Формирование ассортиментной политики предприятия
Согачева Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент;
Амбарян Армен Сейранович, студент;
Бесчерева Ольга Викторовна, студент
Юго-Западный государственный университет
В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. Ассортимент представляет собой состав, разновидность, набор видов продукции, товаров, услуг, изготавливаемых в производстве или находящихся в продаже [1; 2; 3].
Управление ассортиментом призвано решать следующие основные задачи: создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей покупателей; выявление и изучение возможных источников поступления товаров, отвечающих потребностям населения; проведение анализа по оценке потенциальных возможностей сотрудничества с ними, постоянный и систематический контроль за деятельностью конкурентов; обеспечение устойчивости ассортимента товаров, реализуемых предприятием; постоянный контроль за работой по формированию и реализации конкретных групп, подгрупп и разновидностей товаров [4; 5; 6; 7].
Проведем анализ выполнения плана по ассортименту исходя из категорий товаров ООО «Курское молоко». Данные представлены в таблице 1.
Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Рассмотрим, каким образом предприятие использует свои производственные мощности. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 1
Выполнение плана по ассортименту продукцииООО «Курское молоко» за 2015 год
Наименование продукции |
Выпуск готовой продукции (тыс. кг.) |
Продукция, зачтенная ввыполнение плана по ассортименту |
Выполнение плана,% |
|
План |
Факт |
|||
Сыры плавленые |
390 |
386.5 |
386,5 |
99,10 |
Масло и спреды |
2500 |
1951 |
1951 |
78,04 |
Молоко |
350 |
366.1 |
350 |
104,6 |
Кисломолочная продукция |
690 |
585.5 |
585,5 |
84,86 |
Горчица |
150 |
41.8 |
41,8 |
27,87 |
Кондитерские изделия |
120 |
134 |
120 |
111,67 |
Итого |
4200 |
2085 |
3434,8 |
|
Таблица 2
Использование производственных мощностей предприятия ООО «Курское молоко» в 2015 году
Наименование продукции |
Выпуск готовой продукции (тыс. кг.) |
Производственные мощности предприятия |
Использование производственных мощностей предприятия,% |
Сыры плавленые |
386.5 |
400 |
95.9 |
Масло и спреды |
1951 |
4800 |
40.4 |
Молоко |
366.1 |
4000 |
9.2 |
Кисломолочная продукция |
585.5 |
2650 |
22.1 |
Горчица |
41.8 |
300 |
13.6 |
Кондитерские изделия |
134 |
150 |
88 |
По результатам таблицы 2 можно сделать вывод, что у предприятия имеется большой запас неиспользованных производственных мощностей, в особенности это касается производства молока, где производственная мощность используется всего на 9,2 %, горчицы — 13,6 %. Практически полностью производственная мощность используется только при изготовлении плавленых сыров — 95,9 %.
Совершенствование ассортимента продукции на предприятии ООО «Курское молоко» осуществляется путем его насыщения, то есть добавления новых продуктов в уже существующие рамки.
Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики сводятся к тому, что изменения товарной номенклатуры могут происходить за счет изменения количества представленных ассортиментных групп или за счет изменений в рамках отдельной ассортиментной группы.
Рассмотрим проведение изменений в товарной номенклатуре за счет изменения количества представленных ассортиментных групп (на примере расширения ассортимента выпускаемой продукции и внедрения в производство нового вида продукции — бифидойогурт).
План производственной программы по выпуску молочной продукции с учетом производства бифидойогурта представим в таблице 3.
Таблица 3
Производственная программа ООО «Курское молоко» по производству молочной продукции сучетом выпуска бифидойогурта
Показатели |
Коэф. Роста Vпродукции |
V выпуска продукции, тыс.кг. |
Коэф. Роста Vпродукции |
V выпуска продукции, тыс.кг. |
Коэф. Роста Vпродукции |
V выпуска продукции, тыс.кг. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
||||
Молочная продукция |
1,0 |
366,1 |
1,0 |
366,1 |
1,02 |
375,2 |
Йогурт (обычный) |
1,0 |
15 |
0,75 |
11 |
1,0 |
15 |
Бифидойогурт |
- |
- |
0,25 |
4 |
0,5 |
8 |
Итого |
381,1 |
381,1 |
398,2 |
|||
Таким образом, из таблицы 3 планируемый объем производства йогурта в целом (обычного и бифидойогурта) составит в 2017 году 23 тыс. кг.
