В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: глобализация, экономическая политика, инновационный путь развития, экономический рост, инновация, стратегия, инвестиционная привлекательность, модернизация.
В настоящее время формируется новая парадигма развития мирового хозяйства на базе использования инноваций. Республика Узбекистан не может игнорировать эти процессы и должна обеспечить активизацию инновационных процессов во всех сферах народного хозяйства, в том числе и в сельском хозяйстве. Переход к инновационному типу развития обусловлен не только необходимостью решения накопившихся проблем в аграрном секторе экономики Узбекистана, но и стоящими перед данной отраслью задачами. Инновационная деятельность в современных условиях является основным фактором развития сельского хозяйства, максимальное использование которого в нашей стране является единственным путем обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса.
В условиях нарастающего динамизма социально-экономических изменений и усиливающегося давления мировой экономики наша страна должна в кратчайший срок осуществить ускоренный переход на инновационный путь развития сельского хозяйства, восстановить данную стратегически значимую отрасль экономики на качественно новой технико-технологической основе, отвечающей современным тенденциям. В противном случае наш аграрный сектор безнадежно отстанет и окончательно потеряет конкурентоспособность.
Необходимость перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития не вызывает сомнения и признается как основной приоритет на всех уровнях управления государством. Перед аграрным сектором экономики Республики стоит исключительно сложная задача перехода от технологической деградации к постиндустриальному способу производства. По оценкам различных экспертов, в настоящее время инновационный потенциал агроэкономики Узбекистана используется только в пределах 4–5 %, хотя в США этот показатель превышает 50 %. Научно-технический прогресс и применение передовых технологий в сочетании с совокупностью организационно-экономических мер служат основой дальнейшего развития сельского хозяйства нашей страны.
В антикризисной программе решающими факторами преодоления негативных последствий кризиса в сфере реального сектора экономики республики определены меры по активизации процесса модернизации, технического и технологического перевооружения, внедрению современных гибких мини-технологий, расширению объемов реализации и освоению новых видов товаров и перспективных рынков сбыта продукции. Успешное решение поставленных задач предусматривает широкое использование новейших достижений научной и технической мысли. Невозможно обеспечить жесткий режим экономии, резкое снижение производственных затрат и себестоимости продукции без рационализации технологических процессов, использования новых экономичных материалов, электро- и энергосберегающих технологий. Таким образом, инновационная составляющая экономического роста должна стать весьма и весьма значимой.
Общепризнано, что именно инновационное развитие позволяет странам вырываться в лидеры мировой экономики, отстаивать и выигрывать конкурентную борьбу на международных рынках.
Сельское хозяйство для Республики Узбекистан является стратегической многофункциональной отраслью экономики, выполняющей важные для государства и социума функции. Экономическое значение сельского хозяйства заключается в возможности получения синергетического эффекта от развития данной отрасли за счет многообразных межотраслевых связей. Сельское хозяйство обладает мультипликативными свойствами и в условиях кризиса могло бы стать экономическим локомотивом страны, позволяющим задействовать практически неограниченные резервы роста ВВП Республики Узбекистан. «Принципиально важным приоритетом экономической программы на 2016 год и ближайшую перспективу является дальнейшее углубление реформирования и структурных преобразований в сельском хозяйстве, эффективного использования земельных и водных ресурсов» [1] отмечает Президент И. А. Каримов.
В результате реализации комплексных мер, по ускоренному переходу на инновационный путь развития сельского хозяйства, направленных на структурную трансформацию и диверсификацию отрасли, а также рациональное использование ресурсов, удалось сохранить тенденцию роста сельскохозяйственного производства на уровне в среднем 6,2 % за период 2005–2014 гг. По темпам развития сельскохозяйственного производства Узбекистан стабильно занимает лидирующие позиции среди стран СНГ.В 2005–2014 годи когда средные показатели экономического развития сельского хозяйства составлял России (3,8 %), Казахстана (4,2 %) и Украини (4,7), то Узбекистан (6,2 %) [4] стабилным высоким показателем экономического развития сельского хозяйства занял ведушое место среди стран СНГ и Мира.
