The author considers the number of indicators of poor regions. Analyzes particular standard of living population of the region and migratory movements of the population of Kyrgyzstan.
Keywords: poverty, the region, the standard of living of the population, migration.
Проблема преодоление бедности тесно связано с проведением целесообразной региональной политики государства. О тесной взаимосвязи социально — экономического развития территорий с уровнем жизни населения, проживающего на данной территорий упоминалось выше. Однако выявление сущностных характеристик таких взаимосвязей, которые позволил бы отразит целостность и единства развития экономики и социальной сферы государства целом и его административно территориальных делений.
Государство не редко ограничивается принятием общих законодательных актов, который характерно для всех регионов и это считается единым государственным подходом. Но как только начнешь реализовывать единый государственный политики в регионах обнаруживается масса не стыковок, связанных со спецификой каждого региона. Применительно к уровню жизни населения это, например, разные уровни бедности. Различные условия воспроизводственной деятельности и наконец разные масштабы региональных интересов, которые должны быть учтены при принятии стратегических целей социально — экономического развития.
Безусловно имеющийся различие развития территории объективно, однако при наметке перспективных планов возникает необходимость сбалансированностью обще республиканских и региональных интересов. Для того чтобы анализировать в области динамики численности бедного населения по регионам рассматривается в таблице 1.
Таблица 1
Динамика численности бедного населения по регионам 2009–2014гг. (человек)
КР иих регионы |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Кыргызская Республика |
1718247 |
1846150 |
2043590 |
2153478 |
2134940 |
1801791 |
Баткенская область |
136528 |
148191 |
159960 |
157102 |
252942 |
195639 |
Джалал-Абадская область |
377261 |
463437 |
477463 |
599265 |
510163 |
520788 |
Иссык-Кульская область |
203407 |
168978 |
132263 |
127572 |
181016 |
120612 |
Нарынская область |
114432 |
140325 |
132275 |
107058 |
117305 |
84010 |
Ошская область |
527265 |
581002 |
627138 |
737386 |
520281 |
391483 |
Таласская область |
75577 |
98149 |
118070 |
94784 |
56104 |
46973 |
Чуйская область |
171666 |
178199 |
235430 |
138928 |
201611 |
187989 |
г. Бишкек |
112109 |
67869 |
160989 |
191384 |
186560 |
163066 |
Источник: Данные Нацстатком Кыргызской Республики.
Как видно из данных приведенных в таблице в Ошской области в 2014 году число бедных по сравнению 2013 года сократилась 12878 тысяч человек.
Это можно также изобразит следующим графическим изображением (Рисунок 1.).
Рис. 1. Динамика численности бедного населения по регионам 2010–2014 гг. (человек)
По данным таблицы 1. рисунок 1. видно, что наибольшее количество бедного населения проживает в Ошской и Джалал-Абадской областях почти половина всего республики, а в Таласской и Нарынской областях их численность очень мала по сравнению с другими регионами.
Неодинакова и динамика изменения численности бедного населения по регионам. Наиболее позитивные сдвиги в улучшении благосостояния населения наблюдались в Иссык-Кульской и Таласской областях, где наблюдается тенденция уменьшения численности бедного населения за анализируемый промежуток времени. Наряду с этим, отмечен рост численности бедного населения в 2014 г. по сравнению с 2010 г. в Баткенской области почти вдвое, в городе Бишкек на 66 %та, Джалал-Абадской области на 35 % и Чуйской области на 17 %та [3].
Некоторое снижение бедности в Ошской области начиная 2012 года объясняется созданием новых рабочих мест в области после трагических событий 2010 года, а также оказанием гуманитарной помощи населениям со стороны зарубежных стран и других регионов республики на восстановление объектов, пострадавших в 2010 году, а также за счет вливании денежных средств мигрантов.
Вместе с тем эту тенденцию по отношению к Ошской области нельзя принять за устойчивость так, как населения области также как других регионов настоящее время находятся под влиянием довольно устойчивых экономических кризисов. В частности, не прекращается миграционные потоки по-прежнему регион испытывает трудности в инвестициях, а, следовательно, в экономическом развитии.
В связи с выше изложенными можно обнаружить связь бедности с миграционными потоками. Чем бедные населения региона, тем больше вероятность миграции населения. Из Ошской области по-прежнему велика число уезжающих по мотивам трудовой миграции (Таблица 2).
Таблица 2
Итоги внешней миграции по территории Кыргызской Республики в 2014–2015гг. (человек)
2014 |
2015 |
|||||||
Регионы |
прибывших |
выбывших |
миграционный прирост, отток (-) |
прибывших |
выбывших |
миграционный прирост, отток (-) |
||
всего |
на 10 тыс. населения |
всего |
на 10 тыс.населения |
|||||
Кыргызская Республика |
1775 |
3811 |
6,6 |
- 2036 |
1623 |
2926 |
4,9 |
-1303 |
Баткенская область |
142 |
240 |
5,1 |
-98 |
132 |
173 |
3,6 |
-41 |
Джалал-Абадская область |
189 |
339 |
3,1 |
-150 |
122 |
208 |
1,8 |
-86 |
Иссык-Кульская область |
45 |
285 |
6,2 |
-240 |
52 |
181 |
3,9 |
-129 |
Нарынская область |
4 |
22 |
0,8 |
-18 |
5 |
17 |
0,6 |
-12 |
Ошская область |
236 |
353 |
2,9 |
-117 |
144 |
307 |
2,5 |
-163 |
Таласская область |
74 |
206 |
8,4 |
-132 |
62 |
158 |
6,4 |
-96 |
Чуйская область |
536 |
1179 |
13,8 |
-643 |
485 |
926 |
10,6 |
-441 |
г. Бишкек |
445 |
998 |
10,8 |
-553 |
556 |
847 |
9,0 |
-291 |
г. Ош |
104 |
189 |
7,1 |
-85 |
65 |
109 |
4,0 |
-44 |
Источник: данные Нацстатком Кыргызской Республики.
Как видно из данных приведенных таблицы 2. в расчета на 10 тыс. человек число уезжающих из Ошской области самое большое в след за Чуйской области. Однако мотивы уезжающих из Чуйской области это в основном переезд на исторические родины европейских национальностей [4].
Необходимо сказать, как общественное явление уровень жизни населения зависит от многих факторов и первую очередь от демографической ситуации, а именно количества детей в семье из них новорожденных. Кроме того, решающую роль играет доходы домохозяйств на душу населения, количество работающих, а также состояние планирование семьи, прогнозирование жизненных ситуаций в перспективный период. Вместе с тем в кыргызских семьях особенно в сельской местности не принята планировать семьи. Традиционно молодежь выступает в брак по мере достижения брачного возраста и по местным традициям если создана для этих условий. В дальнейшем также не принята планировать количество детей так, как это считается волей Божьей т. е. сколько Аллах даст столько и будет.
Анализ показал, что проблема снижение уровня бедности играет важную роль политической, экономической и социальной жизни населения. Если среди населения бедность увеличится число безработных, мигрантов, больных, сирот тоже повысится и в конце приведет к политической нестабильности в государстве и т. д.
Литература:
- Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. — М., Московский Центр Карнеги, 1998. — 282 с.
- Гусаров В. М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 463 с.
- Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, уровень жизни населения Кыргызской Республики 2010–2014гг.
- Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, кыргызстан в цифрах 2010 -2014гг.