Кинезиология как стресспротекторная технология | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 10.03.2016

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Луценко, А. В. Кинезиология как стресспротекторная технология / А. В. Луценко, Л. В. Грабаровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 788-791. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26658/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается кинезиология как технология, работающая со стрессами, имеющая различные направления, необходимые в коррекционной работе с клиентами. Основной инструмент кинезиолога — мышечное тестирование, позволяющее безошибочно определять психоэмоциональное и физическое состояние человека в любой стрессовой ситуации. Различные научные исследования в области физиологии, нейропсихологии, психологии доказывают, что кинезиологическая коррекционная практическая работа с клиентом действительно является стресспротекторной технологией.

Ключевые слова: кинезиология, стресс, мышечное тестирование, коррекция, технология, психокинезиология.

The article examines how technology kinesiology working with stress, having different directions needed in correctional work with clients. The main tool of kinesiology — muscle testing to accurately determine the psycho-emotional and physical condition of the person in any stressful situation. Various scientific studies in the field of physiology, neurophysiology, psychology show that kinesiology correctional practical work with the client really is stress tread technology.

Keywords: kinesiology, stress, muscle testing, adjustment, technology, psychokinesiology.

В современном обществе практически невозможно найти человека, который никогда бы не переживал стрессы. Постоянные напряжения на работе и дома, различные негативные эмоциональные состояния в процессе общения с окружающим миром создают проблемы в эмоциональном и физического здоровье. По мнению Ю. В. Александрова, «стресс стал одним из самых модных медико-диагностических диагнозов» [1].

Первоначальная концепция стресса была предложена Г. Селье, он доказал, что на различные стрессовые ситуации выделяется гормоны, помогающие человеку или животному выжить и адаптироваться к стрессу [14].

Психоэмоциональный стресс является серьезной социальной и научной проблемой. При чрезмерной интенсивности, длительности, частой повторяемости влияния стрессовых факторов происходит истощение адаптационных резервов организма, что может приводить к развитию психосоматических заболеваний, нарушениям метаболизма и избыточному весу, нарушению функционального состояния регулирующих систем организма [8, 10, 11].

Среди множества теоретических взглядов и практических направлений работы с последствиями дистресса неизменным остается положение о том, что сильный стресс — адаптивная реакция организма в ответ на действия сверхсильного раздражителя, то есть мощная защитная реакция, призванная обеспечить защиту психики, нервной системы и напрямую зависящего от них физического состояния. Сравнительный анализ реакций организма на действие стресс-факторов показывает, что если кратковременный стресс в основном обостряет возможности организма к защите и спасению себя в экстремальной ситуации, то длительное воздействие приводит в конечном итоге к тяжелым хроническим заболеваниям [9, 16, 17]. Одна из особенностей стресса заключается в том, что при психологическом стрессе человек реагирует не только на физическую опасность, но и на угрозу или упоминание о ней. При стрессе может нарушаться психомоторика, это проявляется в избыточном напряжении мышц, дрожании рук, изменении дыхания, дрожании голоса, нарушении речевых функций, заторможенности реакций.

Под воздействием стресса в мышцах происходит избыточное напряжение, что приводит к мышечным зажимам, и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Через анализ результатов тестирования мышечного тонуса эти проявления поддаются диагностике [2, 5, 7, 13]. Кинезиология как одно из направлений телесно-ориентированной терапии направлена на снятие этих зажимов и расслабление избыточного напряжения мышц.

Кинезиология — это наука о движении человека [3, 15]. Принципы, которые использует кинезиология, были сформированы еще И. П. Павловым, который за свои исследования получил Нобелевскую премию. Им экспериментально установлено, что дисфункция органа через нервную систему связана с тонусом скелетных мышц [12].

Первые воспоминания о кинезиологии мы находим в антропологических исследованиях, о жизни племен Майя, которые использовали простой метод мышечного тестирования для определения качества питьевой воды в водоемах и пищи, позднее этот метод приобретет большую популярность, будут разработаны разные кинезиологические курсы. Более ранние воспоминания о мышечном тестировании упоминаются в китайских и греческих трактатах, так, например, Гиппократ для диагностики ранений у солдат использовал мышечное тестирование, позднее врач Ж. Шарко и его ученик Бабинский использовали мышечное тестирование в медицинской практике. Супруги Кендалл разработали общепризнанную систему мышечного теста для каждой мышцы тела, которая используется во всём мире и в наше время. Американский хиропрактик Дж. Гутхарт расширил эту систему и установил связь между мышцами, органами и акупунктурой системы меридианов. На основе вышеперечисленных исследований мы можем сделать вывод, что неблагоприятные факторы окружающей среды, физические травмы и заболевания, влияют на человека ослабляют его мышечную систему.

