Определение валютной операции в «широком смысле» позволяет выявить ее специфику путем указания на то, что она сопровождается валютным контролем и действия органов и агентов валютного контроля являются неотъемлемым её элементом. В результате всех валютных операций появляется евровалюта или валютные операции это те операции, в результате которых появляется евровалюта. Развитие валютных операций имеет многовековую историю, связанную, как с появлением первого меняльного дела, так и с созданием банков. Их развитие обусловили ряд факторов, к которым можно отнести следующие:
стремление торговых слоев населения к более удобным формам организации расчетов;
большой разнородностью меновых единиц, злоупотреблением меняльных контор;
отмена обратимости доллара США на золото, с которым денежные единицы обрели абсолютную форму товара и начали свободно обмениваться против других денежных единиц;
политические и экономические риски во внешней торговле, обусловившие совершенствование инструментов международных расчетов, и укрепление организационной инфраструктуры валютного рынка;
введение свободно плавающих валютных курсов, в результате которого начал развиваться рынок срочных сделок на валютном сегменте;
расширение кредитных операций в международной валюте и возникновения рынка евровалют и еврооблигаций
рост спекулятивных операций, либерализация движения капитала и различие процентных ставок, стимулировавшие арбитражные операции.
Регулирование валютных операций означает определение государством, исходя из интересов общества, пределов и порядка деятельности участников валютных отношений. Можно выделить следующие сложившиеся к настоящему времени общие принципы регулирования валютных операций:
возможность участниками валютных отношений совершать без специального разрешения (лицензии) уполномоченного на то государственного органа только те валютные операции, которые прямо и исчерпывающе перечислены в законодательстве, т. е. доминантным является принцип «запрещено все, кроме дозволенного»;
возможность осуществления валютных операций только через уполномоченные банки или при их непосредственном участии;
жесткий валютный контроль со стороны органов и агентов валютного контроля над соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций.
В ходе исследования и анализа современного состояния проведения валютных операций, исходя из результатов анализа мировой практики, были разработаны научные предложения и практические рекомендации, направленные на совершенствование порядка проведения и расширения масштабов валютных операций.
- Необходимо разрешить банкам проводить операции между клиентами и продажу иностранной валюты за счет собственных средств банка. Это будет способствовать развитию внебиржевого валютного рынка. Также в целях ускорения исполнения заявок необходимо разрешить уполномоченным банкам осуществлять операции по продажи иностранной валюты и заключение сделок своп на уровне филиала.
- Указать срок исполнения заявок на покупку иностранной валюты на валютной бирже. В нормативных документах, регламентирующих данный вопрос, прописан только срок рассмотрения заявок в уполномоченных банках (3 дня), но нет срока удовлетворения поданных заявок на Республиканской Валютной бирже.
- Необходимо снять с банков контролирующую функцию. Исходя из природы банков, их деятельность в основном связанна с оказанием посреднических услуг. Проведения контроля над внешнеэкономической деятельностью предприятий возложено на Центральный банк, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан.
- Разрешить банкам взимать комиссионные вознаграждения по конверсионным операциям. Основным условием функционирования параллельного неофициального рынка является курсовая разница, которую также можно устранить, разрешив уполномоченным банкам установление комиссионных.
- Расширение использования форм международных расчётов. На сегодняшний день банками Узбекистана предоставляется в основном услуги по документарному аккредитиву. Однако из-за мирового финансово-экономического кризиса иностранные банки либо отказывают в предоставлении таких услуг, либо сократили лимиты по предоставлению кредитных линий и существенно повысили процентные ставки, вследствие чего предоставление такой услуги стало недоступным многим клиентам. Использование других более дешевых форм расчётов (к примеру, документарное инкассо) способствовало бы сокращению транзакционных издержек. Для этого, в случае, если ранее не складывались деловые отношения, требуется тщательное изучить бизнес историю инопартнера, его платежеспособность, репутацию на местном и международном рынках.
- Развитие срочных конверсионных операций. В современных экономических условиях коммерческие банки республики должны активнее разрабатывать и предлагать клиентам те банковские продукты, которые широко применяются во всем мире.
Литература:
- Законы Республики Узбекистан, указы, постановления и книги Президента Республики Узбекистан, постановления Правительства и другие нормативно-правовые документы.
- Законы Республики Узбекистан.
- Закон Республики Узбекистан 02.07.1992 № 621- XII О членстве Республики Узбекистан в Международный валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития, Международной корпорации, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций».
- Закон Республики Узбекистан «О центральном банке» от 21 декабря1995 г Сборник законодательных актов по реформированию и либерализации банковской системы Республики Узбекистан. Ташкент: Ўзбекистон, 2003 — С.7.
- www.creditrussia.ru
- www.bankir.uz.
- http://www.turonbank.uz/ru/corporate/ved/transfers/
- http://bankir.ru/news/article/6174932
- http://www.zakon.uz/our/news/news.
- UzDaily.uz 74. http://economicus.ru/
- www.сbu.uz 76. www.сbr.ru
- www.fin-izdat.ru
- http://ru.wikipedia.org
- www.bankofengland.co.uk/coreuproses.htm
- www.boj.or.jp./en/siryo.htm
- http://fincorporate.ru
- http://www.kapitalbank.