Взаимосвязь направленности личности с формами проявления агрессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 18.03.2016

Статья просмотрена: 935 раз

Библиографическое описание:

Палагина, А. О. Взаимосвязь направленности личности с формами проявления агрессии / А. О. Палагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 703-707. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26897/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: личность, направленность, агрессия, формы проявления агрессии.

Актуальность данной темы заключается в том, что личность человека изучается во всех отраслях психологической науки: общей, возрастной, социальной, юридической, клинической и других.

Понимание направленности личности интересует педагогов, родителей. А как же в зрелом возрасте заинтересовать личность к саморазвитию, остается невыясненной проблемой при изучении человека внутри общества. Всегда ли существенные изменения в личности человека происходят в раннем периоде развития или это зависит от самого человека.

Во-первых, постоянная занятость человека прямо не влияет на непрерывность саморазвития личности. В данном случае интересная и любимая работа помогает развиваться личности.

Во-вторых, помощь и бескорыстие по отношению к другим людям не всегда имеет результат согласно поговорке: «Не делай добра, не получишь зла». Но всегда ли это, верно в нынешнее время? В данной ситуации немаловажную роль играет влияние массового сознания или манипуляция со стороны окружающих людей, подталкивающее человека к этой слепой вере зла или негативизм, как форма проявления агрессии уже заложено в самой природе индивида.

В-третьих, какой бы не была деятельность человека, а результат всегда неоднозначен. В трудовом коллективе с размытым распределением обязанностей нет конечного результата, так как нет поставленной общей задачи, но деятельность не может быть безрезультативна. В конечном итоге ситуация сводится к личной заинтересованности получения в результате трудовой деятельности материальных благ, но на развитие личностных качеств не уделяется должного внимания, то есть человек теряет свою индивидуальность. Возможно постоянное накопление негативных эмоций, для которых нет выхода у личности: обида, подозрительность, раздражение, что пагубно влияет на здоровье человека и усугубляет развитие самоагрессии.

Данная проблема явилась центральной для изучения направленности личности и выявления взаимосвязей с формами проявления агрессии человека.

По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность [6].

Направленность личности по-разному раскрывается различными учеными в работах С. Л. Рубинштейна [11],

А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь её психический склад.

Анализ социальной опосредованности личностных отношений занимает важное место в отечественной психологии, поскольку личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды и общества.

Ещё Л. С. Выготский ввел в психологию понятие «социальная ситуация развития». Развитие личности, по Л. С. Выготскому, обусловлено освоением индивидом ценностей культуры, которое опосредовано процессом общения. По его словам, значения и смыслы, зарождаясь в отношениях между людьми, в частности, в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека [4].

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики.

Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и являются относительно независимыми от сложившихся ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания. Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность личности прежде всего связана с выбором ею тех ценностей, которые предлагает общество и которые она может реализовывать, развивать или даже творить в зависимости от индивидуальных особенностей и средовых ограничений. В этом выборе наряду со средовым и генетическим проявляется третий фактор психического развития — активность самого субъекта, ставящего максимальную задачу «прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную извне». Индивидуальный выбор ценностей определяет содержание направленности личности.

Поведение определяется интернализованными в раннем детском возрасте нормами, ценностями и жизненными принципами. «Ориентированная на себя» личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей «позитивное лидерство». Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.

Поведение «ориентированной на другого» личности определяется не собственными принципами, а «другими», то есть ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. Такой человек обезличен, стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становится объектом манипулирования.

Но также в своем позитивном начале данная направленность ориентирована на взаимные действия, имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

В современном мире подрастающее поколение находится в неопределенности выбора жизненного пути и зависимостью от общественного мнения, чаще всего мнения сверстников, что негативно может повлиять на будущее [9, с. 38].

Направленность на задачу — на определенный результат отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

В целом, ценностная база каждого человека наполняет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности.

В структуре личности каждого индивида заложена агрессия как средство защиты, данное человеку самой природой. Отличие составляют степень проявления и преобладание различных форм проявления агрессии.