«Формирование национальной инновационной системы предусматривает создание и развитие объектов инновационной структуры, инновационной активных территорий, развития системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности» [2]. Под инновациями в сельском хозяйстве, по нашему мнению, следует понимать инновации, затрагивающие непосредственно (или опосредованно, в рамках технологической цепи) процессы, участниками которых являются люди, машины и оборудование, а также элементы биосистемы (животные, растения и т. д.), существование которых в естественной природной среде (без участия человека) невозможно или возможно только с утратой базовых функциональных характеристик.
Специфика применения основных понятий теории инноваций к сельскому хозяйству заключается во вплетении ее технологических процессов в процессы, происходящие в природной среде, в участии в производстве живых организмов, которые могут также являться объектами инноваций. В соответствии с данным определением предложена уточненная классификация инноваций в аграрном секторе экономики по целевой направленности, которая основывается на учете специфики внутренних и внешних взаимодействий агропроизводственной системы и содержит три группы аграрных инноваций: 1) инновации, совершенствующие объекты производственных процессов; 2) инновации, совершенствующие взаимодействия внутри агропроизводственной системы; 3) инновации, совершенствующие взаимодействия с внешней средой функционирования сельского хозяйства
Вклад инновационной составляющей в экономический рост, измеряемый темпами прироста ВВП, в последние десятилетия в развитых странах неизменно возрастал. В США, например, доля этого фактора в обеспечении экономического роста увеличилась с 31,0 % в 1980-е годы до 34,6 % в начале нового столетия; в Японии соответственно с 30,6 % до 42,3 %. В странах Европы вклад «инновационного фактора» в среднем возрос с 45,5 % до 50,0 %, в том числе в Австрии и Германии в последние годы он составлял около 67 %, Финляндии и Швеции — 63–64 %, Франции — 58 %, Великобритании и Ирландии –50–55 %. «Тенденции развития инновационных процессов в сельском хозяйстве определяются в целом политической обстановкой в стране, ее экономической конъюнктурой и инновационным климатом, поэтому роль государства в урегулировании этих процессов слишком велика, чтобы ее недооценивать» [3].
Современное функционирование аграрного комплекса должно осуществляться под воздействием экономического механизма, направленного на создание научно-технологических, управленческих и организационных условий инновационного развития отрасли. Исследование рассматриваемого механизма позволяет сформировать следующее его содержание.Экономический механизм инновационного развития АПК — это система взаимосвязанных форм и способов организации и стимулирования НИОКР, развития бизнеса в научно-технической сфере АПК и государственной поддержки на всех стадиях процесса на основе взаимного партнерства его участников с целью повышения социально-экономического и инновационного развития сельскохозяйственного производства.
В соответствии со стратегией инновационного развития АПК формирование экономического механизма должно осуществляться по следующим направлениям:
создание систем нормативно-правового регулирования инновационной деятельности;
программно-целевое управление развитием инновационной деятельности в АПК на региональном уровнях;
развитие государственно-частного партнерства.
Исследование содержания экономического механизма инновационного развития АПК позволяет выделить в нем совокупность институциональной, инструментарной, методической и нормативно-правовой компоненты, каждая из которых определяет собственные формы и способы организации и стимулирования инновационной деятельности в аграрном производстве, а также направления решаемых основных задач, среди которых: стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов по всей цепочке формирования агроинноваций; развитие потенциала хозяйствующих субъектов (инновационного, технологического, кадрового, научного, экономического ит.д.); повышение инвестиционной привлекательности отрасли; развитие инфраструктуры и рынков сбыта продукции АПК.
Эффективным вариантом в организации и стимулировании инновационной деятельности в сельском хозяйстве должно стать активное участие государственного капитала на принципах государственно-частного партнерства, которое определяет использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в развитии инновационных процессов, позволяет объединять ресурсы, распределять прибыли и риски, способствует формированию конкурентной среды и одновременно — более эффективному использованию бюджетных средств.
Исследование зарубежного опыта показывает на то, что процесс инновационного развития в аграрном секторе должен начинаться со стимулирования научно-исследовательской деятельности отраслевых НИИ путем предоставления им льгот, создания условий интеграции бизнеса, вузов и научно-исследовательских центров с инновационными малыми предприятиями, работающими по государственной научно-технической тематике в сфере АПК в рамках национальных программ.