Рассчитаем необходимый объем сырья для производства 1 тыс. кг. бифидойогурта. Расчеты приведены в таблице 4.
В таблице 5, рассчитаем плановый объем сырья для производства запланированного количества тыс. кг. бифидойогурта на 2016–2017 гг.
Таблица 4
Расчет необходимого объема исходного сырья на 1 тыс.кг. бифидойогурта в 2016г.
Основное сырье |
Норма внесения для производства 1 тыс.кг. продукта |
Стоимость единицы, руб. |
Сумма, руб. |
Молоко базисной жирности, т |
0,7721 |
344313 |
265844 |
Обрат для нормализации, т |
0,2422 |
166253 |
40266 |
Сухое обезжиренное молоко, кг |
30 |
3173 |
95190 |
Сахар-песок, кг |
40 |
1241 |
49640 |
Фруктовый наполнитель, кг |
100 |
4800 |
480000 |
Закваска непосредственного внесения, г |
6,67 |
4300 |
28681 |
Стабилизатор, кг |
8 |
15965 |
127720 |
Итого |
1087341 |
Таблица 5
Расчет необходимого объема исходного сырья (на год)
Год |
V выпуска продукции, тыс.кг. |
Стоимость сырья на 1 тыс. кг., руб. |
Стоимость сырья, руб. |
2016 год |
15 |
1087341 |
16310115 |
2017 год |
23 |
1196075 |
27509725 |
Таким образом, на изготовление 15 тыс. кг. йогурта (обычного и бифидойогурта) в 2016 г. потребуется сырья на сумму 16310 тыс. руб., в 2017 г. на 23 тыс. кг. — 27510 тыс. руб.
В таблице 6 приведем проектные показатели, связанные с расширением деятельности ООО «Курское молоко» по выпуску дополнительного объема и вида продукции.
Таблица 6
Проектные показатели по расширению деятельности ООО «Курское молоко»
Показатели |
Плановая стоимость, руб. |
|
2016г. |
2017г. |
|
Объем производства |
381,1 |
398,2 |
Сырье |
16310115 |
27509725 |
Транспортно-заготовительные расходы |
18472 |
18472 |
Топливо и энергия |
9081 |
9990 |
Общехозяйственные расходы |
135764 |
149340 |
Отчисления в фонд заработной платы |
366192 |
366192 |
Упаковка |
63497 |
69847 |
Расходы на рекламу |
150000 |
100000 |
Итого |
17053121 |
28223566 |
Таким образом, как видно из таблицы 6, объем затрат на реализацию предложенного проекта составит в 2016 году — 17053 тыс. руб., в 2017 году — 28223 тыс. руб.
Предложенные мероприятия помогут перейти предприятию к стадии экономического роста и повышению конкурентоспособности. Ввод в производство нового продукта позволит предприятию увеличить прибыльность продаж, что позволит укрепить финансовую устойчивость, то есть будет способствовать улучшению финансовых показателей деятельности.
Литература:
- Костина Г. П. Управление ассортиментом производимой продукции и его превентивное планирование с использованием методологии комплексного подхода и аналитического моделирования [Текст]: Г. П. Костина, М. М. Башмакова // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6. С.39–50.
- Концептуальные основы управления: учебное пособие для самостоятельной работы по подготовке к итоговой государственной аттестации по специальности «Менеджмент организации» // Вертакова Ю. В., Харченко Е. В., Согачева О. В., Дидковская Т. М., Трубникова В. В., Железняков С. С., Цуканова Н. Е., Бычкова Л. В., Венделева М. А., Кудина О. В., Симоненко Е. С., Морозова О. А. // Курск, 2008. 700 с.
- Осадчая О. П. Формирование ассортиментной политики и производственной программы // ЭКО. — 2005.- № 12.- С. 138–152.
- Петрищева И. В. Синергический эффект при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1. № 4. С. 87–89.
- Петрищева И. В. Субконтрактация как форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. 2009. № 5. С. 69–73.
- Согачева О. В. Инструментарий стратегического менеджмента: организация аналитических и проектных работ в сфере стратегического управления предприятием / О. В. Согачева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: Всероссийский научный журнал. № 3. Краснодар, 2014. С. 318–323.
- Согачева О. В. Разработка перспективных направлений деятельности на основе анализа стратегических возможностей организации / О. В. Согачева, А. Г. Варфоломеев // Перспективы науки. Научно-практический журнал. № 12 (51). Тамбов, 2013. С. 95–99.