Среди стремительно развивающегося сегмента сети Интернет, которое занимают социальные сети, при всех достоинствах данного сервиса, автор рассматривает проблему одиночества, отчуждения в социальных сетях, возникающих благодаря упрощенным возможностям игнорирования проблем пользователей.
Ключевые слова: одиночество, отчуждение, изоляция, социальные сети, виртуальное общение, суицид, отчаяние.
Психологи, как и философы, дают разные трактовки понятия одиночества. Вопросам формулировки факторов, способствующих возникновению одиночества уделяли внимание еще с античных времен. Одним из главных качеств, свойственных ощущению одиночества, древние философы определяли особое состояние психики, которое можно охарактеризовать ярко выраженной негативной окраской. Платон и Аристотель в своих трудах называли одиночество злом, избавление от которого видели в наслаждении благом дружбы и любви. [1, 8] Если проследить развитие определения понятия одиночества, то мы увидим, что в истории философско-психологической мысли осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции.
В современной психологии понятие одиночество определяется тяжелым психическим состоянием, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. [9] Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. Замечено, что у подлинного одиночества есть несколько типичных для него социально-психологических симптомов. Люди, испытывающие чувство подлинного одиночества, воспринимают себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению близких отношений с другими людьми типа дружбы или любви. Одинокая личность это, как правило, депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая, помимо прочего, дефицит умений и навыков общения.
Эрих Фромм в своей книге «Человек одинок» поднимал проблему одиночества, как своего рода отчуждение. Отчуждение человека философ рассматривал как такой тип опыта, когда человек становится, в первую очередь, чужим самому себе. При таком отчуждении человек подчиняется собственным поступкам, своим потребностям. [13]
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. (рис.1)
Потребностью определяется состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта в настоящий момент.
Потребности не являются особыми качествами одного человека, они определяют жизненные приоритеты любого живого существа, их иногда называют генетическими программами эволюции, заложенными в соответствии с уровнем развития и предрасположенностями каждого живого существа. Разумеется, человек в постоянно развивающемся обществе имеет больше всего потребностей из-за чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что ему требуется.
Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень пирамиды составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человек стремится избегать эмоции страха), выше — потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды — стремление личности к самоактуализации. [7]
Античные мыслители уже тысячелетиями тому назад размышляли о проблемах потребностей человека, так, например, Платон говорил, что «каждый человек нуждается в гармоническом воспитании разума и ярости, которые «обученные и подлинно понявшие свое назначение, будут управлять началом вожделеющим — а оно составляет большую часть души каждого человека и по своей природе жаждет богатства». [16].
Согласно классификации Маслоу, третья базовая потребность человека это потребность в общении (социальная). И именно о некоторых проблемах, связанных с этой потребностью, пойдет речь в этой статье.
В горе и радости, в болезни и здравии… эта фраза из клятвы, которую дают друг другу жених и невеста у алтаря, приемлема для любого типа отношений, ведь каждый человек ищет общение с соратником, другом, единомышленником, чтобы можно было разделить не только радость, успехи, победы, но и поражения, страдания, горе. Без этого может появиться чувство одиночества, заброшенности, ненужности, что негативно сказывается на общем состоянии психики человека.
Двадцатый век позволил людям получить новые возможности общения, то есть, развивать и улучшать удовлетворение своих базовой, социальной, потребности.
Психологи определяют состояние одиночества, в том числе, как переживание человеком потери внутренней целостности, а также внешней гармонии с миром. Оно выражается, например, в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения.
Состояние одиночества имеет ряд модальностей от нормального своего проявления до патологии и может быть сопряжено с другими психическими проявлениями, такими как тревожность, скука, опустошенность, депрессия.
В современном развитом и постоянно совершенствующемся информационном обществе наличествуют способы найти возможность общаться с людьми, находящимся в желаемом круге интересов (клубы, кружки, группы по интересам).
Человек, как личность, не может существовать в одиночестве, поэтому ищет людей, группы, разделяющие его интересы. В этом отношении Интернет, в особенности его сегмент, занимаемый социальными сетями, представляет обширные, масштабные возможности. В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», Если вспомнить Аристотеля с определением человека, как стадного животного, то становится очевидно, что ему необходимо удовлетворять, помимо всего прочего, социальную потребность, как минимум. Поэтому мы и наблюдаем стремительное развитие форумов, чатов, сети блогов и, сравнительно недавно возникшее и проникающее практически во все сферы человеческого общения, социальное медиа-пространство.
