, 1/3 которых работает в правительственных учреждениях.
Вашингтон, Д.С., - город, спроектированный Пьером Ланфаном, чтобы соперничать с блестящими европейскими столицами, занял достойное место среди красивейших городов Америки. Здесь расположена резиденция президента США - Белый Дом, здание военного министерства США - Пентагон. На Капитолийском холме в живописном парке находится здание американского конгресса - Капитолий, построенный по проекту Уильяма Торнтона в 1793-1865 гг. Капитолий (United States Capitol) - символ американской государственности по праву входит в пятерку самых знаменитых памятников стран. Библиотека Конгресса – одна из крупнейших в мире: в ней хранятся 26 млн. книг, более 36 млн. рукописей, карт, фотографий, а также архивы 23 президентов США. Само здание библиотеки является произведением искусства. Многие достопримечательности Вашингтона находятся вокруг Молла (Mall)- парковая зона, окаймленная зданиями Смитсоновских музеев, протянувшаяся к западу от Капитолия к мемориалу Линкольна: Сад Скульптур, Национальный музей воздухоплавания и космонавтики, музей естественной истории, Национальная галерея искусств, национальный музей американской истории. В центре Молла возвышается монумент Вашингтона (Washington Monument) 169-метровая мраморная стела, символизирующая стойкость первого американского президента. Из окна смотрового зала монумента открывается великолепный вид на город, в том числе на Белый Дом, Линкольн мемориал и мемориал Джефферсона. Вход во все музеи столицы - бесплатный.
В таком городе студенты чувствуют себя свободными, безопасными и целеустремленными. Им ничего не мешает полностью погрузиться в учебу и самореализовывать себя. Социально-психологическое влияние Москвы играет скорее негативную роль. Если последовать примеру Америки, то можно воздвигнуть студенческий центр не в самой столице, а в Московской области, либо, как один из вариантов, в Санкт Петербурге.
В США более 70% студентов обучаются на платной основе. Частные ВУЗы взимают большую плату, чем государственные, которые получают финансовую поддержку от правительства. Каждый штат финансирует университеты, находящиеся под его контролем. Чем выше прибыль от налогов, тем крупнее финансирование получает университет.
Стоимость обучения в США значительно выше, чем в других странах. Это объясняется следующими факторами. Престижность образовательной системы позволяет университетам повышать цены на обучение. Экономическая развитость страны и благосостояние народа показывает, что американцы готовы платить. Редкий случай, когда студент ищет колледж рядом с домом. Обычно он переезжает в другой город или штат, что добавляет дополнительные расходы на питание, проживание и .д.
В США выпускник колледжа (college) или университета – это студент, имеющий высшее образование. Если рассмотреть среднюю зарплату выпускника ВУЗа, то она составляет более чем $51 000 в год (примерно 150 тыс. руб. в месяц). Без диплома о высшем образовании – $23 000 в год (согласно исследованиям за 2005 г. US Census Bureau).
Построение семинаров и лекций не складывается из преподавания исключительно теоретического материала. Если речь идет о преподавании таких предметов как лидерство или менеджмент, то самую главную роль играет развитие практических навыков. Между учителем и учеником складываются неформальные отношения, что выражает глубокое уважения преподавателя к младшему поколению. У группы пропадает чувство страха перед лидером и аудиторией, и он больше сосредоточен на развитии своих лидерских навыков. Основная задача преподавателя как лидера не научить теории, а выявить в каждом ученике его уникальные навыки и, на протяжении всего времени обучения, максимально развивать их.
Американские учения максимально приближены к практической жизни, отсюда происходит повышенный интерес учеников к учебе. Применение ролевых игр, разбор кейсов имеют высокую актуальность. Данные методы способствуют прогрессивному развитию личности, свободному самовыражению. Учитель является проводником ученика к поиску самовыражения своей неповторимой личности, которая бы была максимально полезна для общества.
Педагогика РФ до сих пор переживает тоталитарный режим, в котором учитель – авторитарный руководитель, власть которого находится в одних руках. Он является обычным исполнителем государственной программы. В настоящее время такие стереотипы людей встречаются довольно часто. Студент, обучающийся в такой окружающей среде, ограничен в самовыражении, и живет с пониманием, что инициатива наказуема. В такой же ситуации находится и преподаватель. Без права обратной связи он лишь является проводником системы. Такая обстановка вызвана сложным переходом нашей страны от социалистического строя к капитализму.
Поступая в институт, студент не вправе выбирать преподавателя или предметы. Государственная программа четко оговорена, и не подлежит обсуждению. Вне зависимости, на какую специальность поступает аспирант, ему необходимо изучать высшую математику. Таким образом, не учитываются индивидуальные способности каждого студента. Кроме этого, сложно оценить эффективность преподавателя, т.к. не существует обратной связи от студентов. Ценным фактором здесь являлся бы обычный опрос студентов на предмет профессиональных качеств преподавателя и личного восприятия.