В педагогической литературе имеется много определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Большая группа авторов по-разному определяет межпредметные связи. Так, например, А. И. Гурьев утверждает, что межпредметные связи — это общедидактическое понятие, имеющее различный статус в дидактике в зависимости от уровня изучения окружающего мира, а именно:
межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления);
межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей (на уровне дидактического условия);
межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в процессе формирования диалектического мировозрения учащихся и роста их творческих способностей (на уровне дидактического процесса);
межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т. д., так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающими в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа);
межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний — «межпредметных знаний», позволяющий развивать концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира (на уровне методологии). [1]
Он же (А. И. Гурьев) даёт следующее определение межпредметных связей. В широком смысле слова: межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.
В узком (предметном) смысле слова: межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей. [1]
Нельзя не согласиться с автором данного определения межпредметных связей, но по-нашему мнению упускается из вида такая важнейшая функция межпредметных связей как формирование системного мышления учащихся. В определении А. И. Гурьева, да и других авторов упоминается понятие системы, системного подхода к межпредметным связям, но совершенно в других смыслах. Например, что межпредметные связи способствуют формированию целостной системы знаний и т. д.
Далее необходимо разобраться с определением понятия «системное мышление». Ю. Г. Тамберг утверждает, что системное мышление — это способность воспринимать любой предмет и проблему всесторонне, во всем многообразии частей и их связей… Это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода — всесторонность, взаимосвязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, синкретического мышления.
С точки зрения системного подхода, объекты, входящие в данную систему должны рассматриваться и сами по себе и в связи со многими другими объектами и явлениями. Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть все связи практически невозможно, и теоретически бессмысленно. Достаточно выделить только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели используются понятия системного подхода. [2]
В основе системного мышления лежит понятие диалектического противоречия, которое отражает один из законов диалектики о единстве и борьбе противоположностей, то есть присутствие противоположных тенденций является движущей силой развития любой системы. Сознательный поиск противоречий с целью их снятия является отличительным качеством сильного мышления, имеющего системный характер.
С помощью операции анализа любое явление действительности подвергается членению на составляющие компоненты, устанавливаются связи между ними и разными уровнями структуры данного явления, а для создания целостного образа используется операция синтеза. Эти же операции являются основными «инструментами» в процессе организации и реализации межпредметных связей в учебном процессе.
Таким образом, сопоставив понятие «межпредметные связи» и понятие «системное мышление» можно увидеть, что использование межпредметных связей в учебном процессе должно способствовать формированию и развитию у школьников системного мышления. Мы считаем, что формирование системного мышления школьников — это важнейшая функция межпредметных связей. Именно с этой точки зрения необходимо реализовывать в учебном процессе межпредметные связи всех типов и видов.
Таким образом, мы подошли к необходимости представить классификацию межпредметных связей.
Исследуя условия использования и реализации межпредметных связей в системе эстетического воспитания младших школьников мы выделили следующие основания для классификации межпредметных связей:
по характеру влияния на развитие эстетических чувств;
по видам эстетических знаний;
по видам эстетической деятельности.
Системные связи между учебными предметами в процессе эстетического воспитания подразумевает установление взаимодействия:
между эстетическими элементами в данном учебном предмете;
в ряде учебных предметов;
в ряде циклов учебных предметов, связанных между собой;
в цикле с одной стороны и художественными элементами (отражением явлений в искусстве, которые включаются в учебный процесс для выявления сущности изучаемых объектов и их эстетических свойств) с другой стороны.
Взаимодействие этих видов связей в учебном процессе закладывает основу для формирования и развития системного мышления младших школьников.