Хотя социальные сети считаются инновационным явлением, но надо уточнить, чир ему предшествовал ряд философских концепций во многих культурах. Например, китайская концепция guanxi, подразумевающая использование личного влияния. Это сложное понятие, обозначающее связь между двумя людьми, в которой один может что-то сделать для другого. [2]
Современные социальные сети в Интернете обладают следующими свойствами:
Идентичность
Репутация (стена отзывов на «Вконтакте», система репутаций на LiveInternet)
Присутствие (в каких группах состоишь, где находишься сейчас)
Отношения (друзья, родственники, имеющие аккаунты в той же сети)
Группы («френдлента», группы)
Разговоры, диалоги (переписка с другими пользователями)
Социальная сеть предполагает возможность удовлетворить потребность не только в общении, но и в уважении, признании, даже самоактуализации. Социальные сети позволяют вдобавок обрести признание нужности (вовремя данный совет, высокая оценка творческих достижений, фотографий и т. д.), которое, по каким-то причинам, сложно бывает получить в реальной жизни.
Люди присоединяются к виртуальным социальным сетям по разным причинам. Питер Коллок в 1998 году опубликовал свое исследование «Экономика онлайн-взаимоотношений: подарки и общественный товар в киберпространстве», где приводит четыре основные мотивации участия в социальной сети и осуществления ради нее каких-либо действий, не включающих в себя чисто альтруистическую мотивацию.
Ожидаемая благодарность (или ответные действия). Индивид делится информацией с сообществом, зная (рассчитывая), что потом сообщество поможет ему.
Увеличение узнавания.
Чувство нужности. Социальные сети предоставляют индивидам возможность как-то влиять на окружающую среду. Хорошая статья вызовет отклик, интересный рисунок привлечет критиков и поклонников.
Чувство общности. Любой человек ждет отклика на свои действия, достижения, предложения или предположения. Так происходит в форумах, сайтах, на которых есть возможность обсудить новый вышедший в прокат фильм, изданную книгу, найти единомышленников. Подобные сервисы позволяют получать какую-то реакцию на свои действия. Это определяет принадлежность, присутствие в социуме.
Помимо вышеперечисленных модулей сети Интернет, на сегодняшний день мы наблюдаем стремительное развитие сравнительно нового способа общения в виртуальной среде. Современные социальные медиа прошли сложный путь становления: от электронных досок объявлений и IRC чатов. Продолжается их развитие, взаимопроникновение и расширение. Эта индустрия будет продолжать своё развитие всё дальше и дальше.
Принимая во внимание развивающиеся возможности компьютерной техники, влияние все более доступной Интернет-среды со все новыми предложениями полноценного общения, пусть и виртуального (хотя можно вспомнить объявления от людей со схожими интересами, когда они приглашают встретиться для совместного отдыха, проведения фестивалей или соревнований, как, например, сборы велосипедистов) казалось бы, сложно представить человека, имеющего проблему с общением и испытывающего феномен одиночества в социальной сети.
Социальные сети развиваются и расширяются со скоростью развития глобальной сети. Данная форма общения уже давно обрела миллионы поклонников, единомышленников. Социальные сети позволяют организовывать виртуальные группы по интересам, образовательным учреждениям, где обучались участники социальных сетей, по новостным медиа. Создаются группы для помощи, как происходит во время стихийных бедствий, когда необходимо найти людей или помощь. [4]
В сетях можно найти даже группы, создаваемые для обсуждения психологических проблем, и вот здесь иногда наблюдается проблема, когда какой-то пользователь группы нуждается в настоящей, а не виртуальной, серьезной психологической помощи, поддержке, и, возможно, даже не прямо, а иносказательно, ищет помощи, участвуя в обсуждениях, дискуссиях по теме вопроса. Потенциально компьютерные коммуникации расширяют возможности для знакомства и общения. Однако не все готовы «знакомиться с незнакомцами» и переводить виртуальных знакомых в «реальные». Объяснения могут заключаться в нежелании участвовать в проблемах незнакомого человека, недостатке времени, компетенции или уверенности в способности помочь.
А обращение к психологам в России не настолько развито, как на Западе. В нашей стране в случае обращения за помощью к психологу многим становится неудобно, неловко, стыдно или считается, что просто можно обратиться к друзьям, родным, постараться решить проблему самостоятельно или, как, увы, это иногда происходит, не найдя вовремя помощи, человек способен совершить суицид. [5, 11]
Вдобавок, при всех методах анонимности в сети Интернет, в частности обсуждаемых социальных сетях, пользователь все равно не настолько надежно защищен как от положительного, так и отрицательного влияния социума. В виртуальном общении стоит учитывать тот фактор, что никто по-настоящему не знает, почему человек по ту сторону монитора ведет себя, так или иначе. Мы по большей части (особенно если точно знаем, что человек, ведущий с нами переписку, находится на большом отдалении от нас, вследствие чего мы не сможем контактировать с ним, возможно, даже никогда) не можем с уверенностью сказать, что с человеком, который ведет себя неадекватно, на самом деле не произошло какое-то событие, возможно, он получил эмоциональную или физическую травму. Поэтому в сети, пользователи позволяют себе выражать свои мысли и эмоции, не всегда стесняясь в выражениях.
