Ключевые слова: личность, направленность, агрессия, формы проявления агрессии.
Актуальность данной темы заключается в том, что личность человека изучается во всех отраслях психологической науки: общей, возрастной, социальной, юридической, клинической и других.
Понимание направленности личности интересует педагогов, родителей. А как же в зрелом возрасте заинтересовать личность к саморазвитию, остается невыясненной проблемой при изучении человека внутри общества. Всегда ли существенные изменения в личности человека происходят в раннем периоде развития или это зависит от самого человека.
Во-первых, постоянная занятость человека прямо не влияет на непрерывность саморазвития личности. В данном случае интересная и любимая работа помогает развиваться личности.
Во-вторых, помощь и бескорыстие по отношению к другим людям не всегда имеет результат согласно поговорке: «Не делай добра, не получишь зла». Но всегда ли это, верно в нынешнее время? В данной ситуации немаловажную роль играет влияние массового сознания или манипуляция со стороны окружающих людей, подталкивающее человека к этой слепой вере зла или негативизм, как форма проявления агрессии уже заложено в самой природе индивида.
В-третьих, какой бы не была деятельность человека, а результат всегда неоднозначен. В трудовом коллективе с размытым распределением обязанностей нет конечного результата, так как нет поставленной общей задачи, но деятельность не может быть безрезультативна. В конечном итоге ситуация сводится к личной заинтересованности получения в результате трудовой деятельности материальных благ, но на развитие личностных качеств не уделяется должного внимания, то есть человек теряет свою индивидуальность. Возможно постоянное накопление негативных эмоций, для которых нет выхода у личности: обида, подозрительность, раздражение, что пагубно влияет на здоровье человека и усугубляет развитие самоагрессии.
Данная проблема явилась центральной для изучения направленности личности и выявления взаимосвязей с формами проявления агрессии человека.
По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность [6].
Направленность личности по-разному раскрывается различными учеными в работах С. Л. Рубинштейна [11],
А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь её психический склад.
Анализ социальной опосредованности личностных отношений занимает важное место в отечественной психологии, поскольку личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды и общества.
Ещё Л. С. Выготский ввел в психологию понятие «социальная ситуация развития». Развитие личности, по Л. С. Выготскому, обусловлено освоением индивидом ценностей культуры, которое опосредовано процессом общения. По его словам, значения и смыслы, зарождаясь в отношениях между людьми, в частности, в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека [4].
Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики.
Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и являются относительно независимыми от сложившихся ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания. Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность личности прежде всего связана с выбором ею тех ценностей, которые предлагает общество и которые она может реализовывать, развивать или даже творить в зависимости от индивидуальных особенностей и средовых ограничений. В этом выборе наряду со средовым и генетическим проявляется третий фактор психического развития — активность самого субъекта, ставящего максимальную задачу «прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную извне». Индивидуальный выбор ценностей определяет содержание направленности личности.
Поведение определяется интернализованными в раннем детском возрасте нормами, ценностями и жизненными принципами. «Ориентированная на себя» личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей «позитивное лидерство». Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
Поведение «ориентированной на другого» личности определяется не собственными принципами, а «другими», то есть ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. Такой человек обезличен, стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становится объектом манипулирования.
Но также в своем позитивном начале данная направленность ориентирована на взаимные действия, имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
В современном мире подрастающее поколение находится в неопределенности выбора жизненного пути и зависимостью от общественного мнения, чаще всего мнения сверстников, что негативно может повлиять на будущее [9, с. 38].
Направленность на задачу — на определенный результат отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
В целом, ценностная база каждого человека наполняет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности.
В структуре личности каждого индивида заложена агрессия как средство защиты, данное человеку самой природой. Отличие составляют степень проявления и преобладание различных форм проявления агрессии.
Агрессия — это, сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия рассматривается многими учеными по-разному. В каждой из теорий, выдвинутых до настоящего времени уделено внимание определенному содержательному конструкту, а именно: инстинкты, фрустрации, оперантное поведение и иные виды.
Ениколопов С. Н. считает, что «агрессия (от лат. adgradi –наступать) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т. п.)» [5,с. 64].
Рассматривая детально теоретические обоснования можно выделить направления исследования агрессии: биологические (врожденные побуждения и инстинкты); социальные (познавательные и эмоциональные компоненты личности); когнитивные (поведенческие проявления личности).
К основным теориям, освещающим проблемы человеческой агрессии относятся:
– инстинктивистские или социобиологические теории (З. Фрейд, А. Aдлер, К. Лоренц и другие авторы);
Агрессия — врожденное, инстинктивное поведение, присущее каждому индивиду. Врожденный инстинкт смерти подвигает человека к разрушению и саморазрушению. Агрессивные проявления почти невозможно устранить.
Агрессивная энергия, открытая ученым К. Лоренцем, в силу инстинкта вырабатывается у индивида непрерывно и с постоянной скоростью. И со временем такая энергия накапливается. А в результате, чем больше данной энергии, тем слабее раздражитель, необходимый для ее высвобождения в форме агрессивного поведения. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [7].