В процессе изучения учебных предметов начальной школы учащиеся усваивают систему эстетических знаний, которая предполагает структурную взаимосвязь отдельных элементов учебного предмета, изложенных в определённой системе. Эти знания вступают в многообразные (внешние и внутренние) связи друг с другом и образуют более сложные системы. Связи между ними зависят от отношений между эстетическими элементами систем и подсистем: фактами, терминами, понятиями и т. д. Связи устанавливаются между эстетическими элементами, составляющими «содержательную» сторону учебной дисциплины. Необходимо учитывать особенности учебной дисциплины как системы: язык той или иной науки, ее теорию и прикладную часть, методы исследования, эстетические знания, умения, навыки, которые формируются в ходе освоения данной дисциплины и т. д.
Принцип межпредметности означает постоянное осуществление в учебно-воспитательном процессе различных видов связей между содержанием, методами и формами обучения предметам всех циклов учебного плана. Соответственно межпредметные связи могут выполнять следующие функции:
образовательную, выраженную в формировании системы знаний основ наук, в формировании универсальных учебных действий;
развивающую функцию, которая проявляется в развитии познавательных умений, активности и интереса к учению, а также развитии системного мышления учащихся;
воспитательную функцию, которая выражается в формировании научного мировоззрения учащихся, их нравственных и эстетических ценностей, осуществление единства всех видов воспитания.
Для реализации межпредметных связей по линии образовательных функций необходимо осуществлять синтез содержания учебных предметов на уровне фактов, понятий, возникающих в пограничных науках, получивших общенаучную значимость, теорий и законов.
По линии развивающих функций межпредметные связи могут осуществляться путём использования общих способов действий, умений и навыков. Примером может служить речевая деятельность, которая является общим видом деятельности ученика при изучении всех учебных предметов.
Также развивающая функция подразумевает и развитие системного мышления школьников. Получая знания по отдельным предметам у школьника формируется определённая система знаний в той или иной области. Затем эти знания используются по мере необходимости, пополняются и расширяются в процессе всего обучения, выстраиваясь в стройную систему знаний, умений и навыков. Сами по себе эти знания, умения и навыки не будут эффективно функционировать в жизненном процессе учащегося, если между ними не будет установлена связь. Почему энциклопедические знания не столько ценятся как целостные системы знаний? Именно потому, что они не имеют между собой каких-либо прочных связей. Эти связи устанавливаются именно благодаря использованию и реализации в учебной процессе межпредметных связей. Так формируется стройная целостная система знаний, развивается способность учащегося формировать её, черпая элементы, фрагменты, понятия, принципы, теории и т. д. из уже сформированных систем первоначальных знаний. В результате рождается новое межпредметное знание. В качестве примера можно привести использование межпредметных связей на уроках музыки. Изучая творчество какого-либо композитора, учитель рассказывает о его биографии, о той эпохе, в которую он жил (связи с историей культуры, всеобщей историей, историей музыки, географией), обязательно останавливается на современниках композитора (связь с литературой, изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой, этикой и эстетикой), описывает его творческий путь (связь с теорией, историей и методикой преподавания музыки, историей культуры и т. д.), представляет одно из самых значимых произведений (связь с теорией музыки, литературой). Пока дети прослушивают произведение, в их голове вся услышанная информация складывается в целостную картину эпохи, её культуры, искусства, образа жизни людей и в частности того композитора, о котором только что рассказывал учитель. Разрозненная мозаика складывается в определённый узор, который в течение жизни будет не раз меняться, отшлифовываться, корректироваться, но основа останется.
Связи между предметами по линии воспитательных функций осуществляется путём выдвижения общих для ряда предметов учебно-воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанных уроков по разным предметам.
Таким образом, можно утверждать, что использование межпредметных связей на всех этапах учебно-воспитательного процесса, во всех видах деятельности образовательного учреждения (в урочной и внеурочной деятельности) будет способствовать формированию и развитию системного мышления младших школьников.
Литература:
- Гурьев А. И. Межпредметные связи — теория и практика // Наука и образование. — 1998. — № 11. — С. 204.
- Тамберг Ю. Г. Развитие мышления ребёнка с использованием методик ТРИЗ // ТРИЗ интернет-школа. URL: http://triz.natm.ru/scool.htm (дата обращения: 3.03.2016).