Специализация сельского хозяйства Приишимья — производство зерна и сливочного масла — сложилась исторически. На всем пространстве Ишимского уезда (за исключением Сладковской волости) скотоводство всюду играло подчинённую роль, уступая в своем значении хлебопашеству. Оно играло роль запасного фонда: при хорошем урожае крестьяне выращивали приплод от своего скота, получая при этом доход только от продажи масла. В неурожайные годы скот продавался. Средняя урожайность составляла 10–12 ц/га [1, с. 74]. Н. М Черняковский, В. И. Шейнгель в статье «Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии», опубликованной в «Журнале Министерства внутренних дел» за 1843 год сообщают: «Ишимский, Курганский и Ялуторовский округи могут почитаться житницами Тобольской губернии. Хлебопашество здесь составляет главную отрасль сельского благосостояния. Оно тем прочнее, что очень редки примеры, чтобы неурожай был повсеместный и причинил всеобщее оскудение в пропитании, или дороговизну, какая была в 1821 и 1822 годах, когда четверть ржи продавалась от 12 до 15 руб., а пшеницы по 18 руб. ассигнац». [2]. В Тобольской губернии от неурожая 1891–1892 гг. (из-за засухи и нашествия кобылки) пострадали Ишимский, Курганский и Ялуторовский округа. Население этих округов состояло из крестьян-старожилов, переселенцев из внутренних губерний, инородцев, преимущественно татар, и ссыльных.В крестьянских хозяйствах до неурожая содержалось большое количество скота. Так, на двор среднего достатка приходилось от 5 до 10 лошадей и столько же голов крупного рогатого скота. Неурожай хлебов и трав вызвал в крестьянских хозяйствах гибель и продажу скота за бесценок. Пострадавшие волости Ишимского округа делились на три группы.К первой группе относилась местность, наиболее пострадавшая от кобылки и засухи. В неё входили 13 волостей, преимущественно южных. К 1 июля 1892 г., по официальным сведениям, в них было уничтожено 19627 1/4 десятин хлебов, преимущественно яровых, в 11 из этих волостей была уничтожена кобылкой и часть трав. Ко второй группе относились 11 волостей. Они пострадали в меньшей степени, здесь кобылкой было уничтожено 4750 десятин посева. К третьей группе принадлежали остальные 11 волостей, которые практически не пострадали. На их территории было истреблено 255 десятин посевов.В Ишимском округе неурожай имел особые негативные последствия, в силу значительного числа ссыльных. Представители этой социальной группы практически не стремились завести личное подсобное хозяйство. Большинство из них перебивалось изо дня в день, не занимаясь решительно ничем, и составляло беспокойный контингент нищенствующих, склонный к деструктивным действиям. Зажиточные крестьяне, оставшиеся по одному — по два на деревню, к сожалению, часто пользовались бедственным положением своих соседей, покупая за бесценок всё, начиная с обстановки дома и кончая одеждой и обувью. Бывали случаи продажи хорошей избы за 2 пуда муки, последней уздечки — за 4 фунтаВо всех городах пострадавших округов для поддержки уязвимых в социальном отношении людей была организована благотворительная помощь [3, c. 55–57].
Основным центром промышленного производства южных районов Тобольской губернии конца XIX — начала XX вв. был город Ишим. В Ишиме на протяжении всего XIX в. развивалась промышленная сфера. В начале 1860-х гг. в городе насчитывалось 15 заводов, а именно: четыре салотопенных, восемь мыловаренных, два кожевенных и один клееваренный. В 1870-е гг. в Ишиме началась эксплуатация предприятий, производивших крупчатую муку при помощи применения водяного привода.
В последнее десятилетие XIX в. в Приишимье начинает активно развиваться важная отрасль сибирской экономики — маслоделие. В 90-е гг. XIX в. в Ишимском уезде возникают первые маслодельные заводы. В 1899 г. в уезде было 7 маслодельных заводов, а в 1901 г. насчитывалось 14 частных маслодельных заводов. На 9 из них перерабатывалось свыше 70000 пудов молока в год. «Сибирская торговая газета» сообщала: «Народ понял выгоду маслоделия, заводит дойных коров, покупает молоканки (сепараторы) и развивает дело. У кого нет средств завести сепаратор, поставляет маслоделам молоко по 35–40 коп. за ведро» Основной пик развития маслоделия пришелся на конец XIX — начало XX вв. В наиболее выгодном экономическом положении оказывались маслодельни, у которых готовую продукцию скупали экспортные конторы. Например, экспортом масла в Англию занималось товарищество братье А. и И. Кутырёвых, открытое в 1900 году.