Еще одно интересное направление кинезиологии — это психокинезиология или концепция «Три в одном» (Г. Стокс, Д. Вайтсайд, К. Келлуэй). Они выстроили систему работы, используя мышечное тестирования для определения эмоциональных стрессов. Это метод, помогал распознавать и убирать психоэмоциональные травмы, пережитые в более ранние периоды жизни, которые оказывали влияние на дальнейшее эмоциональное и физическое состояние человека, на его жизнь в целом. Данная технология универсальна и действенна, с ее помощью можно избавиться от самых разнообразных проблем, связанных с семейными, профессиональными, личностными конфликтами. Кинезиологи в своей работе используют различный инструментарий, который, является необходимым для качественной работы с пациентами [4].

Доктор Д. Клингхард установил, что терапевтическая беседа часто приводит к выздоровлению или значительному улучшению симптомов пациента, если у него острый стресс еще не перешедший в психосоматическое состояние. При психосоматических проблемах, по мнению Д. Клингхард одной беседы для выздоровления недостаточно. Во время коррекционной работы раскрываются глубинные психоэмоциональные конфликты, которые успешно решаются при использовании техники диссоциации [18].

Для диссоциации необходимо, чтобы события в момент их переживания были как можно подробнее восстановлены в памяти и пережиты заново. В работе применяются различные техники (метод движения глаз, постукивание по акупунктурным точкам, хиропрактическая манипуляция позвонков вдоль позвоночника, постукивание акупрессуры), которые приводят в норму физиологическое состояние человека. Решённый конфликт не оказывает деструктивного влияния на тело, следовательно, энергия человека направлена на его эмоциональное выздоровление. Аналогичные исследования по коррекции стрессов мы находим в исследованиях Ч. Т. Кребса, который разработал программу обучения по Акупрессуре. Программа LEAP является полем кинезиологии, она оценивает и помогает функциям мозга, в коррекции обучения и трудностями в поведении взрослых и детей. Стресс, тревога и травма может пагубно сказываются на процессах обучения и памяти. Такие нарушения часто располагаются в подкорковых областях мозга, да и вообще они не реагируют на большинство техник по коррекции данного состояния.

Благодаря LEAP можно определить энергетические паттерны стресса на физиологическом уровне с помощью ряда тестов и, удерживая комбинацию акупунктурных точек в определенных позициях, можно устранить дисбаланс, включая методы интеграции открыть и восстановить цепь электрических путей, тем самым улучшить концентрацию внимания, память, способность к обучению и способность концентрироваться в условиях стресса [19].

Грабаровская Л. В., Тимофеева О. А. пишут, что с помощью кинезиологии «можно решать различные педагогические задачи: работать с эмоциональными стрессами, снимать напряжение при обучении и усвоении материала, улучшать интеллектуальные возможности ребенка, активизировать социальное и личностное развитие» [6].

Таким образом, кинезиология как наука, имеющая более 200 направлений, свои истоки берет в далеком прошлом, а как сама наука зародилась в 60-х годах прошлого столетия. Она представляет собой интегрированный подход к оздоровлению и гармонизации пациента. В основе метода лежит работа с острыми и хроническими стрессами. Преимущество кинезиологии заключается в том, что специалист работает с телом клиента для определения стрессов и проведения необходимых коррекций, а работа основана на обратной биологической связи.

Литература:

