В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении народов Советского Союза, раскрыть его захватнические планы. Всю свою агитационно-пропагандистскую и организаторскую деятельность прессе надлежало направить на то, чтобы разъяснить воинам Красной Армии и всему населению страны, что война, навязанная фашистской Германией, является для нас самой справедливой, ибо советский народ в этой войне защищает свое Отечество, его независимость. На начальном этапе войны в прессе значительное внимание уделялось воспитанию патриотизма, с одной стороны, и созданию представления образа врага, с другой стороны, как у мирного, так и у военнообязанного населения.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. В своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству. А для народа идея Отечества является безмерно ценной, так как именно в Отечестве вырабатывается способность жертвовать частным во имя общего[1]. На фоне истиной любви к Родине более ужасающим должен был выглядеть образ врага.
Образ врага имел огромное значение в идеологии советского государства, поскольку является символом, управляющим душой, и он давал возможность трансформировать психическую энергию на отпор захватчикам. Самым доступным и распространенным источником агитации и пропаганды являлась пресса, тема борьбы с захватчиками и возбуждение ненависти к врагу стала ведущей в периодической печати: «Мы должны объединиться в одной воле, в одном чувстве, в одной мысли, — писал 28 июля в «Правде» А. Толстой, — для этого нужна ненависть. Но не такая ненависть, не черная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает...» [2, c.1].
Одним из распространенных приемов формирования патриотических чувств и ненависти к врагу у населения стало обращение к прошлому, к отечественной истории. Примером может служить статья М. В. Постникова «Разгром немецких «Псов – рыцарей», рассказывающая о битве А. Невского «с предками современных немецких фашистов», которым «был дан урок. Но фашистские каннибалы ХХ века не сделали из этого урока выводов и свою кровавую лапу подняли на священные рубежи нашей великой, могущественной державы…» [3, с. 2].
С первых дней войны в газетах начали появляться статьи, заметки, очерки, рассказывающие о военных действиях, международной обстановке, в которых давалась оценка стране – агрессору и личностям противника, хотя последний преподносился не как отдельный человек, а некая однородная масса, делающая все возможное, чтобы стереть с лица земли Россию.
В газетных публикациях подчеркивался исключительно мирный характер советского населения, и, в противоположность ему, описывался коварный враг: «… В войне против германского фашизма, воровски напавшего на нашу мирную страну, советский народ защищает правое дело. Он защищает свою землю, свой домашний очаг, свой кров от озверелой банды разбойников» [4, с. 2].
Газеты публиковали заметки о положении стран, которые уже оказались захваченными Германией, либо находились в процессе порабощения. Особое внимание читателя обращалось на действия оккупантов против коренного населения этих стран: «…Германская оккупация обрекла сербское население на голод… В Белграде начинается стрельба. Германские патрули открывают стрельбу без предупреждения…», «В норвежских газетах публикуются многочисленные распоряжения германских властей о репрессиях против населения», «…Как сообщило …Лондонское радио, в одной из деревень польского … губернаторства германские власти вытащили ночью из постелей 500 крестьян – женщин, стариков и детей и расстреляли их без допроса…» [5, с. 2]. Вот еще один пример нечеловечности по отношению к другим народам « … В еще более ужасающих условиях живут в Германии иностранные рабочие. Это – рабы, в принудительном порядке доставленные фашистами и оккупантами…» [6, с. 4], «…хозяйничанье германских оккупантов привело в полный упадок румынскую промышленность. Резко сократила производство текстильная и металлургическая промышленность. Германские оккупанты прибрали к рукам всю румынскую военную и нефтяную промышленность. …Румынские крестьяне превращены в подневольных рабов…» [7, с. 2]. Подобные сообщения встречались практически в каждом номере газет «Красное Знамя» (Томск) и «Советская Сибирь» (Новосибирск). Такие материалы воспитывали не только чувство ненависти к захватчикам в людях, но и чувство страха, а вместе с ним и понимание необходимости защиты родной страны. Формировалась психология отношения личности к нравственным ценностям в условиях войны, когда всеми средствами оправдывалось убийство человека человеком.
Страх и отвращение к врагу вселялись в сознание населения так же и сообщениями об экономических последствиях «хозяйничанья» на захваченных территориях. В качестве примера можно привести статью М. Розина «В фашистской кабале», опубликованной в июле 1941 года в газете Красное Знамя. «… Одновременно со снижением заработной платы, - писал автор, - фашисты довели до крайних пределов интенсивность труда рабочих, истощенных недоеданиями … установленные с начала войны полуголодные нормы выдачи продуктов по карточкам были впоследствии дважды сокращены…» [8, с. 4].
Формирование резко негативного отношения к немецким захватчикам происходило путем описания зверств и бесчеловечных поступков немецких солдат и их командования: «… В деревне Нерки фашисты изнасиловали и замучили насмерть крестьянок… В городе Ельске фашисты посадили на баржу и вывезли на середину реки … 500 местных жителей. Пять дней заключенным не девали пищи. Затем немецкие солдаты затопили баржу с находившимися на ней людьми» [9, с. 1]. Естественно, что после таких строк, тема возмездия была одной из центральных не только в агитации и пропаганде [10, с. 115], но также в мыслях и чувствах советских людей. А «образ врага» сложился максимально четко.