Введение в эксплуатацию Сибирской железной дороги способствовало интенсивному хозяйственному развитию прилегающих территорий юга Западной Сибири. Сбыт масла осуществлялся в города, расположенные по линии Сибирской железной дороги. Также торговые агенты выезжали в сельскую местность, на места производства масла. Сибирские города стали важными центрами «масляной» торговли. Скупленное масло помещалось в специальные складские помещения, а также в вагоны-ледники и транспортировалось по железной дороге в губернии Европейской России и заграницу через прибалтийские морские порты и Санкт-Петербург [3, с. 41].
Железная дорога являлась важным направлением в развитии промышленности региона. Работа на железнодорожном строительстве была долгой и изнурительной, все операции выполнялись вручную, основными вспомогательными инструментами были ломы, кувалды и лопаты. Подрядчики железной дороги широко использовали наемный труд крестьян — «грабарей» из окрестных сёл и деревень (Лайково, Борков, Большого Острова, Смирновки и других). Грабари возили на больших телегах землю на сооружение насыпи для железнодорожного полотна. Труд работников был низкооплачиваемый [3, с. 66].
Город Ишим также оказался в зоне интенсивного железнодорожного строительства.Были начаты масштабные работы по возведению здания железнодорожного вокзала, складских помещений, корпуса паровозного депо, вагонного сарая. Для приёма, отправления и сквозного движения поездов через станцию Ишим предусматривалось строительство системы путевого хозяйства, которая предполагала разделение грузового и пассажирского потоков. Основным её компонентом был главный железнодорожный путь с полезной длиной в пределах станции 315 саженей. Кроме него предполагалось ввести в эксплуатацию пассажирский железнодорожный путь с полезной длиной 315 саженей. На ст. Называевская и Вагай действовали оборотные депо веерного типа с мощностью по 6 паровозных стойл. В депо производились стоянка, осмотр, малый ремонт подвижного состава дороги. Всего на линии, без учёта производственного потенциала конечных станций, к 1915 г. было 30 паровозных стойл. Здания депо ст. Ишим Называевская и Вагай строились из кирпича с железобетонными перекрытиями кровли, на которую по деревянной опалубке настилался рубероид. Исключение было сделано лишь для двух ремонтных стойл депо Ишим, где железобетонную крышу покрыли шлаковым бетоном и затем уже рубероидом. Полы в паровозных зданиях были кирпичные «в ёлку». В основном депо ст. Ишим функционировало паровое отопление, а в оборотных депо ст. Вагай и Называевская установлены чугунные ребристые печи. Во все паровозные здания поступала вода для промывки котлов паровозов и установлены краны. Кочегарные канавы были оборудованы гончарными дренажными трубами, которые собирали воду в коллекторы и отводили её за пределы станций. [3, с. 72]
В основном депо ст. Ишим действовала местная электростанцияс двумя комплектами оборудования, в каждый из которых входилавертикальная паровая машина системы компаунд средней мощностью 50 л. с. и динамо-машина постоянного тока мощностью 32 кВт.Это давало возможность обеспечить станцию электроприводом постоянного тока, напряжением 230 В.В депо Ишим в наличии имелся целый перечень необходимогооборудования. При ремонте подвижного состава использовалисьдва быстроходных колёсно-токарных станка для обточки тендерных, вагонных и паровозных скатов. Один из станков позволял обтачивать колёса пассажирских паровозов, диаметром от 1000 до 2100мм, а другой — товарных диаметром 1050–1500 мм. Металлорежущие станки были оборудованы групповым приводом. Средистаночного парка депо ст. Ишим необходимо выделить токарно-винторезные, универсальные фрезерные, болторезные, сверлильные, долбёжные и другие механизмы. При депо ст. Ишим имеласькузница и столярная мастерская. Для подъёма деталей паровозовслужили два комплекта домкратов системы Беккера. Также функционировали гидравлический подъёмник для паровозных и тендерных полускатов, а также тележка для их перевозки.
В рассматриваемый период весьма актуальной являлась проблема снабжения водой подвижного состава, пассажирских и производственных помещений железной дороги. Все водоёмные здания, как называли водонапорные башни, имели круглую форму и были построены из кирпича. На ст. Ишим, Ялуторовск, Вагай, Голышманово, Называевская в каждой башне располагалось по два бака. На остальных станциях внутри водоёмных зданий находилось по одному баку. Баки были установлены на несгораемых опорах. В условиях сурового климата важной задачей было предохранение запаса воды в баке от промерзания. Это достигалось путём установки ребристых печей, трубы от которых проходили внутри баков и выходили на крышу. Водоподъёмные здания также сооружались из кирпича.