Воздействующая роль экономического механизма позволяет определить систему форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве. В ходе исследования предлагается следующая их классификация, которая в отличие от существующих подходов основывается на принципах развития государственного и частного партнерства.
Таблица 1
Формы испособы организации истимулирования инновационной деятельности всельском хозяйстве[1].
Государственно-частное партнерство |
||||
Экономический механизм |
Направления |
Форма |
Способ |
|
Государственный уровень |
Рыночный уровень |
|||
Финансовая составляющая |
Налоговое стимулирование |
– налоговые льготы, в т. ч. для отраслевых НИИ; — амортизационная политика |
– налоговый кредит; — амортизационный фонд; — капвложения |
|
Таможенное стимулирование |
Таможенное оформление |
Тарифные льготы |
||
Субсидирование |
Прямое финансирование (субсидии, дотации, займы) |
Фонды внедрения инноваций |
||
Кредитование |
Беспроцентные ссуды |
Льготные кредиты |
||
Венчурное финансирование |
ПИФы особо рисковых (венчурных) инвестиций |
Инвестиционные, венчурные фонды |
||
Организационно-предпринимательская составляющая |
Контракты и заказы в сфере НИОКР |
Государственный инвестиционный заказ |
– лизинговые отношения; — инновационные малые предприятия |
|
Информационная поддержка |
Учет, поддержка участия и представления результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности |
– инновационные центры, консультационные службы; — базы данных научно-технической информации |
||
Интеграция науки — вузов –бизнеса |
– кластеры; — особые экономические зоны; — подготовка инновационных менеджеров по госзаказу; — повышение квалификации управленческих кадров |
– бизнес-инкубаторы; — долевая форма сотруднечества; — агротехнопарки; — мегапроект; — технологические платформы |
||
Административно- правовая составляющая |
Федеральные и региональные программы |
|||
Совершенствование законодательной базы |
||||
Административное регулирование |
||||
Как видно из данной классификации, количество форм достаточно многообразно и как следствие еще более обширно поле принимаемых управленческих решений по выбору способов организации и стимулирования инновационной деятельности. Важно отметить, что каждый из них обладает самостоятельностью и целевой направленностью, но все они должны быть взаимодополняющими в рамках развития государственного и частного партнерства в инвестировании отрасли.
Внедрение новых производственных технологий следует считать основным направлением инновационного развития сельского хозяйства. Технологическая модернизация земледелия является основным фактором повышения эффективности всего сельского хозяйства и должна быть направлена на внедрение ресурсосберегающих технологий. Успешное применение технологий сберегающего земледелия в различных агроклиматических условиях Республики Узбекистан подтвердило их универсальную применимость. Одно из главных условий успешного освоения ресурсосберегающих технологий — комплексный подход к управлению процессом их внедрения, который был разработан на основе зарубежных рекомендаций по внедрению ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве путем их адаптации к условиям применения в сельском хозяйстве Узбекистана и к особенностям восприятия руководителями и специалистами дехканских и фермерских хозяйств.
Комплексный подход к управлению процессом внедрения ресурсосберегающих технологий предполагает системную работу по четырем основным направлениям: оптимизация производственной структуры, совершенствование технологической системы предприятия, модернизация материально-технической базы производства и применение современных организационно-управленческих инноваций. Комплексный подход предусматривает системную работу по всем направлениям внедрения ресурсосбережения. Только в этом случае предприятие может рассчитывать на получение синергетического эффекта, выражающегося в сохранении и возобновлении природных ресурсов; экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов; повышении плодородия почвы и урожайности культур; повышении эффективности и устойчивости производства.
Переход к ресурсосберегающим технологиям предусматривает пересмотр и совершенствование производственной структуры предприятия. Это связано с необходимостью оптимизации продуктового набора предприятия, включения в севооборот наиболее эффективных сельскохозяйственных культур, проведения так называемой диверсификации. Освоение технологий возделывания новых видов технических и зернобобовых культур экономически целесообразно, что подтверждается результатами выполненных расчетов экономической эффективности разных культур и различных вариантов технологий их возделывания
Формирование механизма стимулирования инновационной модернизации сельского хозяйства страны и региона в частности предполагает решение следующих задач государственной научно-технической и инновационной политики: создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его ресурсного воспроизводства; создание эффективной системы инновационной модернизации сельского хозяйства региона; развитие институтов коммерциализации и защиты результатов исследований и разработок; инновационная модернизация системы управления сельским хозяйством.