Все газетные публикации имели яркую эмоциональную окраску. Нередко их насыщали конкретными подробностями, которые лучше запоминаются и лучше усваиваются: «…Каждый день приносит вести о чудовищных преступлениях, совершаемых извергами в мундирах офицеров и солдат … нет счета гнуснейшим издевательствам и пыткам, нет предела дикому насилию и надругательствам, которым подвергаются советские люди везде, где хозяйничают фашистско-немецкие войска… В деревне Починок немцы загнали стариков, старух и детей в помещение правления колхоза, окна снаружи завалили соломой и зажгли дом…» [11, с. 1]. Подобные статьи всегда вызывали соответствующий резонанс у аудитории, сильные эмоции, направленные точно в цель – против бесчеловечного врага.
Помимо материалов, описывающих жестокость немецких захватчиков, попадались публикации, говорящие об их жадности, скудоумии, призванные сформировать у советских людей восприятие врага как создания ничтожного, глупого. Типичным примером может служить статья, размещенная в декабре 1941 года в газете «Красное Знамя», с говорящим названием «Жулики и шулера из игорного дома «Гитлер и компания» Выполненная в жанре политического анекдота, она напоминала о хвастовстве Гитлера устроить парад фашистских войск на Красной площади в Москве. Венчали же статью триумфальные и величественные слова об успехах советской армии: « …Парад состоялся, но то был парад не разбойничьих гитлеровских орд, а парад войск Красной Армии. Получив от советской армии ряд чувствительных ударов, гитлеровские жулики перестали бахвалиться о параде…» [12, с. 1]. Подобная статья от Совинформбюро была опубликована ранее - «Скудоумные фашистские фальшивомонетчики» снова дискредитирует немца в глазах народа. Статья разоблачает фальшивку с немецкой стороны о том, что, попавший в плен сын М. В. Молотова, положительно отзывается о гитлеровцах. Реакция газеты «Красное Знамя» была следующая: «…поражают своей тупостью и скудоумием… устраивая этот балаган, гитлеровские заправилы не учли… что у В. М. Молотова сына нет» [13, с. 1].
Уже с июля 1941 года в газетах начинали появляться плакаты «Окон ТАСС» [14, с. 1]. Эти плакаты можно смело считать одним из действенных грозных видов идеологического оружия, беспощадно «разившего» немецко-фашистских оккупантов и их генералитет, как говорится, не в бровь, а в глаз. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину [15, с. 1]. Плакаты были хорошо известны на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе, и в самой Германии.
Упоминание о враге, его нечеловечности можно было встретить практически на каждой странице рассмотренных газет. Даже объявление - афиша о детском кинофестивале несла в себе «непреднамеренную» информацию о злейшем враге: «…В первые дни фестиваля кинотеатр был переполнен. С огромным интересом посмотрели ребята художественный фильм «Всадники», показывающий разгром немецких оккупантов» [16, с. 2].
Резюмируя, можно сказать следующее:
1. в годы Отечественной войны образ фашиста-агрессора соответствовал действительности и способствовал мобилизации народов СССР на отпор смертельному врагу;
2. «Образ врага» формировался в умах населения путем воздействия на эмоции и чувства.
В первый год войны синонимичными по отношению к врагу стали следующие слова и выражения: звери, изверги человечества, кровожадные фашисты, фашистские изуверы, варвары и так далее. Эти синонимы часто употреблялись в газетах «Красное Знамя» и «Советская Сибирь» и наиболее ярко представляют образ врага того времени в умах советского населения.
Формирование «образа врага» носило непрерывный, постоянный характер; ежедневные сообщения о зверствах захватчиков давали новые и новые основания ненавидеть «нелюдей», пришедших на советскую землю.
Библиография
1. Прот. Восторогов И. Идея Отечества // Православная беседа. - 1994. - №1. - С. 15-19.
2. Правда. - 1941. - 28 июля.
3. Красное Знамя. - 1941 . - №114.
4. Враг коварен и хитер // Красное Знамя. 1941. - №109.
5. Красное Знамя. - 1941. - 1 июля. - №106.
6. Красное Знамя. - 1941. - 13 июля. - №117.
7. Красное Знамя. - 1941. - №116 .
8. Розина М. В фашистской кабале// Красное Знамя. -1941.- № 117.
9. Красное Знамя. - 1941. - №194.
10. Сенявский А. С., Сенявская Е. С. Историческая память о войнах ХХ века как область идейно – политического и психологического противостояния // Отечественная история. 2003. - №3. - С. 107 - 121.
11. Мщение и смерть немецко-фашистским псам // Советская Сибирь. - 1941.- 14 сент. - №218.
12. Красное Знамя. - 1941. - 14 дек. - №204.
13. Красное Знамя. - 1941. - 2 дек. - №199.
14 Советская Сибирь. - 1941. - 26 июля. - № 175.
15. Ушаков А. П. "Окна ТАСС" били врага не в бровь, а в глаз //
Независимое военное обозрение. - 2003. - 25 апреля.
16. Красное Знамя. - 1941. - №109.