При них были сделаны кирпичные пристройки с квартирами для машинистов. Непосредственно для подачи в паровозы воды на промежуточных станциях устанавливали по две гидроколонки. На станциях с паровозными депо, в том числе и на ст. Ишим, имелось по три гидроколонки, из которых одна устанавливалась около паровозного здания.
Станция Ишим в первые десятилетия ХХ в. являлась предприятием с элементами индустриальной организации производства. Она характеризовалась значимым производственным потенциалом, существенными размерными показателями складских и пассажирских помещений. По всем производственным показателям, согласно классификации МПС, ст. Ишим относилась к станциям III класса. В рамках эксплуатации станции осуществлялась перевозка пассажиров, промышленных и сельскохозяйственных грузов на большие расстояния [3, с. 72].
В Тобольской губернии заметные позиции в структуре экономики региона занимала кожевенная промышленность. В первой половине 1880-х гг. доля кожевенных предприятий в системе промышленности Тобольской губернии составляла 39 %. Наибольшее число кожевенных заводов находилось в Ишимском округе — 82; в Тюменском округе их насчитывалось 72; в Курганском округе — 75 предприятий. В городе в начале 1880-х гг. работало 23 завода, с производительностью продукции на 57000 рублей или на 0,92 % от общего объема всей губернской промышленности. В г.Ишиме бы было 244 ремесленных мастера, 18 учеников, свыше 190 рабочих. В 1891 г. общая численность заводов в г.Ишиме увеличилась до 28, на них трудились 170 рабочих. Общая сумма производительности заводов составляла 48550 рублей. [4, с. 49–50]
Обрабатывающая промышленность в Западной Сибири располагалась преимущественно в сельской местности и была значительно связана с земледелием и скотоводством.
Конец XIX в. застал обрабатывающую промышленность Западной Сибири на разных стадиях экономического развития, в том числе начавшегося перехода к фабричному производству в мукомолье, винокурении и других видах обработки сырья. Она сосредоточилась в основном в Тобольской губернии. [5, с. 32]
В крестьянских скотоводческих хозяйствах Западной Сибири ещё с давних пор развивалось домашнее производство топлёного сала. Этот продукт в свою очередь служил для производства свечей и мыла.
Примитивные мыловаренные заводы имелись в Западной Сибири почти в каждом городе и уезде, в 1912 г. производство мыла здесь было налажено более чем на 100 мелких заводах.
Потребности сибирского населения в теплой одежде и наличие сырья способствовали развитию овчинно-шубного производства. Выделка овчин и шитье шуб существовали как отдельно, так и в сочетании, а также часто встречались в качестве основного или побочного производства при рукавичном, пимокатном и кожевенном промыслах.
Постепенно в Западной Сибири сложились основные районы овчинно-шубного производства. В Тобольской губернии промысел сосредотачивался в основном в Шатровской волости Ялуторовского уезда, в которой почти на каждое село приходилось по 10 и более овчинно-шубных заводов.
Суровый сибирский климат при отсутствии местного фабричного производства и недостаточном, особенно до проведения железной дороги, поступлении теплой обуви из Европейской России делали необходимостью развитие в Сибири местного пимокатного промысла. Знание пимокатного дела принесли сюда переселенцы из центра страны. В Тобольской губернии по сведениям местного статистического комитета в 1900 г. насчитывалось 512 пимокатов, в 1913г. — 423. [5, с. 71–85]
Однако пимокатный промысел ещё широко бытовал в форме домашней промышленности, ремесла и более развитых форм организации производства, особенно в городах. Из 512 пимокатов Тобольской губернии в 1900 г. почти половина проживала в Курганском уезде. В 1913 г. судя по данным губернского статистического комитета, число владельцев пимокатных заведений и наемных рабочих составляло 423 чел.
Поскольку в официальные обзоры включались не все кустарные заведения, можно предположить, что абсолютное число занятых в пимокатном промысле лиц оставалось по сравнению с 1900 г. без существенных изменений. В Курганском уезде, основном пимокатном центре Тобольской губернии, в 1913 г. производство валяной обуви было сосредоточено в Салтосарейской волости, где 8 пимокатов «вместе с наемными рабочими» валяли до 20 тыс. пар пимов.
