В работе детского стоматолога очень важно не только правильно установить диагноз и эффективно провести лечебные мероприятия, но и найти контакт с каждым маленьким пациентом. Врач- стоматолог, а особенно детский стоматолог, должен быть не только хорошим специалистом в своей области, но и психологом. Первое посещение врача-стоматолога имеет большое значение для формирования у ребёнка отношения к лечению зубов в последующем. Дети полны энергии и нетерпеливы, поэтому ребенок не должен ждать приёма. Для детей оптимальны утренние посещения. Это положение основано на том, что в утренние часы дети более внимательны. Целесообразно объединить детей в возрастные группы: детей младшего возраста принимать утром, более старших — днем. Ровесники могут положительно повлиять друг на друга.
Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети», которые:
- оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми;
- живут в состоянии секретности, уверток, обмана;
- ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации;
- испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий — в пьяном);
- наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей — это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;
- испытывают страхи и тревожные предчувствия — страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дома;
- испытывают разочарования — родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;
- слишком быстро взрослеют — старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;
- испытывают оскорбления и унижения, насилие — пьющие родители теряют контроль над своим поведением;
- заброшенность — дети предоставлены сами себе — что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка;
- пониженная самооценка, недостаток самоуважения.
На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи — воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей.Очень важным компонентом самосознания является самоуважение, которое выражает установку одобрения или неодобрения своих способностей, поступков, учебной и другой деятельности. У детей из неблагополучных семей самоуважение, как правило, заниженное, что свидетельствует об отношении к самому себе, недооценке своих интеллектуальных и физических способностей, ведущих к дискомфорту и дисгармонии, к психологической закрытости и необщительности. Снижается авторитет взрослых, что влечёт за собой невозможность предъявлять к ребенку те или иные требования, что ведёт к возникновению взаимоотношений, делающих процесс воспитания неуправляемым.
Важным условием при работе с детьми является сотрудничество детского стоматолога и родителей. Дети из благополучных семей очень часто поощряются родителями за хорошее поведение у врача-стоматолога. Подарок оставляет у ребенка приятное воспоминание о визите к врачу.
Дети из социально неблагополучных семей не только не получают материальных поощрений, но ещё и испытывают дефицит общения, а он в детском возрасте вызывает задержку психического развития, а иногда и необратимые нарушения. Они испытывают необходимость защищаться, а это нередко приводит к агрессивным реакциям, вспышкам гнева, раздражению. Эти дети чаще имеют признаки негативного отношения и к самому врачу и ко всем проводимым манипуляциям. Они вообще не привыкли доверять. Нельзя отвечать им таким же раздражением и говорить с ними громким голосом. Нужно сформировать в сознании малыша понимание, что врач не причинит боли, открывать и показывать зубы совсем не страшно, человеку в белом халате можно доверять. В первое посещение лучше ограничиться беседой, рассказать ребёнку в игровой форме о полости рта, о важности ухода за ней и своевременного лечения. Такие дети из неблагополучных семей очень часто не знают о гигиене полости рта. Нельзя стыдить и ругать их за это. Язык должен быть доступен для понимания ребёнка, не нужно использовать слова, которые могут его испугать. Очень важно уметь выслушать ребёнка. Это поможет установить искренние взаимоотношения с маленькими пациентами. В таких семьях иногда дети и родители не общаются совсем.
Иногда, в состоянии паники ребёнок практически не понимает смысла сказанного. Часто тон, которым произносятся слова, гораздо важнее их значения. Голос врача должен быть спокойным и монотонным. Такой голос действует на настроение ребенка подобно музыке.
Лицо врача и ребёнка во время беседы должны быть на одном уровне. Контакт с ребёнком может быть как вербальным, так и невербальным. Рука врача, положенная на плечо ребенка во время приема, выражает тепло и дружелюбность, чего часто лишены дети из социально неблагополучных семей. Такой способ общения помогает многим детям расслабиться и успокоиться. Знакомство ребёнка с бормашиной можно начинать с показа инструментов, можно дать подержать им стоматологические наконечники, потрогать систему водоснабжения. Когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно убедиться в чем-то, теряется характер неизвестности и исчезает причина страха.
