Бизнес-процессы стали неотъемлемой частью современных организаций, но изменения во внешней среде побуждают владельцев этих предприятий изменять, а конкретнее, моделировать процессы внутри организации.
Термин моделирование имеет два основных значения. Во-первых, под моделированием понимают процесс построения модели как некоего представления оригинала, отражающего наиболее важные его черты и свойства.
Если же модель уже построена, то моделирование — это процесс исследования функционирования системы, вернее, ее модели. Основной целью моделирования бизнес-процессов является описание реального хода бизнес-процессов компании [1, с.34].
В данном случае видится целесообразным определить, что является результатом выполнения процесса, кем и какие необходимые действия выполняются, какова их последовательность, каков документооборот в ходе выполнения процесса, а также насколько процесс надежен и как он может быть изменён в перспективе.
Обеспечить понятность течения бизнес-процессов важно потому, что только в этом случае владелец бизнес-процесса, бизнес-аналитик, руководство и другие заинтересованные стороны будут иметь чёткое понимание того, как организована работа.
Понимание хода существующих бизнес-процессов представляет возможность судить об их эффективности и необходимо для разработки поддерживающей бизнес информационной инфраструктуры.
Обусловленная разработка IT систем, обеспечивающих поддержку выполнения бизнес-процессов в комплексе возможна лишь тогда, когда сами процессы предельно понятны. Моделью бизнес-процесса называется его формальное описание, отражающее реально существующую или планируемую деятельность предприятия [2, с.20].
Модель раскрывает следующие сведения о бизнес-процессе:
набор составляющих процесс бизнес-функций;
порядок выполнения бизнес-функций;
механизмы контроля и управления в рамках бизнес-процесса;
конкретных исполнителей каждой бизнес-функции;
входящую информацию, исходящую информацию;
ресурсы, необходимые для выполнения каждой бизнес-функции;
условия, регламентирующие выполнение каждой бизнес- функции;
параметры, характеризующие выполнение бизнес-функций и процесса в целом.
Необходимо рассмотреть, как бизнес-процессы конкретно влияют на действие предприятий.
Так, к примеру, международные системы поставок функционируют в условиях растущей конкуренции, появления новых требований к безопасности продукции и принятия жестких мер по обеспечению безопасности границ [3, с.19].
Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными и предприятиям и предпринимателям сейчас крайне важно соблюдать все процедурные и нормативные требования и требования в отношении документов быстро, точно и с наименьшими затратами.
В данном случае бизнес-процессы включаются как ценные организационные ресурсы, которые дают возможность создавать активы организации и обеспечивать их стоимость в соответствии с определением ее целей. Бизнес-процессы начинают функционировать непосредственно под действием информации.
Необходимость введения специализированного инструментария для моделирования бизнес-процессов сводится к необходимости появления централизованного комплекса взаимосвязанных моделей, функционирующих в различных предметных областях.
Упомянутая централизация методологии и инструментария разрешает снизить затраты на описание деятельности на уровне всей компании.
Кроме того, существующий в настоящий момент инструментарий позволяет не только описывать и регламентировать бизнес-процесс, но и проводить его детальный анализ. В первую очередь, это имитационное моделирование и анализ стоимости бизнес- процессов.
У более совершенных инструментов есть возможность анализировать полноту и непрерывность описанных бизнес-процессов и настраивать алгоритмы анализа самостоятельно.
Управление доступом к моделям, средства формирования регламентов, автоматизация маршрутов согласования моделей, перенос моделей в среду исполнения — все это уже умеют существующие продукты, плотно занявшие своё место на рынке и используемые крупными предприятиями. Это такие как Business Process Analysis Tools (BPA Tools) [4, с.7].
Так как в компаниях количество задач может быть великое множество, то и число моделей, описывающих различные предметные области, может превышать несколько сотен. Чаще всего под описание попадают следующие предметные области: цели и ключевые показатели, организационная структура и ролевые модели, бизнес-процессы и иерархии функций, архитектура приложений и данных, знания и полномочия.
В упомянутом случае каждая предметная область может содержать несколько десятков моделей иерархически связанных как между собой, так и с моделями из других предметных областей. Подобная укрупнённая с точки зрения информации база о компании может быть проанализирована в любом разрезе с помощью встроенных программ, при этом результаты будут представлены в виде аналитических отчетов [5, с.39].
В роли объектов при моделировании бизнес-процессов компании выступают предметы или реальные сущности, например клиент, заказ, услуга. Каждый объект характеризуется набором атрибутов, характеристики которых определяют его состояние, а также набором функций для проверки и изменения этого состояния.
В свою очередь, объектно- ориентированный подход предполагает вначале выделение объектов, а затем определение тех действий, где они участвуют. Недостаток такого подхода состоит в меньшей наглядности конкретных бизнес-процессов.
Для того чтобы определить результат бизнес-процесса и оценить его значение для бизнеса необходимо определить набор действий, входящих в этот бизнес-процесс. Ясное определение задач и действий чрезвычайно важно для детального понимания процесса.
Действия в рамках бизнес-процесса предприятия могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Очевидно, что параллельное исполнение, может позволить сократить общее время выполнения процесса и повысить его социально-экономический эффект. Для этого необходимо произвести разделение зон ответственности: определить, какой сотрудник несет ответственность за выполнение действия или процесса в целом [6, с.7].
Далее видится целесообразным обозначить ресурсы, потребляемые бизнес-процессом. Точно зная перечень и функциональность ресурсов можно повысить эффективность использования ресурсов посредством их оптимизации.
Основной задачей при моделировании бизнес-процессов компании является описание существующих в ней процессов с целью построения действующей и применимой моделей. В контексте сказанного собирается вся доступная доступную информацию о процессе, деталями которого владеют только сотрудники компании на прямую задействованные в выполнении процесса [7, с.30].
Заметим, что нельзя ограничиваться сведениями о процессе, предоставляемыми руководителем подразделения и менеджерами. Наиболее полную информацию могут дать только сотрудники, завязанные на необходимость функционирования данного бизнес-процесса, потому что, для повышения эффективности управления современной компанией и более быстрого процесса принятия управленческого решения необходим постоянный сбор и обработка большого объёма информации.
Стоит подчеркнуть то, что современные бизнес-процессы постоянно усложняются за счет возрастающих требований потребителей, увеличения количества контрагентов, с которыми приходится взаимодействовать, роста конкуренции.
Для любой компании ключевым фактором успеха становится организация четкого взаимодействия всех участников бизнес-процессов компании, с жестким закреплением областей ответственности и обеспечением эффективного информационного обмена между участниками процессов, а следовательно их моделирование в соответствии с требованиями современности.
Литература:
- Емельянова Н. Партыка Т. Романов В. Проектирование экономических информационных систем: Методология и современные технологии: Учебное пособие для вузов. — М., Экзамен, 2011.- 256с.
- Крестьянинов С. В. Интеллектуальные сети и компьютерная телефония.– СПб: Издательство «Питер», 2011. — 150 с.
- Лазарев И. Лазарев К. Хижа Г. Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития. — М., Дашков и Ко, 2012.- 244с.
- Одинцов Б. Романов А. Информационные системы в экономике: Учебное пособие. — М., Вузовский учебник, 2012.-300с.
- Олифер В. Г. Компьютерные сети: принципы, технологии, протоколы.– СПб: Издательство «Питер», 2012.-510с.
- Росляков А. В. Интеллектуальные сети связи. — М.: Вильямс, 2012. — 310 с.
- Шашлов С Азбука сисадмина. Энциклопедия iXBT.com. — С-Пб, Питер, 2011.- 208с.