«Турецкий гамбит» в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 13.03.2016

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Черткова, К. А. «Турецкий гамбит» в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд / К. А. Черткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 584-586. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26870/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: Турция, муниципальный контракт, государственный контракт, контрактная система.

На сегодняшний день, самым острым вопросом для государственных и муниципальных заказчиков (далее — заказчики) остается один: как применять запреты и ограничение введенные Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» от 28.11.2015г. № 583 (далее — Указ Президента РФ № 583).

Напомним: Указом Президента РФ № 583 был установлен «временный запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации». Указ Президента РФ № 583 вступил в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических и иных мер.

В соответствии с Указом Президента РФ № 583 Правительством РФ было принято постановление «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики» № 1457 от 29 декабря 2015 г. (далее — Постановление Правительства РФ № 1457).

Указ Президента РФ № 583 и Постановление Правительства РФ № 1457 действуют с 01 января 2016г., однако по сегодняшний день нет ни одного разъяснения о том, как применять, установленный указанными нормативными правовыми актами, запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее — «турецкий» запрет).

В сложившейся ситуации заказчики были вынуждены, опираясь только на свои догадки, устанавливать запрет направленный на исполнение названных выше нормативно-правовых актов, так как подсказывало им чутье, опыт и собственный внутренний голос. В результате, на сегодняшний день в единой информационной системе существует как минимум три варианта установления указанного запрета в документациях и извещениях о проведении закупок. Так, некоторые, приравнивают турецкий запрет к запретам и ограничениям устанавливаемым в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ), другие — к требованиям предъявляемым к участникам закупок предусмотренным п.1 ч.1 ст. 31 этого же федерального закона. Существует и третья точка зрения, согласно которой турецкий запрет не относится ни к одной из указанных статей, и применяется не в процессе определения победителя торгов, а непосредственно в момент заключения контракта.

Изучив существующую практику, сложившуюся благодаря решениям, вынесенным Федеральной антимонопольной службой России и ее территориальными управлениями, [6] также невозможно выделить единую линию поведения, к которой необходимо придерживаться всем заказчикам.

Итак, попробуем разобраться в изначальном замысле законодателя который заложен в основе Указа Президента РФ № 583 и Постановления Правительства РФ № 1457.

Запреты и ограничения, введенные Указом Президента РФ № 583 и Постановлением Правительства РФ № 1457, являются специальными экономическими мерами в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах». Согласно ч. 1 ст. 3 указанного выше закона, «специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан».

Такими «другими мерами» являются запреты, установленные в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ, например: запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (установлен согласно постановлению Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В связи с тем, что смыслом рассматриваемых экономических мер является запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики выполнять работы, оказывать услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации, установление каких-либо дополнительных требований к участникам закупки, равно как и отклонение заявок на участие в определении подрядчика/исполнителя на основании несоответствия этим требованиям — будет неправомерно. Исходя из буквального толкования Указа Президента РФ № 583 и Постановления Правительства РФ № 1457 можно сделать вывод, что запрещено не участие указанных организаций в закупках, а запрещено лишь выполнение работ / оказание услуг по государственным или муниципальным контрактам такими организациями.

Обращаем Ваше внимание на то, что ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ устанавливает единые требования к участникам закупки (предъявляемые в равной мере ко всем участникам закупок), в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Однако, Указом Президента РФ № 583 и Постановлением Правительства РФ № 1457 не были установлены требования к участникам закупок для государственных и муниципальных нужд. Указом Президента РФ № 583 и Постановлением Правительства РФ № 1457 установлены лишь запреты и ограничения для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Таким образом, соотношение п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ и запретов (ограничения), введенных Указом Президента РФ № 583 и Постановлением Правительства РФ № 1457 является недопустимым, противоречащим смыслу ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ.

Кроме того, необходимо отметить что ни Постановлением Правительства РФ № 1457, ни Указом Президента № 583 не установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которыми возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики. Таким образом, требование о предоставлении участником дополнительных документов не только бы повлекло нарушение ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ, но и привело бы к ограничению конкуренции путем введения в заблуждение участников закупки и усложнения порядка подачи заявок участниками электронного аукциона. Однако, Заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ, направляются вторые части участников электронного аукцион, в том числе выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), из которой видно, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.

На основании вышеизложенного, в случае если участником закупки, с которым должен быть заключён контракт, окажется юридическое лицо, на которое распространяется Постановление Правительства РФ № 1457, и на момент заключения контракта будут действовать рассматриваемые в настоящем вопросе специальные экономические меры, заказчик обязан будет отказаться от заключения контракта с таким участником — в связи с действием в России специальных экономических мер, на основании требований Указа Президента РФ № 583 и Постановления Правительства РФ № 1457.

И в заключение хотелось бы отметить, что описанный в настоящей статье способ разрешения проблемы возникшей в связи введением специальных экономических мер в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, является результатом изучения автором нормативно-правовых актов, т. е. является частным мнением и не может выступать в качестве официального разъяснения законодательства.

Литература:

1. О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики. Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. № 583 (в ред. 28.12.2015 г.);

2. О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457;

3. Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 (в ред. 31.12.2015);

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ (в ред. 30.12.2015);

5. О специальных экономических мерах. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ;

6. ФАС: ЗАКАЗЧИКИ ОБЯЗАНЫ УСТАНАВЛИВАТЬ ЗАПРЕТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1457 ОТ 29.12.2015 Г., ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК // Балтийский тендерный центр. URL: http://baltictender.ru/fas-zakazchiki-obyazany-ustanavlivat-zaprety-na-vypolnenie-rabot-okazanie-uslug-predusmotrennye-postanovleniem-pravitelstva-rf-1457-ot-29–12–2015-g-pri-planirovanii-i-osushhestvlenii-zakupok/ (дата обращения: 9.03.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): Турецкая Республика, Постановление Правительства РФ, Российская Федерация, Указ Президента РФ, запрет, юрисдикция, мера, участник закупки, апрель, участник закупок.


Похожие статьи

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок

Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.

История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...

Некоторые особенности правоприменения при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд

Правоприменительная практика при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную систему закупок

В статье автор исследует перспективу и актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную сферу закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...

Похожие статьи

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок

Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.

История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...

Некоторые особенности правоприменения при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд

Правоприменительная практика при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную систему закупок

В статье автор исследует перспективу и актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную сферу закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...

Задать вопрос