Агрессия — это, сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия рассматривается многими учеными по-разному. В каждой из теорий, выдвинутых до настоящего времени уделено внимание определенному содержательному конструкту, а именно: инстинкты, фрустрации, оперантное поведение и иные виды.

Ениколопов С. Н. считает, что «агрессия (от лат. adgradi –наступать) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т. п.)» [5,с. 64].

Рассматривая детально теоретические обоснования можно выделить направления исследования агрессии: биологические (врожденные побуждения и инстинкты); социальные (познавательные и эмоциональные компоненты личности); когнитивные (поведенческие проявления личности).

К основным теориям, освещающим проблемы человеческой агрессии относятся:

– инстинктивистские или социобиологические теории (З. Фрейд, А. Aдлер, К. Лоренц и другие авторы);

Агрессия — врожденное, инстинктивное поведение, присущее каждому индивиду. Врожденный инстинкт смерти подвигает человека к разрушению и саморазрушению. Агрессивные проявления почти невозможно устранить.

Агрессивная энергия, открытая ученым К. Лоренцем, в силу инстинкта вырабатывается у индивида непрерывно и с постоянной скоростью. И со временем такая энергия накапливается. А в результате, чем больше данной энергии, тем слабее раздражитель, необходимый для ее высвобождения в форме агрессивного поведения. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [7].

– классические и модернистские теории фрустрации — агрессии (Д. Долард, Н. Mиллер, С. Розенцвейг и другие авторы);

Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, агрессия всегда является результатом фрустрации.

Люди, для которых привычны другие реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы. Часто повторяющаяся фрустрация закрепляется как озлобленность, вялость, безынициативность, агрессивность.

– теории научения (А. Бандура, Д. Зилман и другие авторы);

Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, свойства нервной системы), научения (непосредственный опыт, наблюдение).

Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятные последствия), викарным подкреплением (наблюдение за тем, как наказывают и поощряют других), механизмами саморегуляции (гордость, вина) [1].

когнитивная теория агрессивного поведения (Л. Берковиц).

Агрессия — вид поведения, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому. Крайней формой агрессии является насилие. [2].

Препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативное переживание. То как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие и определяет его прямую реакцию на это воздействие (злость — агрессия, страх — бегство). Причины происхождения агрессии и зависимость агрессивного поведения от ситуативных факторов и личностных черт агрессора [8].

Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям.

Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат когнитивных и других процессов. [10, с. 17].

– теории влияния (Р. Смит, Р. Браун и другие авторы).

Бэрон Р., Ричардсон Д. утверждают, что «агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [3].

Изучая личность человека, мы выделяем преобладающую (доминирующую) направленность, так как в «чистом виде» практически невозможно диагностировать направленность, чаще всего все признаки разных видов направленности можно наблюдать у каждой личности человека, так как потребности в постоянном самосовершенствовании, межличностном общении и выполнении определенной задачи на получение результата присущи любому человеку в социальной среде.

Человек находится в тесном взаимодействии с большими и малыми группами, общество внутри личности, личность постоянно в самом обществе.

Таким образом, личность человека развивается и ее внутреннее наполнение в период становления подвержено определенным изменениям.

Если рассматривать отдельно каждую личность, то можно сделать вывод о том, что она направлена по-разному в своем непрерывном развитии на различных этапах:

– самоактулизации, самообразования и самосовершенствования, когда направленность «на себя»;

– в межличностном общении в учебном, трудовом, творческом коллективе, когда направленность «на других»;

– при реализации творческого потенциала путем осуществления необходимой деятельности, когда направленность «на результат».

После получения результатов по всем видам направленности с применением методики, разработанной чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером «Изучение направленности личности», в первую очередь выделяем доминирующую направленность личности у испытуемых.

