Человек — это высшее существо, которое существует в мире. Только человеку присущ величайший дар природы — речь. Речь — это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. [4, с 297] Но, к большому сожалению, она не является врожденной способностью. Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни.Ведь не многие родители знают, что с ребенком необходимо разговаривать и стимулировать его к общению.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Наблюдается возрастание частоты перинатальных поражений мозга. В своей статье «Состояние здоровья детей в Российской Федерации» академик А. А. Баранов (2012) отмечает, что на протяжении последних 5–6 лет ежегодно 35–37 % детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9–10 % детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. В результате в дальнейшем растет число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений. [1,с 6] И как показывает статистика, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей-дошкольников с несвоевременным формированием речевых навыков, нарушениями речи. В наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4 % детей того же возраста.
Дефект речи — эта проблема в первую очередь образовательная. Недоработки в этой сфере снижают уровень образования на 30 %. В связи с тем, что логопедические группы закрываются, возросла нагрузка на логопункты, в результате чего создаются проблемы обеспечения качественной коррекционной работы. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопунктов на территории г. Смоленска показывает, что на логопункт дети поступают и выбывают оттуда в течение года, при этом у одного логопеда одновременно занимаются 20–25 человек с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, ОНР, заикание). И в связи с большим количеством детей учителя логопеды за короткий промежуток времени не успевают проводить в полном объеме коррекционную работу с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Из-за этого логопеды вынуждены упрощать коррекционную работу, сводя ее только к исправлению дефекта звукопроизношения и обучение элементарным навыкам звукобуквенного анализа. Как следствие этой проблемы, многие дети имеют остаточное явление общего недоразвития речи, что мешает в дальнейшем полноценному усвоению письма и чтения в школе. [5, с 52–53]
Так как наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения. Так М. Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций человека, на ее основе формируются восприятие, воображение, память [3, с 53]. С точки зрения Л. С. Выготского, процесс развития речи представляет собой базис накопления культурного опыта ребенка [2, с 204]. В своих исследованиях речевого развития ребенка С. Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует становлению познавательной деятельности, мышления. Сформированная речь представляет собой необходимое условие осуществления межличностного взаимодействия, что помогает, в свою очередь, ребенку исследовать мир [6, с 46].
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Важно как можно раньше предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребёнка в дошкольном возрасте, создать предпосылки для успешного обучения в школе. Такая работа должна включать в себя своевременную логопедическую деятельность, то есть своевременно начатую профилактику речевых нарушений, которая будет включать в себя совершенствование разных сторон и качеств речи, параллельно развивать другие психические функции, такие как слухоречевое и зрительное внимание, зрительную и речевую память, словесно-логическое мышление. Давно учеными доказано, что чем раньше начата коррекционная работа, тем она и эффективнее. В связи с этим в логопедии определилось особое направление — это работа по профилактике речевых нарушений, которая осуществляется с помощью кружковой работы. Суть этого кружка заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, более высокого уровня развития речи.
Нами проводилось экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения дошкольной ступени в средней группе, которое включало в себя:
- изучение документации;
- смотр обследования детей логопедом;
- смотр занятий, проведенных логопедом;
- разработку и проведение занятий;
- формулировку выводов и коррекцию нарушений.
Главный принцип, по которому отбирались дети в кружок — это наличие у детей нарушений речи. Вначале учебного года в первые две недели сентября логопедом проводилось обследование средней группы детей, возраст которых составляет 4–5 лет. Количество обследуемых детей — 30. После логопедического обследования из общего количества в кружок было зачислено 12 детей. На основании того, что у них наблюдалось в разной степени нарушение всех компонентов речевой системы. Диагностика проводилась логопедом по методике Т. Н. Волковой «Иллюстрированная методика логопедического обследования для детей дошкольного возраста», по следующим направлениям: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь.
Выбор данной методики обусловлен логопедом, тем, что она снабжена красочным, достаточно удобным картинным материалом. Представленные задания разделены по направлениям диагностики, снабжены комментариями, что особенно ценно. Методика затрагивает все сферы традиционного логопедического обследования ребенка, не избыточна, что немало важно.
Далее была разработана программа, в которую вошли 24 занятия. Они проводились 1 раз в неделю. Занятия по коррекции речевых нарушений, в условиях кружка реализуются через следующие задачи:
- Развивать речевой аппарат;
- Формировать правильное речевое дыхание;
- Развивать голос и интонацию;
- Развивать фонематические процессы;
- Совершенствовать общую и мелкую моторику;
- Учить ориентироваться в пространстве;
- Развивать навыки творческого мышления.
Каждое занятие состоит из двух частей. Первая часть направлена на профилактику речевых нарушений, вторая часть — на формирование творческого мышления, развитие ориентации в пространстве, совершенствование моторики. Общая продолжительность занятия — 25 минут.
Первая часть занятия состоит из следующих этапов (13мин.):
упражнения для выразительности мимики, жестов, движений (2мин.);
артикуляционные упражнения (4мин.);
дыхательные упражнения (2мин.);
развитие речевого голоса и интонации (2мин.);
развитие фонематических процессов (3мин.).
Вторая часть состоит из следующих этапов (12мин.):
совершенствование мелкой моторики (3мин.);
развитие ориентации в пространстве (4мин);
развитие навыков творческого мышления (5мин.).
Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной работе мы ограничиваемся проведением кратких конспектов. Все предлагаемые занятия направлены на развитие и реализацию возможностей каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала.
Полноценная реализация всего комплекса занятий возможна только при эффективном воздействии педагога и ребенка, которое должно быть положительно стимулирующим зарядом эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми.
На протяжении всех занятий педагог подбадривает детей, хвалит их, вселяет в них уверенность, радуется успехам каждого ребенка. Не забывает о словах — формулах этикета и учит этому детей.
После проведения всего комплекса занятий по профилактике речевых нарушений в условиях кружка, было проведено повторное обследование детей, посещавших занятия. В результате, которого было выявлено, что ранняя диагностика и своевременное вмешательство даже в условиях специального кружка благотворно влияет на развитие речи детей 4–5 лет. При сравнении первичной и вторичной диагностики можно сказать, что у всех детей повысился как уровень речевого развития, то есть улучшились: звукопроизношение; фонематические процессы; повысился уровень словарного запаса; в речи детей перестали отмечаться грубые агромматизмы; улучшилась связная речь; так и моторные навыки, а также у них повысился уровень развития пространственных ориентировок. Можно сделать вывод, что дальнейшая коррекционная работа с логопедом будет проходить успешно, ведь чем раньше воздействовать на дефект, тем проще будет его преодолеть. Только ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь специалиста — логопеда помогут достигнуть успехов в работе по коррекции речи ребенка.
Литература:
- Володина Н. Н., Шкловский В. М. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы / Н. Н. Володина, В. М. Шкловского. — М.: Астрель. 2014. — 68 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский — М.: Эксмо, 2008. — 508с.
- Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О. И. Лазаренко, Е. Б. Спорышева — М.: Айрис пресс, 2007. — 95с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. —— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 414 с.
- Рылеева Е. А. Актуальные проблемы и организация психолого-педагогического сопровождения детей в городе Смоленске // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ — 2015. — № 1. — с.52- 55
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок/ С. Н. Цейтлин — М., 2008. — 240с.