К тому же, надо учитывать одно из главных свойств социальной сети, заключающегося в том, что, будучи одним из сервисом Глобальной сети, и не являясь физически обозначенным местом, она существует только в виртуальном пространстве, которое можно покинуть мгновенно, поэтому оскорбление, унижение, презрение будут простым нажатием пары десятков клавиш. Но полученный эмоциональный удар оставит психологическую рану, с которой тем сложнее справиться из-за открытости сети, где (если не велась личная переписка) увидеть напечатанное смогут все. [17]
Мне приходилось случайно «сталкиваться» на просторах сети с пользователями, которые просили меня их «выслушать». И этот опыт виртуального общения показал серьезную нехватку отношений людей даже в социальных сетях, состоящих в группах с сотнями других людей, к которым они или не захотели, не смогли или обратились, но безрезультатно, не получив помощь.
Социальная сеть должна способствовать сближению людей, но, к сожалению, слишком часто людям приходится смотреть на чужое счастье, оставаясь самому заброшенным — проигнорированным. И, если это не личная переписка, то еще и выставленным на обозрение всем пользователям. [14]
Проблема одиночества в толпе людей или среди сотен пользователей, пусть и связанных общими интересами, на мой взгляд, является одной из основных проблем общения. В сети Интернет мы не сможем увидеть радость, гнев или слезы человека по ту сторону монитора, а также можем и не успеть предотвратить трагическое окончание проблемной ситуации.
Ко мне обратились с просьбой просто прочитать (так как социальные сети не предполагают обязательного личного общения с возможностью поговорить) то, что накопилось у человека в душе. Как правило, пользователи в соцсетях делятся друг с другом эмоциями посредством использования смайлов (благо, ими можно выразить почти любую эмоцию) или цитированием, сочинением стихотворений. Прочитанный мной текст показал одинокого человека в глубоком отчаянии, суицидально настроенного, видя весь мир сквозь призму ненависти к самому себе, своему месту в мире, своим близким, незнакомцам. Главная причина обращения заключалась в проблеме ситуации слишком легкого ухода от разговора, что для людей, разделенных компьютерами, лишает возможности ответа за поступок. [6]
Проблема социальных сетей заключается, главным образом, в том, что человек, создавая аккаунт и ожидая найти единомышленников, друзей или получения помощи, не всегда гарантированно сможет достичь желаемого результата. К сожалению, даже учитывая достоинства возможностей социальных сетей в случаях стихийных, техногенных или иных катастроф, когда есть по-настоящему реальная возможность оказать помощь, в ситуациях, связанных с проблемами недостатка психологической поддержки, помощи, не все могут ее получить. Существенная анонимность пользователя, помогающая ему скрывать истинные желания и намерения, мешает найти среди миллионов участников сети или группы, в которой он состоит, человека, с которым он смог бы поделиться своими истинными проблемами, попросить о помощи и получить ее, так как анонимность предполагает возможность обмана, искажения правды, поэтому не каждый пользователь откликнется на призыв. [15]
Американские исследователи У. Снетдер и Т. Джонсон в своих психологических исследованиях написали, что «одиночество становится всепроникающим явлением в нашем обществе». [12] То есть, несмотря на все развитые, постоянно совершенствующиеся, новые возможности общения, человеку этого все равно может оказаться недостаточно, чтобы не попасть под угрозу поглощения одиночеством.
Литература:
- Аристотель. Сочинения: в 4 т. — М., 1984.
- Douglas Guthrie. 1998.The Declining Significance of Guanxi in China’s Economic Transition. Cambridge: Cambridge University Press.
- The Anatomy of Loneliness. New York: International Universities Press, 1980.
- Влияние через социальные сети / Под общ. ред. Е. Г. Алексеевой. — М: Фокус-Медиа, 2010
- 200 с.
- Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1993.
- Коган, М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
- Маслоу А. Мотивация и Личность. — СПб.: Евразия, 1999.; Мескон М., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.
- Платон. Федон // Сочинения: в 3 т. — Т. 2. — М., 1970. — С. 25
- Психология. Словарь/Под ред. А. В. Петровского. — М.: Издательство политической литературы, 1990.
- Пузанова, Ж. В. Одиночество: понятие, феномен, проблема? [Текст] / Ж. В. Пузанова // Обсерватория культуры. — 2009. — N 1. — С. 98–104.
- Российские интернет-пользователи больше всех остальных проводят время в социальных сетях // http://www.introweb.ru/inews/before/news9222.php
- Садлер, У., Джонсон, Т. От одиночества к аномии. Лабиринты одиночества / У. Садлер, сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989.
- Фромм, Э. Человек одинок // Иностранная литература. 1996. -№ 1. — С.11–24.
- Фурдуй, Ф. И. Стресс и одиночество // Стресс и здоровье. -Кишинёв, 1990. 239 с.
- Цой, Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночество [Текст] / Н. А. Цой // Социологические исследования. — 2011. — N 12. — С. 98–107. — Библиогр. в конце ст.
- Человек. — М.: Политиздат, 1991. — С.96.
- Эггерс, Д. Сфера / Д. Эггерс. — М.: Фантом Пресс, 2014