Басе и Дарки в 1957 году первыми провели аналитическую работу, касающуюся комплексной характеристики агрессии, и в результате был разработан опросник, состоящий из восьми индексов, которые раскрывают важные показатели агрессии. Данный опросник в настоящее время широко применяется в зарубежной и отечественной практике. В результате была выбрана методика — опросник Басса-Дарки с выявлением восьми видов форм агрессии: вербальная, физическая, косвенная, аутоагрессия (чувство вины), подозрительность, обида, негативизм, раздражение.

Помимо разграничения видов агрессии А. Басс и А. Дарки выделилидва вида враждебности (обида и подозрительность).

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи гнева на весь мир за действительные или вымышленные страдания.Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

В дальнейшем, при установлении взаимосвязей направленности личности с формами проявления агрессии необходимо выделить определенные группы, где будут связаны с каждым видом направленности личности, присущие испытуемому формы проявления агрессии (физическая, вербальная, косвенная агрессия, чувство вины (аутоагрессия), а также подозрительность, обида, негативизм, раздражение).

Впоследствии анализу подлежат преобладающая направленность в выборке и доминирующие формы проявления агрессии соответственно.

Правильный выбор профессиональной деятельности или овладение интересным видом хобби способствуют направлению агрессивности в позитивное для личности преодоление неблагоприятных последствий (военная служба по контракту, занятие боевыми, командными и экстремальными видами спорта). При непосредственном влиянии социальных когнитивных факторов и научения на агрессию происходит постепенное высвобождение от негативных эмоций (просмотр драматических сцен и т. д.); когнитивные техники самоконтроля и управления гневом (аутотренинг), использование приемов групповой терапии. Когда человек демонстрирует агрессию при возникновении фрустрирующих ситуаций, то первоначально необходимо выплескивать накопившийся негативный заряд на происходящую ситуацию.

Интересная, познавательная и увлекательная трудовая и учебная деятельность, выраженная через творческий потенциал человека позволяет преодолевать и подавлять различные формы проявления агрессии, а именно: подозрительность, обиду, негативизм и раздражение, а также самоагрессию, содержательный компонент которой заключается в понятии: «чувство вины».

Литература:

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000. 284 с.
  2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. 459с.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с.
  4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2007. 385с.
  5. Ениколопов С. Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псковского Вольного университета, 1994. № 1. с. 62–68.
  6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004. 403 с.
  7. Лоренц К. Агрессия. М., 2005. 337 с.
  8. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 2008. 218 с.
  9. Палагина А. О. Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения у студентов//Сборник материалов III Международной научной конференции «Стратегии и тенденции современного образования». Ставрополь: Логос, 2016. с. 38–43.
  10. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности/ Психологический журнал. 1996. № 5. с. 3–18.
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессия, личность человека, агрессивное поведение, личность, направленность, форма проявления агрессии, межличностное общение, отечественная психология, различная форма проявления агрессии, социальная среда.


Ключевые слова

личность, агрессия, направленность, формы проявления агрессии

Похожие статьи

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Хронотипические предпочтения и их связь с проявлениями агрессии у подростков

В статье приведены результаты психологического исследования взаимосвязей между хронотипическими предпочтениями и проявлениями агрессии среди подростков.

Структура личности преступника и методы прогнозирования преступного поведения

Социально-демографические признаки, влияющие на развитие преступных форм поведения личности

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Проявления агрессии на разных уровнях самоотношения

В статье рассматриваются результаты исследования склонности респондентов к проявлению агрессии в зависимости от уровня самоотношения.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Похожие статьи

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Хронотипические предпочтения и их связь с проявлениями агрессии у подростков

В статье приведены результаты психологического исследования взаимосвязей между хронотипическими предпочтениями и проявлениями агрессии среди подростков.

Структура личности преступника и методы прогнозирования преступного поведения

Социально-демографические признаки, влияющие на развитие преступных форм поведения личности

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Проявления агрессии на разных уровнях самоотношения

В статье рассматриваются результаты исследования склонности респондентов к проявлению агрессии в зависимости от уровня самоотношения.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Задать вопрос