Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как фактор развития современной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 1215 раз

Библиографическое описание:

Дружина, Д. С. Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как фактор развития современной организации / Д. С. Дружина, Д. С. Борисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26871/ (дата обращения: 15.11.2024).



Бизнес-процессы стали неотъемлемой частью современных организаций, но изменения во внешней среде побуждают владельцев этих предприятий изменять, а конкретнее, моделировать процессы внутри организации.

Термин моделирование имеет два основных значения. Во-первых, под моделированием понимают процесс построения модели как некоего представления оригинала, отражающего наиболее важные его черты и свойства.

Если же модель уже построена, то моделирование — это процесс исследования функционирования системы, вернее, ее модели. Основной целью моделирования бизнес-процессов является описание реального хода бизнес-процессов компании [1, с.34].

В данном случае видится целесообразным определить, что является результатом выполнения процесса, кем и какие необходимые действия выполняются, какова их последовательность, каков документооборот в ходе выполнения процесса, а также насколько процесс надежен и как он может быть изменён в перспективе.

Обеспечить понятность течения бизнес-процессов важно потому, что только в этом случае владелец бизнес-процесса, бизнес-аналитик, руководство и другие заинтересованные стороны будут иметь чёткое понимание того, как организована работа.

Понимание хода существующих бизнес-процессов представляет возможность судить об их эффективности и необходимо для разработки поддерживающей бизнес информационной инфраструктуры.

Обусловленная разработка IT систем, обеспечивающих поддержку выполнения бизнес-процессов в комплексе возможна лишь тогда, когда сами процессы предельно понятны. Моделью бизнес-процесса называется его формальное описание, отражающее реально существующую или планируемую деятельность предприятия [2, с.20].

Модель раскрывает следующие сведения о бизнес-процессе:

 набор составляющих процесс бизнес-функций;

 порядок выполнения бизнес-функций;

 механизмы контроля и управления в рамках бизнес-процесса;

 конкретных исполнителей каждой бизнес-функции;

 входящую информацию, исходящую информацию;

 ресурсы, необходимые для выполнения каждой бизнес-функции;

 условия, регламентирующие выполнение каждой бизнес- функции;

 параметры, характеризующие выполнение бизнес-функций и процесса в целом.

Необходимо рассмотреть, как бизнес-процессы конкретно влияют на действие предприятий.

Так, к примеру, международные системы поставок функционируют в условиях растущей конкуренции, появления новых требований к безопасности продукции и принятия жестких мер по обеспечению безопасности границ [3, с.19].

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными и предприятиям и предпринимателям сейчас крайне важно соблюдать все процедурные и нормативные требования и требования в отношении документов быстро, точно и с наименьшими затратами.

В данном случае бизнес-процессы включаются как ценные организационные ресурсы, которые дают возможность создавать активы организации и обеспечивать их стоимость в соответствии с определением ее целей. Бизнес-процессы начинают функционировать непосредственно под действием информации.

Необходимость введения специализированного инструментария для моделирования бизнес-процессов сводится к необходимости появления централизованного комплекса взаимосвязанных моделей, функционирующих в различных предметных областях.

Упомянутая централизация методологии и инструментария разрешает снизить затраты на описание деятельности на уровне всей компании.

Кроме того, существующий в настоящий момент инструментарий позволяет не только описывать и регламентировать бизнес-процесс, но и проводить его детальный анализ. В первую очередь, это имитационное моделирование и анализ стоимости бизнес- процессов.

У более совершенных инструментов есть возможность анализировать полноту и непрерывность описанных бизнес-процессов и настраивать алгоритмы анализа самостоятельно.

Управление доступом к моделям, средства формирования регламентов, автоматизация маршрутов согласования моделей, перенос моделей в среду исполнения — все это уже умеют существующие продукты, плотно занявшие своё место на рынке и используемые крупными предприятиями. Это такие как Business Process Analysis Tools (BPA Tools) [4, с.7].

Так как в компаниях количество задач может быть великое множество, то и число моделей, описывающих различные предметные области, может превышать несколько сотен. Чаще всего под описание попадают следующие предметные области: цели и ключевые показатели, организационная структура и ролевые модели, бизнес-процессы и иерархии функций, архитектура приложений и данных, знания и полномочия.

В упомянутом случае каждая предметная область может содержать несколько десятков моделей иерархически связанных как между собой, так и с моделями из других предметных областей. Подобная укрупнённая с точки зрения информации база о компании может быть проанализирована в любом разрезе с помощью встроенных программ, при этом результаты будут представлены в виде аналитических отчетов [5, с.39].

