Проблема самоубийств, а особенно самоубийств среди молодежи, продолжает пугать своей актуальностью в наше располагающее к стрессам и депрессиям время. Об этом свидетельствуют статистические данные об увеличении числа самоубийств. Углубленное изучение феномена суицида за последнее десятилетие подтвердило его неоднородность и неоднозначность.
Самоубийство, суицид — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» — иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы — если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.
Амбрумова А. Г. и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид — это феномен социально-психологической дезадаптации личности.
Самоубийство (по Дюркгейму) — всякий случай смерти, который непосредственно или опосредовано, является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах [1].
За последние 20 лет в России покончил жизнь самоубийством миллион человек, однако страна покинула десятку стран с высоким уровнем суицидов и находится на 14 месте. По данным руководителя отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Бориса Положего, самая неблагополучная ситуация в Сибирском и Дальневосточном округах, в Туве, Бурятии, на Алтае, в Чукотском и Ненецком автономных округах на 100 тыс. жителей приходится 60 самоубийств. Зато в СКФО, Южном и Центральном федеральных округах ситуация достаточно стабильна.
Среди всех возрастных категорий людей, заканчивающих жизнь самоубийством, второе место занимают молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. [6] За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Причём в нашей стране чрезвычайно высок показатель самоубийств среди юношей, при низком показателе среди девушек.
Как уже было сказано, меньше всего суицидальных смертей среди молодежи в России приходится на Северный Кавказ. К такому выводу пришли эксперты газеты «Известия» проанализировав статистику суицида в России за 2015 год. С Января по сентябрь в Северо-Кавказском федеральном округе среди молодого поколения произошло всего 166 самоубийств. Согласно статистике, в 2015 году в Ингушетии число наложивших на себя руки составило 0,5 на 100 тысяч человек. В Чечне — 0,8, в Дагестане — 2,8, в Северной Осетии — 3,9, в Кабардино-Балкарии — 10,3. Даже в самые тяжелые времена, в годы военных конфликтов показатели по самоубийствам оставались в кавказских республиках рекордно низкими.
Таким образом, суицидальная ситуация в СКФО наиболее благополучная: частота самоубийств в Северокавказском округе, рассчитываемая на 100 тыс. населения, примерно, в 3,5 раза меньше, чем по России в целом. А если сравнивать с Сибирским или Дальневосточным округами, то на Северном Кавказе в 5 раз ниже. Но, тем не менее, проблема эта есть и требует решения.
Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. Кроме того, судебные эксперты полагают, что за множеством случаев так называемой «смерти вследствие несчастного случая» (в результате автомобильных аварий, употребления токсических препаратов или использования огнестрельного оружия) в действительности скрываются суициды [2].
Суицидальное поведение зависит от целого ряда факторов, в том числе не только от биологических, но и от социальных, культурных, этнических факторов. Причины этого явления по исследованиям социологов и психологов различны: бедность, отношения в семье и со сверстниками, алкоголь и наркотики, неприятности с учёбой, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, неизлечимые болезни, расстройства психики, включая депрессию с шизофренией, а также имеются особенности, относящиеся к разным возрастным группам (школьники, студенты, молодые специалисты), проявляющиеся в отношении молодых людей к самоубийству, наличии суицидального опыта, его типов, обстоятельств, при которых он возник, влиянии суицида близких, общего депрессивного настроя исследованных молодых людей [2].
Исследования проведенные среди всех групп молодежи показали, что доля суицидально настроенной молодежи достаточно высока и составляет 8 % для всех групп в целом (только наличие попыток суицида в прошлом). При этом процент молодых людей, относящихся к суициду толерантно, или считающих его неплохим выходом еще больше — от 30 % для школьников и до 54 % у молодых специалистов. Пики суицидальной настроенности приходятся на 15–16 лет (больше аффективных суицидальных мыслей, вызванных особенностями переходного возраста) и 22–25 лет (больше истинного суицидального поведения, имеющего достаточно глубокие, зачастую экзистенциальные основания).
Для всех групп молодежи лидирующей причиной суицидальной настроенности становятся конфликты в семье, а так же чувства дискомфорта и неустроенности по отношению к жизни, которое является следствием внутренних и внешних конфликтов и социальной дезадаптации.
Суицидально настроенная, молодежь показывает заметный уровень дезадаптации на групповом и индивидуальном уровне. Состояние дезадаптации — это также результат проявления комплекса факторов, и их вариации тоже многообразны и могут охватывать разные стороны жизни. Но даже одного следствия достаточно для увеличения суицидального риска (чаще всего такими следствиями являются трудности в-общении с людьми, неудовлетворенность собственной жизнью и др.).
Суицидально настроенные молодые люди меньше общаются с друзьями, меньше занимаются спортом, при этом больше смотрят ТВ, более привязаны к виртуальной жизни (поиск информации, игры) [4]. Такие особенности проведения досуга могут формировать предпосылки для социально-психологической дезадаптации, или усугублять ее, если она уже имеется, тем самым увеличивая риск суицида. Однако эти же предпочтения делаю СМИ и в частности интернет эффективной территорией для коммуникации с молодежью и проведения мероприятий по снижению риска суицида.