Оригинальным промыслом в Западной Сибири являлось ковровое производство. Развивалось оно в основном в западной части Тюменского уезда Тобольской губернии. Первое документальное свидетельство о выделке ковров в Сибири относится к 1724 г., когда «тюменский посадский Григорий Решетников явил в таможне среди прочих товаров тюменской покупки 10 ковров «карманского дела». Уже в 30-х гг. XVIII в. тюменские ковры расходились по всей Сибири. В1864 г. в Тюмени и близлежащих сёлах выделывалось до 20 тыс. ковров различных цветов и размеров. В 1871 г. тюменские крестьяне сделали 30 тыс. ковров общей стоимостью 90 тыс. рублей. Расцвет же этого промысла приходится на 80–90 гг. XIX в., когда производство ковров в Тюменском уезде достигало более 50 тыс. шт. в год и охватывало 4 тыс.кустарей. Тюменский район Сибири считался одним из крупных центров коврового производства в России. Ковры выделывались в 80 селах 7 волостей уезда. Центром являлась Каменская волость, где проживало 1/3 ковровщиц [5, 87]. В конце XIX в. в связи с проведением Сибирской, а позже Тюмень-Омской железной дороги в развитии этого промысла произошли существенные изменения, о чем говорят данные о численности ковровщиц, взятые из материалов обследования коврового производства в 1891 и 1913 гг. в 8 волостях Тюменского уезда Тобольской губернии. чел. [5, с. 92]
Район коврового промысла к 1913 г. остался примерно тем же, но число промысловиков уменьшилось почтив 3 раза. Количество выделанных ковров едва достигало 20 тыс. шт. в год и сократилось по сравнению с 1884 г. в 2,5 раза. Из общего числа ковров в 1913 г. половина приходилась на основной по-прежнему центр — Каменскую волость. Изменилось качество изделий в результате вытеснения овечьей шерсти коровьей. Широкое применение коровьей шерсти в производстве ковров началось ещё с конца XIX в., когда ощущался дефицит шерсти в Европейской России и поднялись цены на сибирскую овечью шерсть. Ковры стали грубыми и менее привлекательными.
Претерпела изменение и окраска ковров. Более прочные, требующие времени на изготовление, естественные красители вытеснялись очень яркими, но быстро выгоравшими анилиновыми красками — «буксинами». Слава и цена ковров падала. При обследовании в 1912–1913 гг. крестьяне объясняли упадок промысла тем, что «сильно выросли цены на шерсть, и цены на ковры снизились за плохим качеством и дороговизны шерсти». При всем этом техника самого ткачества осталась прежней. Ковры делались при помощи станков-кроснов, берд и челноков, которые изготовлялись в Тугулымской волости Тюменского уезда. Ковры были различные по форме, величине и виду. На гладких коврах рисунок выводился тянутой «цепочкой» или «вразброску» на одно тонном поле. Количество цветов определяло число челноков. Чем меньше оказывалось челноков в работе, тем быстрее она завершалась. Гладкими делались не только ковры, но и дорожки — «тропинки» — с каймой и без неё. Тканье махровых ковров заключалось в насаживании (завязывании) узелков шерсти, которую затем пропускали между нитями основ и крепко притягивали. Когда шерсть оказывалась насаженной в один ряд во всю ширину ковра, через основу пропускали толстую нитку, выпряденную из ковровой шерсти и прибивали батаном. В хороших коврах с целью ускорения работы между каждым рядом узелков пропускали по 2 нитки, в дешевых — по 5 ниток. От этого изделия получались менее красивыми. Типичным рисунком для тюменских ковров было изображение на черном фоне ярко-красных цветов и двух конских голов, повернутых друг к другу в обрамлении цветов и листьев. Яркий, мягкий и теплый тюменский ковер в 1900 г. был удостоен золотой медали на выставке в Париже. Готовые ковровые изделия сбывались отчасти в Тюмени, но главным образом вывозились скупщиками на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки. Их охотно брали для убранства дома, на попону и постилку в сани. Ковровый промысел являлся занятием исключительно для женщин и детей. Ковры ткали между основными делами, как для домашних нужд, так и на заказ, нередко — на неизвестного покупателя. Производство велось в основном за счет семейного труда. К найму прибегали лишь в том случае, если в семье было менее двух мастериц, и то только для тканья больших ковров.
