Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 1621 раз

Библиографическое описание:

Гайнанова, Е. А. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ / Е. А. Гайнанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 688-689. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26841/ (дата обращения: 17.10.2024).



Для преодоления трудностей адаптации у детей раннего возраста нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения.

Целью программы являлось создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Задачи программы выступали:

  1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
  3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

Основу практической работы составляло взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МКДОУ детский сад «Солнышко» п. жд. ст. Невельская, Тайшетского района, Иркутской области.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л. В. Белкиной, а также подходы к организации работы с детьми раннего возраста, представленные в работах К. Л. Печоры, Е. О. Смирновой, О. Л. Трофимовой [1,2,3,4].

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели использовали разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества, формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Организация процесса адаптации включала следующие этапы:

Первый этап — подготовка родителей и воспитателей ребенка к условиям детского сада. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.

Второй этап — посещение родителей с ребенком группы детского сада.

Важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Основная задача мамы в данной ситуации — помочь ребенку в создании положительного образа воспитателя. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2–3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

Третий этап — постепенное привыкание.

Постепенная адаптация может включать несколько периодов:

 Первый период: «мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

 Второй период: «я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно ребенок начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.

 Третий период: «иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.

 Четвертый период: «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда ребенок соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Задачами воспитания в доадаптационный период являлись:

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

 организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

 формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

 обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

 воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

  1. Закладывать основы будущей личности:

 воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

 закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

 закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

В ходе психолого-педагогического сопровождения реализовывались следующие условия, содействующие адаптации детей к ДОУ: учет психологических особенностей адаптации детей;создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ;проведение своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми;психолого-педагогическое консультирование родителей.

Результаты оценки эффективности проведенной работы показали положительную динамику в степени адаптации детей: детей с низким уровнем адаптации выявлено не было.

Таким образом, результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что учет психологических особенностей адаптации детей к новому социальному окружению;создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ;проведение своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми;психолого-педагогическое консультирование родителей в период адаптации детей к пребыванию в ДОУ способствуют успешной адаптации детей.

Литература:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практическое пособие / Авт.-сост. Л. В. Белкина. — Воронеж: «Учитель», 2006. — 236 с.
  2. Печора, К.Л., Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. — Москва.: Владос, 2007. — 176 с.
  3. Смирнова, Е. О. Психологическая служба раннего возраста [Текст] / Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2005. — № 1.- С.23–26.
  4. Трофимова, О. В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий. Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.) [Текст] / О. В. Трофимова, Т. М. Волкова, Н. А. Галка. — М.: Буки-Веди, 2012. -142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, детский сад, группа, дошкольное образовательное учреждение, мама, благоприятная атмосфера, психологическая особенность адаптации детей, психолого-педагогическое сопровождение, своевременная коррекционно-развивающая работа.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Условия проявления социально-психологической адаптации учащихся образовательной среды в условиях платного обучения

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Условия проявления социально-психологической адаптации учащихся образовательной среды в условиях платного обучения

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос