Формирование образа врага в газетах Западной Сибири на начальном этапе Великой Отечественной войны (по материалам Томска и Новосибирска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Нетесова, М. В. Формирование образа врага в газетах Западной Сибири на начальном этапе Великой Отечественной войны (по материалам Томска и Новосибирска) / М. В. Нетесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/11/869/ (дата обращения: 19.12.2024).

В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении народов Советского Союза, раскрыть его захватнические планы. Всю свою агитационно-пропагандистскую и организаторскую деятельность прессе надлежало направить на то, чтобы разъяснить воинам Красной Армии и всему населению страны, что война, навязанная фашистской Германией, является для нас самой справедливой, ибо советский народ в этой войне защищает свое Отечество, его независимость. На начальном этапе войны в  прессе значительное внимание уделялось  воспитанию патриотизма,  с одной стороны, и  созданию представления образа врага, с другой стороны, как у мирного, так и у военнообязанного населения.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. В своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству. А для народа идея Отечества  является безмерно ценной, так как именно в Отечестве вырабатывается способность жертвовать частным во имя общего[1]. На фоне истиной любви к Родине более ужасающим должен был  выглядеть образ врага.

Образ врага имел огромное значение в идеологии советского государства, поскольку является символом, управляющим душой, и он давал возможность трансформировать психическую энергию на отпор захватчикам. Самым доступным и распространенным источником агитации  и пропаганды являлась пресса, тема борьбы с захватчиками и возбуждение ненависти к врагу стала ведущей в  периодической печати: «Мы должны объединиться в одной воле, в одном чувстве, в одной мысли, — писал 28 июля в «Правде» А. Толстой, — для этого нужна ненависть. Но не такая ненависть, не черная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает...» [2, c.1].

Одним из распространенных приемов  формирования  патриотических чувств и ненависти к врагу у населения стало обращение к прошлому, к отечественной истории. Примером может служить статья М. В. Постникова «Разгром немецких «Псов – рыцарей», рассказывающая о битве А. Невского «с предками современных немецких фашистов», которым «был дан урок. Но фашистские каннибалы ХХ века не сделали из этого урока выводов и свою кровавую лапу подняли на священные рубежи нашей великой, могущественной державы…» [3, с. 2].

С первых дней войны в газетах начали появляться статьи, заметки, очерки, рассказывающие о военных действиях, международной обстановке, в которых давалась оценка стране – агрессору и личностям противника, хотя последний преподносился не как отдельный человек, а некая однородная масса, делающая все возможное, чтобы стереть с лица земли  Россию. 

В газетных публикациях подчеркивался исключительно мирный характер советского населения, и, в противоположность ему, описывался коварный  враг: «… В войне против германского фашизма, воровски напавшего на нашу  мирную страну, советский народ защищает правое дело. Он защищает свою землю, свой  домашний очаг, свой кров от озверелой банды разбойников» [4, с. 2].

Газеты публиковали заметки о  положении стран, которые уже оказались захваченными Германией, либо находились в процессе порабощения. Особое внимание читателя обращалось на действия оккупантов против коренного населения этих стран:  «…Германская оккупация обрекла сербское население на голод… В Белграде начинается стрельба. Германские патрули открывают стрельбу без предупреждения…», «В норвежских газетах публикуются многочисленные распоряжения германских властей о репрессиях против населения», «…Как сообщило …Лондонское радио, в одной из деревень польского … губернаторства германские власти вытащили ночью из постелей 500 крестьян – женщин, стариков и детей и расстреляли их без допроса…» [5, с. 2]. Вот еще один пример нечеловечности по отношению к другим народам « … В еще более ужасающих условиях живут в Германии иностранные рабочие. Это – рабы, в принудительном порядке доставленные фашистами и оккупантами…» [6, с. 4], «…хозяйничанье германских оккупантов привело в полный упадок румынскую промышленность. Резко сократила производство текстильная и металлургическая промышленность. Германские оккупанты прибрали к рукам всю румынскую военную и нефтяную промышленность. …Румынские крестьяне превращены в подневольных рабов…» [7, с. 2].  Подобные сообщения встречались практически в каждом номере газет «Красное Знамя» (Томск) и «Советская Сибирь» (Новосибирск). Такие материалы воспитывали не только чувство ненависти к захватчикам  в людях, но и чувство страха, а вместе с ним и понимание необходимости защиты родной страны. Формировалась психология отношения личности к нравственным ценностям в условиях войны, когда всеми средствами оправдывалось убийство человека человеком.