Производством сукна в Западной Сибири занималась фабрика купца Андреева в д. Ярдышнково Тюменского уезда. В 1908 г. на фабрике действовало 900 прядильных веретён, приводившихся в движение 50 паровыми двигателями в 50 л.с. При 100 рабочих предприятие выпускало тканей на 98 тыс. рублей в год. Под влиянием конкуренции производство постепенно сокращалось, а к 1914 г. было приостановлено.
В 1912–1913 гг. в городах и селах Западной Сибири насчитывалось более 1 тыс. заводиков, изготавливающих кирпич. В Тобольской губернии производство кирпича велось в основном в сельской местности.
ХIХ в. был важной вехой в развитии Приишимья и г. Ишима как значимого социально-экономического и культурного центра юга Тобольской губернии. Преобладание сельскохозяйственной округи, отсутствие крупных промышленных центров, недостаточное развитие индустриальной сферы сказывалось на объёмах промышленного производства в округе, сдерживало его рост. В период строительства новой железнодорожной линии г. Ишим представлял собой административный, торговый, уездный, центр юга Тобольской губернии. Станция Ишим в первые десятилетия ХХ в. являлась предприятием с элементами индустриальной организации производства. Она характеризовалась значимым производственным потенциалом, существенными размерными показателями складских и пассажирских помещений. В рамках эксплуатации станции осуществлялась перевозка пассажиров, промышленных и сельскохозяйственных грузов на большие расстояния. В конце XIX в. в связи с проведением Сибирской железной дороги на юге Тобольской губернии в Ишимском уезде на базе обильных кормовых угодий сложилась выгодная конъектура для развития экспортного маслоделия. Произошла переориентация мясного скотоводства на молочное. Увеличилось количество молочного скота у крестьян, возрос их интерес к породности скота, вырос спрос на племенных животных, улучшились условия его кормления. Занятие маслоделием стало давать постоянный доход сибирскому крестьянину. Таким образом, развитие на рубеже XIX — начала XX вв. новой отрасли — маслоделия способствовало вовлечению крестьян в систему товарно-денежных рыночных отношений. Специфику функционирования таких хозяйств составляло обязательное наличие рынка сбыта продукции. Развитие маслоделия стало важным фактором, обеспечившим включение окраинных сибирских территорий России в систему мирового рынка. Тюменский уезд Тобольской губернии считался одним из крупных центров коврового производства в России. В крестьянских скотоводческих хозяйствах Тобольской губернии ещё с давних пор развивалось домашнее производство топлёного сала. Этот продукт в свою очередь служил для производства свечей и мыла. Потребности сибирского населения в теплой одежде и наличие сырья способствовали развитию овчинно-шубного производства. Выделка овчин и шитье шуб существовали как отдельно, так и в сочетании, а также часто встречались в качестве основного или побочного производства при рукавичном, пимокатном и кожевенном промыслах.При написании курсового проекта нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и монографии по истории г. Ишима и Приишимья конца XIX — начала XX вв.
Таблица 1
Данные очисленности ковровщиц волостей Тюменского узда Тобольской губернии в 1891 и 1913, чел.
Волость |
1891г. |
1913г. |
Каменская |
1300 |
600 |
Успенская |
1069 |
75 |
Троицкая |
613 |
217 |
Чикчинская |
377 |
246 |
Тугулымская |
212 |
105 |
Усть-Илцынская |
10 |
– |
Фоминская |
– |
117 |
Всего |
3780 |
1300 |
Литература:
- Кощеева Г. С., Щеглов А. Ф. Исторические особенности сельскохозяйственного производства Приишимья / Г. С. Кощеева, А. Ф Щеглов. // Вестник ИГПИ им. Ершова. — 2012. — № 1(2).
- Н. М Черняковский, В. И. Шейнгель. Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии [Электронный ресурс] http://snowogeorgiewka.ru/load/obshhaja_informacija/ishimskij_okrug_tobolskoj_gubernii_v_seredine_19_go_veka/28–1-0–47 — статья в Интернете.
- Ишим и Приишимье: страницы истории: коллективная монография / Гл. ред. С. П. Шилов; отв. ред. И. В. Курышев. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова. 2013.
- Заворохин В. П., Любимов А. А. Развитие маслоделия в южных районах Западной Сибири на рубеже XIX — начала XX вв. / В. П. Заворохин, А. А. Любимов // Вестник ИГПИ им. Ершова. — 2013. — № 2(8).
- Бочанова Г. А. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири: конец XIX — начало XX в / Г. А. Бочанова. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978.