В роли объектов при моделировании бизнес-процессов компании выступают предметы или реальные сущности, например клиент, заказ, услуга. Каждый объект характеризуется набором атрибутов, характеристики которых определяют его состояние, а также набором функций для проверки и изменения этого состояния.

В свою очередь, объектно- ориентированный подход предполагает вначале выделение объектов, а затем определение тех действий, где они участвуют. Недостаток такого подхода состоит в меньшей наглядности конкретных бизнес-процессов.

Для того чтобы определить результат бизнес-процесса и оценить его значение для бизнеса необходимо определить набор действий, входящих в этот бизнес-процесс. Ясное определение задач и действий чрезвычайно важно для детального понимания процесса.

Действия в рамках бизнес-процесса предприятия могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Очевидно, что параллельное исполнение, может позволить сократить общее время выполнения процесса и повысить его социально-экономический эффект. Для этого необходимо произвести разделение зон ответственности: определить, какой сотрудник несет ответственность за выполнение действия или процесса в целом [6, с.7].

Далее видится целесообразным обозначить ресурсы, потребляемые бизнес-процессом. Точно зная перечень и функциональность ресурсов можно повысить эффективность использования ресурсов посредством их оптимизации.

Основной задачей при моделировании бизнес-процессов компании является описание существующих в ней процессов с целью построения действующей и применимой моделей. В контексте сказанного собирается вся доступная доступную информацию о процессе, деталями которого владеют только сотрудники компании на прямую задействованные в выполнении процесса [7, с.30].

Заметим, что нельзя ограничиваться сведениями о процессе, предоставляемыми руководителем подразделения и менеджерами. Наиболее полную информацию могут дать только сотрудники, завязанные на необходимость функционирования данного бизнес-процесса, потому что, для повышения эффективности управления современной компанией и более быстрого процесса принятия управленческого решения необходим постоянный сбор и обработка большого объёма информации.

Стоит подчеркнуть то, что современные бизнес-процессы постоянно усложняются за счет возрастающих требований потребителей, увеличения количества контрагентов, с которыми приходится взаимодействовать, роста конкуренции.

Для любой компании ключевым фактором успеха становится организация четкого взаимодействия всех участников бизнес-процессов компании, с жестким закреплением областей ответственности и обеспечением эффективного информационного обмена между участниками процессов, а следовательно их моделирование в соответствии с требованиями современности.

Литература:

  1. Емельянова Н. Партыка Т. Романов В. Проектирование экономических информационных систем: Методология и современные технологии: Учебное пособие для вузов. — М., Экзамен, 2011.- 256с.
  2. Крестьянинов С. В. Интеллектуальные сети и компьютерная телефония.– СПб: Издательство «Питер», 2011. — 150 с.
  3. Лазарев И. Лазарев К. Хижа Г. Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития. — М., Дашков и Ко, 2012.- 244с.
  4. Одинцов Б. Романов А. Информационные системы в экономике: Учебное пособие. — М., Вузовский учебник, 2012.-300с.
  5. Олифер В. Г. Компьютерные сети: принципы, технологии, протоколы.– СПб: Издательство «Питер», 2012.-510с.
  6. Росляков А. В. Интеллектуальные сети связи. — М.: Вильямс, 2012. — 310 с.
  7. Шашлов С Азбука сисадмина. Энциклопедия iXBT.com. — С-Пб, Питер, 2011.- 208с.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс, BPA, моделирование бизнес-процессов компании, модель.


Похожие статьи

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее развития

Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие

Роль бизнес-моделей социального воздействия в социальном предпринимательстве

Анализ мировых тенденций в развитии системы маркетинга в сфере предпринимательства в условиях глобализации мировых рынков

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Маркетинговые технологии и анализ коммуникативной политики организации

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Матричная структура управления как основа системы инновационного управления образовательной организацией

Анализ системы факторов, влияющих на особенности формирования системы рыночных институтов

Похожие статьи

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее развития

Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие

Роль бизнес-моделей социального воздействия в социальном предпринимательстве

Анализ мировых тенденций в развитии системы маркетинга в сфере предпринимательства в условиях глобализации мировых рынков

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Маркетинговые технологии и анализ коммуникативной политики организации

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Матричная структура управления как основа системы инновационного управления образовательной организацией

Анализ системы факторов, влияющих на особенности формирования системы рыночных институтов

Задать вопрос