Непременным условием успешного функционирования хозяйствующего субъекта, независимо от форм собственности и организационно-правового характера, является активное осуществление стратегически направленного и детально проработанного комплекса мероприятий по созданию и укреплению явных и скрытых преимуществ перед своими конкурентами. Одним из определяющих факторов получения новых или сохранения ранее полученных конкурентных преимуществ является активная инвестиционная деятельность организации, которая может быть выражена как вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности, в том числе в основные средства. За счет реализации инновационных проектов, расширения масштабов деятельности, организации новых производств в местах с более доступными сырьевыми возможностями и близостью потребителей конечной продукции, модернизации и технического перевооружения действующего производства, ресурсосберегающими и менее затратоемкими видами оборудования можно значительно повысить эффективность функционирования. Вышеизложенное свидетельствует: независимо от сферы деятельности хозяйствующего субъекта возникает необходимость вложений в инвестиционную деятельность.
В сложившихся экономических условиях возникает необходимость расширения инвестиционной деятельности. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект, хозяйствующий субъект планирует не только возместить вложенный капитал, но и получить определенную сумму прибыли. Инвестиции имеют значение не только для будущего положения хозяйствующего субъекта, но и для экономики страны в целом, позволяя осуществлять расширенное воспроизводство основных средств как производственного, так и непроизводственного характера.
Рациональное по результатам и сбалансированное по степени гибкости регулирование инвестиционной деятельности в рыночной экономике невозможно вне создания определенных правовых форм. Основная задача государства в области инвестирования в основные средства – формирование правового обеспечения с учетом хозяйствующих субъектов инвестиционного процесса, инвестиционных отношений.
Правое обеспечение инвестиционного процесса предполагает:
· установление нормативной базы;
· определение статуса субъекта инвестиционной деятельности;
· установление ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой, уголовной) субъекта инвестиционной деятельности;
· определение возможности использования инвестиционной деятельности;
· регулирование отношений субъекта с другими участниками инвестиционной деятельности, в том числе с государством.
Правовые аспекты регулирования инвестиционных отношений подразделяются на: национально-правовые (публичные и частно-правовые) и международно-правовые (публичные и частно-правовые).
В настоящей статье рассматриваются национально-правовые аспекты, суть которых состоит в стимулировании инвестиционного процесса и реализации инвестиционной политики для создания благоприятных условий инвестирования национальным и иностранным инвесторам. Благоприятные условия инвестирования включают: создание «правового климата» и гарантий для инвестиций.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности и издание правовых актов в Российской Федерации осуществляется: Президентом, Правительством, Федеральным собранием, Центральным банкам, Фондом федерального имущества, отраслевыми министерствами и ведомствами.
Правовые нормы могут иметь запрещающий, дозволяющий, обязывающий и стимулирующий характер. Если в административно-командной экономике основная роль правовых регуляторов – предписывать, то в рыночной условиях соответствующие регуляторы правового характера призваны стимулировать и направлять инвестиционный процесс в интересах сбалансированного развития национальной экономики. Именно правовое регулирование налоговых льгот, преференций, льготных кредитов, банковских и бюджетных гарантий, таможенных пошлин, квот, дотаций, субсидий, мер по поддержанию экспорта придают необходимую действенность соответствующим экономическим регуляторам.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется: Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и др. Кроме того, основополагающими правовыми актами специального регулирования инвестиционной деятельности являются: Федеральный закон от 02.04.2006 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.
Так, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» обеспечивает защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги.
Основополагающими законодательными актами, регулирующими отношения субъектов финансирования в случае, когда объект финансирования - основной капитал (основные средства), являются: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ) определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений (основные средства), независимо от форм собственности и организационно-правового характера хозяйствующего субъекта.
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в области инвестиционной деятельности направлены на предоставление дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам. Так, основным нормативным документом в области привлечения инвестиций в Новосибирской области является Закон Новосибирской области от 14.04.2007 № 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области», который устанавливает: формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, областными органами власти; определяет меры, условия и порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности; права и обязанности инвесторов, реализующих экономически и социально значимые инвестиционные проекты на территории Новосибирской области при получении государственной поддержки.
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Новосибирской области, предоставляются следующие меры государственной поддержки:
· налоговые льготы в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
· изменение сроков уплаты налогов в областной бюджет в форме отсрочки и рассрочки, предоставление инвестиционного налогового кредита;
· кредиты из областного бюджета и субсидии для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами для реализации инвестиционных проектов;
· государственные гарантии;
· залоги исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта;
· информационная, методическая и организационная помощь при подготовке документации по инвестиционным проектам (бизнес-планам).
Вышеупомянутый закон претерпевает постоянные изменения и дополнения, однако, в нем отмечено, что органы государственной власти на территории Новосибирской области гарантируют обеспечение в полной мере всех условий осуществления инвестиционной деятельности, предусмотренных действующим законодательством, и недопущение ухудшения положения субъектов инвестиционной деятельности.
Немаловажным является правовое обеспечение бухгалтерского учета инвестиционной деятельности, которое регулируется:
· Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 03.11.2006 № 183-ФЗ);
· Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 24.07.2007 № 215-ФЗ);
· Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 26.03.2007 № 26н);
· Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160;
· Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений». ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н (в ред. от 27.11.2009 № 156н);
· Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008, утвержденным Приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н;
· Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 27.11.2006 №156н);
· Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007, утвержденным Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н;
· Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/2008, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н;
· Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. (в ред. от 18.09.2006 № 115н);
· Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
Вышеперечисленные правовые акты оказывают значительное влияние на выбор инвестиционной политики организации на территории Российской Федерации, что ведет к развитию производства и экономическому росту страны в целом. Проведенное исследование действующего правового обеспечения по регулированию инвестиций в основные средства организаций позволяет сделать вывод: существующие нормативно-правовая база не полностью соответствуют сложившейся ситуации, поэтому хозяйствующий субъект, независимо от форм собственности и организационно-правового характера, имеет право разрабатывать «локальные» акты с учетом законодательства, закрепив их в учетной политике.