Конкретные элементы государственной поддержки формирования инновационной системы:
увеличение целевой поддержки исследований, связанных с национальными интересами и приоритетами, с глобальными проблемами, с долгосрочным прогнозированием последствий управленческих решений и внедрения новых технологий;
расширение содействия научно-техническому развитию и инновационному процессу посредством введения льгот и преференций для частного сектора, инвестирующего в развитие науки и широко использующего инновации;
стимулирование кооперации между субъектами инновационной деятельности, содействие в формировании партнерских отношений между участниками инновационной сферы;
развитие институциональных условий и гарантий для эффективного развития научно-технической сферы и инноваций;
формирование инновационных ориентиров в системе государственных целей, а также, поддержание их приоритета по отношению к другим целям;
включение сферы инновационной деятельности в систему ключевых приоритетов обеспечения национальной безопасности государства.
выбор перспективных направлений формирования и развития высоктехнологичных секторов экономики с учетом государственных интересов и интересов бизнес-структур в обеспечении на практике принципов частно-государственного партнерства;
формирование и реализация крупных инновационных проектов, направленных на создание новых сегментов инновационной экономики на основе обеспечения устойчивого позиционирования отечественных бизнес-структур на мировом рынке;
реализация образовательных программ для подготовки специалистов высокой квалификации, повышения квалификации на базе создаваемых научно-образовательных центров.
Анализ опыта действия механизма стимулирования повышения восприимчивости сельскохозяйственного производства к нововведениям, проведенный в работе, показывает, что общность подходов государственной научной политики в странах с развитой рыночной экономикой заключается в том, что в качестве важнейших инструментов экономического стимулирования научно-технического прогресса выступают кредитные, налоговые, амортизационные, ценовые, страховые и другие рычаги, включая прямое бюджетное финансирование НИОКР. Используемый набор льгот и стимулов, реализуемый через законодательные акты, отличает целенаправленный характер и строго конкретную адресность.
Отдельные элементы государственно-правового обеспечения развития инновационных процессов могут быть использованы при разработке отечественного механизма стимулирования повышения восприимчивости сельских товаропроизводителей к освоению инновационных достижений, что будет способствовать созданию условий эффективного ведения агропромышленного производства.
Основные направления развитие инновационной деятельности в Республике Узбекистан соответственно, на коренной подъем сельскохозяйственного производства является:
1) формирование более широкого слоя дехканских и фермерских хозяйств, заинтересованных и способных реализовывать инновации;
2) создание в регионах единых информационно консультационных и обучающих систем, обеспечивающих доведение новых знаний до всех дехканских и фермерских хозяйств, способных осваивать инновации;
3) проведение систематизированной оценки всего научного потенциала аграрной науки, выявление и сосредоточение основных ее усилий на перспективных научных направлениях деятельности;
4) проведение ранжирования всех потенциальных потребителей новшеств из общего числа фермерских хозяйств регионов и выделение наиболее активных из них для реализации первичного освоения в производстве имеющихся научных достижений;
5) содействие развитию современного сельскохозяйственного машиностроения, продукция которого позволила бы совершить качественный переход в технике и технологии сельскохозяйственного производства.
Литература:
- Каримов И. А. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. Газета Народное слово.2016 год. 16 январь.
- Акрамов Акмал «Роль и значение свободных экономических зон в инновационном развитии экономики Узбекистана». Основные направления дальнейшей модернизации и повешения конкурентоспособности национальной экономики. VII Форума экономистов. Т.: ИПМИ. 2015.-С.201.
- Шодиева Д. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности. Ж-ль “Иктисодиёт ва таълим” № 1. 2014 год.- С. 57–60.
- Российский статистический ежегодник 2014.
[1]. Разработано на основе исследования автора.