  Страх  и отвращение к врагу вселялись в сознание населения так же и сообщениями об экономических последствиях «хозяйничанья» на захваченных территориях. В качестве примера можно привести  статью М. Розина «В фашистской кабале», опубликованной в июле 1941 года в газете Красное  Знамя. «… Одновременно со снижением заработной платы, - писал автор, -  фашисты довели  до крайних пределов интенсивность труда рабочих, истощенных недоеданиями … установленные с начала войны полуголодные нормы выдачи продуктов по карточкам были впоследствии дважды сокращены…» [8, с. 4].

 Формирование резко негативного отношения к немецким захватчикам происходило путем описания зверств и бесчеловечных поступков немецких солдат и их командования: «… В деревне Нерки фашисты изнасиловали и замучили насмерть крестьянок… В городе Ельске фашисты посадили на баржу и вывезли на середину реки … 500 местных жителей. Пять дней заключенным не девали пищи. Затем немецкие солдаты затопили баржу с находившимися на ней людьми» [9, с. 1]. Естественно, что после таких строк, тема возмездия была одной из центральных не только  в агитации и пропаганде [10, с. 115], но также в мыслях и чувствах советских людей. А «образ врага» сложился максимально четко.

Все газетные публикации имели яркую эмоциональную окраску. Нередко их насыщали конкретными подробностями, которые лучше запоминаются и лучше усваиваются: «…Каждый день приносит вести о чудовищных преступлениях, совершаемых извергами в мундирах офицеров и солдат … нет счета гнуснейшим издевательствам и пыткам, нет предела дикому насилию и  надругательствам, которым подвергаются советские люди везде, где хозяйничают фашистско-немецкие войска… В деревне Починок немцы загнали  стариков, старух и детей в помещение правления колхоза, окна снаружи завалили соломой и зажгли дом…» [11, с. 1]. Подобные статьи всегда вызывали соответствующий  резонанс у аудитории, сильные эмоции, направленные точно в цель – против бесчеловечного врага.

Помимо материалов, описывающих жестокость  немецких захватчиков, попадались публикации, говорящие об их жадности, скудоумии, призванные сформировать у советских людей восприятие врага как создания ничтожного, глупого. Типичным примером может служить статья, размещенная в декабре 1941 года в газете «Красное Знамя», с говорящим названием  «Жулики и шулера из игорного дома «Гитлер и компания»  Выполненная в жанре политического анекдота, она напоминала о хвастовстве Гитлера устроить парад фашистских войск на Красной площади в Москве. Венчали же статью триумфальные и величественные  слова об успехах советской армии: « …Парад состоялся, но то был  парад не разбойничьих гитлеровских орд, а парад  войск Красной Армии. Получив от советской армии  ряд чувствительных ударов, гитлеровские жулики перестали бахвалиться о параде…» [12, с. 1]. Подобная  статья от Совинформбюро была опубликована ранее -  «Скудоумные фашистские фальшивомонетчики»  снова дискредитирует немца в глазах народа. Статья разоблачает фальшивку с немецкой стороны о том, что,  попавший в плен сын М. В. Молотова, положительно отзывается о гитлеровцах. Реакция газеты «Красное Знамя» была следующая: «…поражают своей тупостью и скудоумием… устраивая этот балаган, гитлеровские заправилы не учли… что у В. М. Молотова сына нет» [13, с. 1].

Уже с июля 1941 года в газетах начинали появляться плакаты «Окон ТАСС» [14, с. 1]. Эти плакаты можно смело считать  одним из действенных  грозных видов идеологического оружия, беспощадно «разившего» немецко-фашистских оккупантов и их генералитет, как говорится, не в бровь, а в глаз. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину [15, с. 1].  Плакаты  были хорошо известны  на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе, и в самой Германии.

Упоминание о враге, его нечеловечности можно было  встретить практически на каждой странице рассмотренных газет. Даже объявление - афиша  о детском кинофестивале несла в себе «непреднамеренную» информацию о злейшем враге: «…В первые дни фестиваля кинотеатр был переполнен. С огромным интересом посмотрели ребята художественный фильм «Всадники», показывающий разгром немецких оккупантов» [16, с. 2].