Контент анализ сообщений в гостевых книгах разных типов суицидальных сайтов показывает, что пользователи ценят наличие подобных ресурсов, считают проведение времени на них важным для себя. Большинство отзывов положительные — пользователи пишут, что на суицидальных сайтах они находят то, чего им не хватает в реальной жизни -понимание своих проблем и поддержку. При этом всегда остается определенный риск индуцирования у предрасположенных к суициду пользователей, так как виртуальное общение неподконтрольно и непредсказуемо. Квалифицированные психологи в процесс этого общения ни на одном из сайтов не вовлекаются. Также суицидальные сайты, как и виртуальное общение в целом, несут в себе опасность отдаления от реальных социальных контактов, формирование зависимости от сети
Контент-анализ общения на одном из форумов показывает, что главная цель, этого общения — обсуждение своих проблем, самораскрытие, поиск и нахождение поддержки и принятия среди других пользователей. Обсуждение суицида, попыток и способов сильно второстепенно по отношению к этому. Поэтому можно считать роль таких форумов положительной и использовать их потенциал для снижения уровня суицидальной настроенности пользователей таких ресурсов [3].
Представляют интерес и исследования, проведенные американскими учеными, которые пришли к выводу, что студенты вдвое чаще убивают себя, чем нестуденты того же возраста. Возросшая доля самоубийств среди студентов обнаружена не только в США, но также в Европе, Индии и Японии. Растущее отчаяние среди студентов имеет ряд возможных причин: необходимость впервые жить вдали от дома и справляться с новыми проблемами; попытка лидировать по успеваемости при более жесткой, чем в школе, конкуренции; колебания в выборе карьеры; одиночество из-за отсутствия давних друзей и беспокойство из-за новых.
Изучение жизни и учебных дел студентов, совершивших самоубийство, показало, что они были более угрюмыми, держались строже и чаще пребывали в депрессии, чем их более благополучные сокурсники. Они также периодически сообщали другим о своих суицидных намерениях. Основным провоцирующим событием, по-видимому, являлось беспокойство по поводу учебы, физического здоровья и трудностей в отношениях с другими [5].
В одном исследовании было обнаружено, что у студентов с суицидными мыслями ситуация была не более стрессовой, чем у других студентов, но у них было меньше сил, чтобы справиться с проблемами и сильными эмоциями.
У совершивших самоубийство студентов академическая успеваемость выше средней, тогда как у совершивших самоубийство подростков успеваемость в средней школе исключительно плохая.
Таким образом, к группе риска среди студентов, которая наиболее расположена к суицидальным попыткам, относятся следующие типы людей
Молодежь: с нарушением межличностных отношений, злоупотребляющие алкоголем или наркотическими и средствами, студенты, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
Сверхкритичные к себе студенты, которым важно довести поставленную цель до конца, что получается не всегда. В результате чего, у молодых людей начинается депрессия, которая является первым шагом к суициду.
Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, не получившие после этого психологическую помощь.
Молодые люди, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Сложности, которые появляются при поступлении, связанные с адаптацией в коллективе, со сдачей экзаменов, сложность нагрузок при сравнении со школьными.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
отсутствие планов на будущее
Проведенный анализ позволяет заключить, что на данный момент проблема суицида среди молодого поколения в возрасте от 18 до 25 лет продолжает оставаться актуальной. Выявляются тенденции к омоложению самоубийц, и особенно ярко это явление в России. Среди молодежи это явление популяризуется, и молодые люди, обладающие склонностью глубоко переживать все проблемы и принимать крайние решения, оказываются подвержены проблеме самоубийства. В связи с чем, необходима разработка системы реализации психологических условий профилактики самоубийств среди подростков, базирующейся на комплексном подходе к профилактике суицидов, на научно-обоснованных нормативно-правовых документах, эффективных организационных мероприятиях, научно проработанных методических рекомендациях, оказывающих положительное влияние на организацию работы, ориентированной на снижение вероятности возникновения различного рода чрезвычайных происшествий в молодежной среде, в том числе суицидального поведения среди молодежи.
Роль семьи неоспорима. Родители должны быть более внимательны к детям, необходимо соблюдать рекомендации психологов относительно улучшения психологического микроклимата в семье. Как показало проведенное исследование, именно конфликты в семье чаще всего детерминируют суицидальную настроенность молодежи. Наибольшую опасность в этом плане представляют дезинтегрированные, дисгармоничные и корпоративные семьи. Также высок риск суицида в закрытых консервативных и авторитарных семьях. Независимо от типа семьи родители должныизбегать возникновения ситуаций, дезадаптирующих ребенка относительно семьи или социума в целом. Для того чтобы не детерминировать суицидальную настроенность психологи рекомендуют проявлять готовность к пониманию и содействию, а не просто контролировать, не вмешивать детей в семейные конфликты [4].
Также для предотвращения повышения количества суицидов среди молодежи следует предпринимать такие меры профилактики как: информирование молодежи о причинах и последствиях самоубийства, центрах оказания бесплатной анонимной квалифицированной психологической помощи, телефонах доверия. Проведение бесед с родителями, преподавателями, качественная социальная реклама, создание центров психологической помощи при вузах, правильное освещение информации СМИ также помогает многим молодым людям не совершить эту ужасную ошибку, проведение кураторских часов, бесед по профилактике развития депрессивных состояний и суицидального поведения в молодежной среде.
Основным содержанием общего направления должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и сохранению суицидогенной обстановки в коллективах.
Литература:
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. — СПб., 1912. — 456 с.
- Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. — 2008.-476 с.
3. Социально-психологическая детерминированность суицидальной настроенности молодежи и ее превенции в мегаполисе. Лучина А. А., 2011
- Самооценка как один из факторов личностно-профессионального развития студента ВУЗА. Пилюгина Е. И. В сборнике: Научный поиск в современном мире сборник материалов 7-й международной науч.-практ. конф.. Махачкала, 2014. С. 125–126.
- Особенности социально-психологической адаптации студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий. Пилюгина Е. И. В мире научных открытий. 2010. № 6–2. С. 106–108.