Не следует разговаривать с ребенком покровительственным тоном. Правильнее найти с ним общий язык, завязать разговор об интересующих его вещах в лечебном кабинете. Не следует заставлять ребенка молчать, пусть он разговаривает, спрашивает. Полезно похвалить ребенка. Это средство сильно действует на всех детей. Более старшим детям надо подчеркивать их «взрослость». Особенно бережного отношения к себе требует робкий, боязливый ребенок, склонный к плачу. Такой ребенок не хочет садиться в кресло, осматривается по сторонам со страхом, с большим волнением ожидает процедуры. Он наблюдает за руками врача, за всеми его движениями. Такому ребенку следует обязательно показать каждый инструмент, которым врач будет пользоваться, объяснить его назначение. Замкнутые дети смотрят на врача исподлобья. Они не обращают внимания на окружающие их предметы, не отвечают на приветствие. С такими детьми следует обращаться особенно тактично. Они весьма чувствительны к добродушному к ним отношению, постепенно начинают реагировать на шутку. Особый подход необходим к истеричным детям. Здесь приходится прибегать иногда даже к приказу. Поскольку при правильной работе врача страхи ребенка безосновательны, то через несколько минут после того, как он узнает, что ему не причиняют боли и обращаются с ним строго, но дружески, ребенок становится другим. Похлопывание по плечу, ласковая беседа всегда располагает такого ребенка к врачу. После того, как установлен контакт с ребёнком, ему нужно рассказать о предстоящей процедуре на понятном ему языке в зависимости от возраста. Обманывать его, говорить «ничего не будем делать», нельзя. Обман вызовет недоверие, которое останется у ребенка на многие годы. В тех же случаях, когда вмешательство врача, направленное на устранение боли, не может быть проведено безболезненно, надо обязательно предупредить ребенка о возможности возникновения боли, что это будет недолго.
Правила формирования поведения ребенка на приеме:
- не давать ребенку несколько указаний одновременно;
- ясно, конкретно и однозначно формулировать просьбы и команды;
- избегать излишнего давления на ребенка;
- устанавливать четкие «правила игры»: ребенок уважаемая, но подчиненная врачу личность;
- оговорить способ, которым ребенок может выразить свое желание остановить процедуру;
- закреплять его правильные реакции и игнорировать мелкие негативные реакции;
- формулировать конкретные похвалы;
- для поощрения правильного поведения и пресечения негативного использовать не только вербальные реакции, но и голосовой контроль;
- если ребенок не справляется с освоением очередного этапа, вернуться на шаг назад и повторить попытку, опираясь на уже принятые ребенком манипуляции.
Нами было проведено обследование детей, попавших в трудные жизненные ситуации, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних города Старый Оскола. Важным условием при работе с детьми является сотрудничество врача стоматолога детского и родителей. Но в социальный приют попадают дети, в основном, из неблагополучных семей. Поэтому эти дети чаще имеют признаки негативного отношения и к самому врачу и ко всем проводимым манипуляциям. Было осмотрено 23 человека в возрасте от 5 до 11 лет без сопутствующих соматических заболеваний, нуждалось в санации полости рта-18 человек. В первое посещение им были продемонстрированы наглядные пособия и проведены уроки гигиены. Детям на муляжах челюстей показали приемы правильной чистки зубов, далее они под нашим контролем сами почистили зубы. Некоторые из ребят признались, что делают это очень редко. Ругать и стыдить их за это мы, конечно, не стали. Все объяснения проводились в спокойной, доброжелательной обстановке. Ведь не только содержание беседы, но и то, каким тоном говорит врач, имеет большое значение.
Во второе посещение мы начали проводить лечебные манипуляции. Согласились лечиться 10 человек, 8 категорически отказались от лечения. Чтобы устранить психологический барьер врач — пациент, мы показали этим деткам работу бормашины, разрешили подержать стоматологические наконечники, потрогать систему водоснабжения. Когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно убедиться в чем-то, теряется характер неизвестности и исчезает причина страха. В этот день лечить мы их не стали. Детей пригласили прийти повторно. Через три дня все 8 человек согласились на лечение зубов. В результате все 18 человек получили в полном объёме необходимую стоматологическую помощь.
Наблюдая за поведением этих детей, мы отметили то, как они поддерживали друг друга: старшие успокаивали младших, заводили их за руку в кабинет; маленькие рассказывали друг другу о том, что увидели в кабинете и о том, что им рассказал врач.
Вывод.
Для формирования позитивного отношения к стоматологическим вмешательствам у детей из социально неблагополучных семей важно проводить более длительную психоэмоциональную подготовку, чем у детей из обычных семей, включающую в себя множество аспектов с исключительно индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Литература:
1. Рыжова Е. А., Петрова А. П. «Преодоление психологических препятствий при лечении зубов у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Министерство здравоохранения и социального развития РФ ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» «Психологические аспекты детского стоматологического приёма». Методические рекомендации. Кемерово-2010
- Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьев «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» — Москва: Академия, 2002.
- Буянов, М.М. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра»: — М.: Просвещение, 1988.
- Князева О. В.«Неблагополучная семья — источник проблем ребенка» — Белев 2014.