  1. Александров, Ю. В. Основы психофизиологии /Ю. В. Александров. — М., 1998–349 с.
  2. Бондин, В. И. Применение аппаратов ДиаДЭНС-ДТ для скринингового исследования функционального состояния систем организма студентов РГПУ /В. И. Бондин, В. В. Хренкова, И. А. Лебедева// Рефлексотерапия. — 2007. — № 1. — С. 28–30.
  3. Бояринцева, А. В. Образовательная кинезиология в образовательной организации: поиск баланса системы «интеллект-тело» /А. В. Бояринцева// Профилактика зависимостей. — 2015. — № 2. — С. 85–88.
  4. Вайтсайд, Д. Под кодом: Три в одном: пер. с англ. /Д. Вайтсайд, Г. Стокс, К. Каллоувей. — М.: Диалог-МГУ, 1996. — 135 с.
  5. Грабаровская, Л. В. Результаты диагностики у детей младших классов с проблемами в обучении средствами кинезиологии /Л. В. Грабаровская, А. В. Луценко// Инновации, технологии, наука: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2015. — 121–123.
  6. Грабаровская, Л. В. Образовательная кинезиология — технология успешного развития и обучения /Л. В. Грабаровская, О. А. Тимофеева// Приоритетные направления развития науки и образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2015. — С. 78–80.
  7. Куликов, М. Н. Коррекционная работа стрессовых состояний /М. Н. Куликов// Инновационная наука. — 2015. — № 11. — С. 253–255.
  8. Лебедева, В. В. Здоровье школьников в зависимости от двигательной активности и пользования мобильными телефонами /В. В. Лебедева, И. П. Палаус, И. А. Пономарева // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. — Ростов-на-Дону, 2014. — С. 102–108.
  9. Лысенко, А. В. Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний /А. В. Лысенко, Т. В. Таютина, Д. С. Лысенко, В. А. Арутюнов// Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2014. — № 11 (117). — С. 218–224.
  10. Лысенко, А. В. Роль физкультурно-оздоровительных технологий в поддержании оптимальной массы тела у женщин разного возраста /А. В. Лысенко, Т. В. Таютина, Д. С. Лысенко, Е. А. Недоруба// Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 498.
  11. Нежебовская, А. С. Основные факторы, определяющие здоровье /А. С. Нежебовская, А. В. Рассадина, И. А. Пономарева// Олимпийская идея сегодня: сборник материалов четвёртой международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2014. — С. 404–408.
  12. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений/И. П. Павлов. — М.: АН СССР, 1951–1954. — Т. 3.
  13. Сазонов, В. Ф. Способы проведения «мышечного тестирования» в психокоррекционной кинезиологии, классифицированные по силе давления /В. Ф. Сазонов// Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. — 2014. — Т. 16. — № 2. — С. 64–70.
  14. Селье, Г. Стресс без дистресса /Г. Селье. — М. «Прогресс», 1982.
  15. Шмидт, И. Р. Основы прикладной кинезиологии /И. Р. Шмидт. Новокузнецк, 2004. — 40 с.
  16. Чумичева, Р. М. Региональная специфика реализации программы первичной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании в образовательной среде на Юге России /Р. М. Чумичева, Д. В. Воронцов, И. И. Дроздова, С. Р. Саухат, В. С. Королькова// Образование личности. — 2013. — № 4. — С. 16–25.
  17. Чумичева, Р. М. Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики /Р. М. Чумичева, Л. В. Грабаровская// Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 12 (30). — С. 135–141.
  18. Klingkhardt, D. Lehrbuch der Psycho-Kinesiologie — ein neuer Weg in der psychosomatischen Medizin / D. Klingkhardt. — Germany, 1995.
  19. Krebs,Сh. A Revolutionary Way of Thinking /Сh. Krebs. — Australia, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): мышечное тестирование, LEAP, стресс, избыточное напряжение мышц, коррекционная работа, нервная система, работа, физическое состояние человека.


Ключевые слова

технология, стресс, коррекция, кинезиология, мышечное тестирование, психокинезиология., психокинезиология

Похожие статьи

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста

Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...

Социализация вялотекущей шизофрении посредством тренинговой работы

Психосоциальные методы зарекомендовали себя как необходимая составная часть реабилитационного процесса и продолжают интенсивно развиваться и совершенствоваться [2, 4]. Программа тренинга «Социализация вялотекущей шизофрении» основана на данных научны...

Искусственный интеллект и проблема моделирования его самосознания

В статье осуществляется философский анализ проблемы моделирования самосознания в системах с искусственным интеллектом. Автор статьи оценивает современное состояние данной области исследований и констатирует, что способностью к актам самосознания и ре...

Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт–терапии

В статье представлены основные критерии выбора коррекционных программ в работе со страхами. Рассматривается арт-терапия как базовый метод в работе с детскими страхами. А также представлен анализ современных коррекционно-развивающих программ, которые ...

Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях обучения

В статье рассматривается интересное практическое направление экологическое образование в аудиовизуальных технологиях. Используя «метод проектных технологий» на занятиях курса «Аудиовизуальные технологии обучения» студенты разрабатывали социально знач...

Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской

В статье анализируется понятие профессиональной компетентности педагога, наряду с компетентностью и компетенциями рассматривается готовность специали-ста к осуществлению конкретной деятельности в профессиональной сфере. Выделяются ключевые компоненты...

Похожие статьи

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста

Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...

Социализация вялотекущей шизофрении посредством тренинговой работы

Психосоциальные методы зарекомендовали себя как необходимая составная часть реабилитационного процесса и продолжают интенсивно развиваться и совершенствоваться [2, 4]. Программа тренинга «Социализация вялотекущей шизофрении» основана на данных научны...

Искусственный интеллект и проблема моделирования его самосознания

В статье осуществляется философский анализ проблемы моделирования самосознания в системах с искусственным интеллектом. Автор статьи оценивает современное состояние данной области исследований и констатирует, что способностью к актам самосознания и ре...

Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт–терапии

В статье представлены основные критерии выбора коррекционных программ в работе со страхами. Рассматривается арт-терапия как базовый метод в работе с детскими страхами. А также представлен анализ современных коррекционно-развивающих программ, которые ...

Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях обучения

В статье рассматривается интересное практическое направление экологическое образование в аудиовизуальных технологиях. Используя «метод проектных технологий» на занятиях курса «Аудиовизуальные технологии обучения» студенты разрабатывали социально знач...

Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской

В статье анализируется понятие профессиональной компетентности педагога, наряду с компетентностью и компетенциями рассматривается готовность специали-ста к осуществлению конкретной деятельности в профессиональной сфере. Выделяются ключевые компоненты...

Задать вопрос