Резюмируя, можно сказать следующее:

1.  в годы Отечественной войны образ фашиста-агрессора соответствовал действительности и способствовал мобилизации народов СССР на отпор смертельному врагу;

2. «Образ врага» формировался в умах населения путем воздействия на эмоции и чувства.

В  первый год войны синонимичными по отношению к врагу стали следующие слова и выражения: звери, изверги человечества, кровожадные фашисты, фашистские изуверы, варвары и так далее. Эти синонимы часто употреблялись в газетах «Красное Знамя» и «Советская Сибирь» и наиболее ярко представляют образ врага того времени в умах советского населения.

Формирование «образа врага» носило непрерывный, постоянный характер; ежедневные сообщения о зверствах захватчиков давали новые и новые основания ненавидеть «нелюдей», пришедших на советскую землю.

 

Библиография

1. Прот. Восторогов И. Идея Отечества // Православная беседа. -  1994. - №1. - С. 15-19.

2. Правда. - 1941. - 28 июля.  

3. Красное Знамя.  - 1941 . -  №114.

4. Враг коварен и хитер // Красное Знамя. 1941. -   №109.

5. Красное Знамя.  - 1941.  - 1 июля. -  №106.

6. Красное Знамя.  - 1941. - 13 июля.  - №117.

7. Красное Знамя. - 1941. -  №116 .

8. Розина М. В фашистской кабале// Красное  Знамя. -1941.- № 117.

9. Красное Знамя. - 1941. - №194.

10. Сенявский А. С., Сенявская Е. С. Историческая память о войнах ХХ века как область идейно – политического и психологического противостояния // Отечественная история. 2003.  - №3. -  С. 107 - 121.

11. Мщение и смерть немецко-фашистским псам // Советская Сибирь. - 1941.- 14 сент. - №218.

12. Красное Знамя.  - 1941.  - 14 дек. - №204.

13. Красное Знамя.  - 1941. -  2 дек. -  №199.

14 Советская Сибирь.  - 1941. - 26 июля. -  № 175.

15. Ушаков А. П.  "Окна ТАСС" били врага не в бровь, а в глаз //

Независимое военное обозрение.  - 2003.  - 25 апреля.

16. Красное Знамя. - 1941. - №109.

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): красное Знамя, газета, образ врага, Красная Армия, Отечественная история, смертельный враг, советская армия, Советская Сибирь, советский народ, советское население.


Похожие статьи

Пропагандистско-мобилизационная роль газет в первый год Великой Отечественной войны (на примере «Советской Сибири»)

Отражение в прессе Иркутской области изменений общественной жизни периода перестройки (1985 – 1991 гг.)

Прямые средства выражения категории «чуждости» в газетном тексте (на материале газеты «Томская неделя»)

Особенности освещения колчаковского переворота в периодической печати Москвы и Петрограда

«Вятская речь» как исторический источник изучения особенностей политической культуры провинциальной общественности весной 1917 года

Анализ репрезентации образа профсоюзных организаций в средствах массовой информации, на основе газетных публикаций

Деятельность краевых и городских печатных СМИ г.Красноярска в контексте политики перестройки в 1989 - 1991 годах

Социально-педагогические ценности в просветительской мысли периода Золотой Орды

Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг.

Формирование образа главы государства посредством упоминаний в оппозиционных СМИ г.Красноярска с января 2001 – по август 2002

Похожие статьи

Пропагандистско-мобилизационная роль газет в первый год Великой Отечественной войны (на примере «Советской Сибири»)

Отражение в прессе Иркутской области изменений общественной жизни периода перестройки (1985 – 1991 гг.)

Прямые средства выражения категории «чуждости» в газетном тексте (на материале газеты «Томская неделя»)

Особенности освещения колчаковского переворота в периодической печати Москвы и Петрограда

«Вятская речь» как исторический источник изучения особенностей политической культуры провинциальной общественности весной 1917 года

Анализ репрезентации образа профсоюзных организаций в средствах массовой информации, на основе газетных публикаций

Деятельность краевых и городских печатных СМИ г.Красноярска в контексте политики перестройки в 1989 - 1991 годах

Социально-педагогические ценности в просветительской мысли периода Золотой Орды

Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг.

Формирование образа главы государства посредством упоминаний в оппозиционных СМИ г.Красноярска с января 2001 – по август 2002

Задать вопрос