– классические и модернистские теории фрустрации — агрессии (Д. Долард, Н. Mиллер, С. Розенцвейг и другие авторы);
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, агрессия всегда является результатом фрустрации.
Люди, для которых привычны другие реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы. Часто повторяющаяся фрустрация закрепляется как озлобленность, вялость, безынициативность, агрессивность.
– теории научения (А. Бандура, Д. Зилман и другие авторы);
Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, свойства нервной системы), научения (непосредственный опыт, наблюдение).
Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятные последствия), викарным подкреплением (наблюдение за тем, как наказывают и поощряют других), механизмами саморегуляции (гордость, вина) [1].
– когнитивная теория агрессивного поведения (Л. Берковиц).
Агрессия — вид поведения, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому. Крайней формой агрессии является насилие. [2].
Препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативное переживание. То как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие и определяет его прямую реакцию на это воздействие (злость — агрессия, страх — бегство). Причины происхождения агрессии и зависимость агрессивного поведения от ситуативных факторов и личностных черт агрессора [8].
Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям.
Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат когнитивных и других процессов. [10, с. 17].
– теории влияния (Р. Смит, Р. Браун и другие авторы).
Бэрон Р., Ричардсон Д. утверждают, что «агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [3].
Изучая личность человека, мы выделяем преобладающую (доминирующую) направленность, так как в «чистом виде» практически невозможно диагностировать направленность, чаще всего все признаки разных видов направленности можно наблюдать у каждой личности человека, так как потребности в постоянном самосовершенствовании, межличностном общении и выполнении определенной задачи на получение результата присущи любому человеку в социальной среде.
Человек находится в тесном взаимодействии с большими и малыми группами, общество внутри личности, личность постоянно в самом обществе.
Таким образом, личность человека развивается и ее внутреннее наполнение в период становления подвержено определенным изменениям.
Если рассматривать отдельно каждую личность, то можно сделать вывод о том, что она направлена по-разному в своем непрерывном развитии на различных этапах:
– самоактулизации, самообразования и самосовершенствования, когда направленность «на себя»;
– в межличностном общении в учебном, трудовом, творческом коллективе, когда направленность «на других»;
– при реализации творческого потенциала путем осуществления необходимой деятельности, когда направленность «на результат».
После получения результатов по всем видам направленности с применением методики, разработанной чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером «Изучение направленности личности», в первую очередь выделяем доминирующую направленность личности у испытуемых.
Басе и Дарки в 1957 году первыми провели аналитическую работу, касающуюся комплексной характеристики агрессии, и в результате был разработан опросник, состоящий из восьми индексов, которые раскрывают важные показатели агрессии. Данный опросник в настоящее время широко применяется в зарубежной и отечественной практике. В результате была выбрана методика — опросник Басса-Дарки с выявлением восьми видов форм агрессии: вербальная, физическая, косвенная, аутоагрессия (чувство вины), подозрительность, обида, негативизм, раздражение.
Помимо разграничения видов агрессии А. Басс и А. Дарки выделилидва вида враждебности (обида и подозрительность).
Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи гнева на весь мир за действительные или вымышленные страдания.Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
В дальнейшем, при установлении взаимосвязей направленности личности с формами проявления агрессии необходимо выделить определенные группы, где будут связаны с каждым видом направленности личности, присущие испытуемому формы проявления агрессии (физическая, вербальная, косвенная агрессия, чувство вины (аутоагрессия), а также подозрительность, обида, негативизм, раздражение).
Впоследствии анализу подлежат преобладающая направленность в выборке и доминирующие формы проявления агрессии соответственно.
Правильный выбор профессиональной деятельности или овладение интересным видом хобби способствуют направлению агрессивности в позитивное для личности преодоление неблагоприятных последствий (военная служба по контракту, занятие боевыми, командными и экстремальными видами спорта). При непосредственном влиянии социальных когнитивных факторов и научения на агрессию происходит постепенное высвобождение от негативных эмоций (просмотр драматических сцен и т. д.); когнитивные техники самоконтроля и управления гневом (аутотренинг), использование приемов групповой терапии. Когда человек демонстрирует агрессию при возникновении фрустрирующих ситуаций, то первоначально необходимо выплескивать накопившийся негативный заряд на происходящую ситуацию.
Интересная, познавательная и увлекательная трудовая и учебная деятельность, выраженная через творческий потенциал человека позволяет преодолевать и подавлять различные формы проявления агрессии, а именно: подозрительность, обиду, негативизм и раздражение, а также самоагрессию, содержательный компонент которой заключается в понятии: «чувство вины».
Литература:
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000. 284 с.
- Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. 459с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2007. 385с.
- Ениколопов С. Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псковского Вольного университета, 1994. № 1. с. 62–68.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004. 403 с.
- Лоренц К. Агрессия. М., 2005. 337 с.
- Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 2008. 218 с.
- Палагина А. О. Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения у студентов//Сборник материалов III Международной научной конференции «Стратегии и тенденции современного образования». Ставрополь: Логос, 2016. с. 38–43.
- Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности/ Психологический журнал. 1996. № 5. с. 3–18.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.