В статье представлены результаты исследования импорта семян подсолнечника для посева как объекта таможенного регулирования внешней торговли товарами и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Ключевые слова: импорт товаров, таможенное регулирование, продовольственная безопасность.
Структурные преобразования затронули все сферы российской экономики, в том числе и сельское хозяйство. В этой связи отмечаем, что сельское хозяйство играет одну из значимых ролей в обеспечении продовольственной безопасности страны. Так, одним из индикаторов развития пищевой промышленности является рост производства подсолнечного масла до 3300 тыс. т в 2018 году по сравнению с 3000 тыс. т в 2013 году [9, с. 33] на основе отечественного сельскохозяйственного сырья — семян подсолнечника.
Однако в РФ для производства семян подсолнечника используется импортное сырье, которое поступает в страну в результате исполнения импортной операции, под которой нами понимается «коммерческая деятельности, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров» [8, с. 12], в частности семян подсолнечника для посева, с целью последующего производства подсолнечного масла из российского сельскохозяйственного сырья, учитывая при этом то, что доля растительного масла отечественного производства должна быть не менее 80 % в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующего продукта [2].
С позиции нашего исследования делаем акцент на таких странах-поставщиках семян подсолнечника для посева в РФ, как Молдова, Испания, Франция, Сербия, Украина, США, учитывая при этом то, что отмечается рост закупок исследуемого товара (табл. 1).
Таблица 1
Страны-экспортеры семян подсолнечника для посева вРФ за 2012–2014 годы
|
2012г. |
2013г. |
2014г. |
|||
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
|
Молдова |
3020068,9 |
528078,1 |
2224545,4 |
376622,2 |
2053355,4 |
344178,9 |
Испания |
13602478,3 |
1241452,4 |
16746743,6 |
1416638,7 |
14685337,5 |
1556921,4 |
Франция |
24776655,6 |
2049018,2 |
29255254,7 |
2033563,9 |
29054816,2 |
2466690,7 |
Сербия |
3807430,4 |
499159,5 |
3254645,1 |
355322,7 |
3143816,2 |
327006,6 |
Украина |
4236955,0 |
648226,7 |
6948729,2 |
935194,8 |
6201955,1 |
811719,7 |
США |
49506883,9 |
5387713,2 |
66613900,4 |
6182499,0 |
57663746,4 |
5606204,5 |
Всего |
98950472,1 |
10353648,1 |
125043818,4 |
11299841,3 |
112803026,8 |
11112721,8 |
Составлено по источнику: [14].
На наш взгляд, интересен состав стран-экспортеров семян подсолнечника для посева в РФ. Так, две страны входят в состав СНГ, два государства являются представителями ЕС и только три из шести уплачивают ввозную таможенную пошлину, как один из компонентов формирования доходов федерального бюджета, под которой следует понимать «обязательный платеж, применяемый таможенными органами в отношении отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС как в коммерческих целях, так и для личного пользования, и перечисляемый в доход государства — члена ТС» [7, с. 239]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что РФ не только активно участвует как в формировании региональных экономических интеграций, но и эффективно развивается в их рамках. По нашему мнению, интеграцию «можно представить в виде отсутствия той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик» [6, с. 41], что, безусловно, способствует повышению конкурентоспособности национальных экономик. При этом делаем акцент на том, что с одной стороны, «удовлетворение потребительского спроса практически невозможно без международного обмена товарами» [13, с. 129], а с другой — «рост импорта по широкому перечню потребительских товаров приводит к вытеснению с потребительского рынка отечественных товаров, т. е. производители страны вынуждены значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего повышается уровень безработицы, снижается уровень реальных располагаемых денежных доходов населения, а следовательно, происходит ограничение покупательского спроса» [12, с. 17], что свидетельствует о снижении уровня жизни населения страны.
Следует отметить, что одним из субъектов РФ, кто закупает на внешнем товарном рынке семена подсолнечника для посева с целью расширения производства сельскохозяйственного сырья для изготовления пищевой продукции, является Белгородская область (табл. 2).
Таблица 2
Импортсемян подсолнечника Белгородской области за 2012–2014 годы
Код ТН ВЭД ЕАЭС |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
|||
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
|
1206 |
3117585,14 |
1560613,2 |
6769988,66 |
1698454,96 |
6827416,42 |
4115007,75 |
1206001000 |
2352428,16 |
430713,2 |
5326857,22 |
717754,96 |
3963708,3 |
559947,75 |
Составлено по источнику: [14].
Доказательством сделанного выше утверждения является структура импортасемян подсолнечника Белгородской области, в частности она свидетельствует о том, что в общем объеме закупок семян подсолнечника на мировом товарном рынке превалируют закупки семян подсолнечника для посева. При этом в 2013 году отмечается значительный рост физического объема семян подсолнечника для посева по сравнению с 2012 годом и весомое их сокращение в 2014 году.
Основными странами-поставщиками семян подсолнечника в Белгородскую область в 2012–2014 годах являлись Украина, Молдова и Сербия, с которой «в последнее время наметились тенденции качественного улучшения торгово-экономических отношений» [5, с. 102]. В 2013 году к тройке основных поставщиков семян подсолнечника в Белгородскую область присоединилась Турция, но в 2014 году значительно сократила поставки сельскохозяйственного сырья. Развитие взаимной торговли в рамках Евразийского экономического союза обеспечивает «максимальное использование интеграции сравнительных и конкурентных преимуществ при производстве потребительских и инновационных товаров при одновременном сокращении импорта подобных товаров из третьих стран» [10, с. 243], данное утверждение относится к Беларуси, поставки которой в 2014 году составили 0,4 % от общего объема семян подсолнечника в Белгородскую область.
Конечно, удовлетворение потребностей сельскохозяйственных производителей в товарах иностранного происхождения обусловливает применение к ним инструментов государственного регулирования как в виде мер таможенно-тарифного регулирования, так и запретов и ограничений, обеспечение соблюдения которых участниками внешнеторговой деятельности достигается посредством применения инструментов таможенного регулирования, таких как таможенные операции и таможенный контроль. Применение таможенными органами инструментов таможенного регулирования направлено на повышение экономической безопасности страны, под которой следует понимать «совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих высокому устойчивому темпу роста национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества и индивидуума и обеспечивать на внешнем и внутреннем рынках конкурентоспособность, исключающую различного рода угрозы и потери» [11, с. 267].
Однако применение таможенными органами своих инструментов сопряжено с целями «Дорожной карты» являются:
- Сокращение: количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию; сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур импорта товаров; сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию; доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке;
- Внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию» [4].
Надо признать, что государство, с одной стороны, посредством применения инструментов таможенного регулирования при импорте товаров содействует экономической безопасности, а с другой — «создает условия, способствующие ускорению обороту внешней торговли товарами при их ввозе в Российскую Федерацию» [3, статья 12] за счет «совершенствования совершения таможенных операций и применения таможенных процедур, сделав их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением качества и эффективности проведения таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров» [4].
Таким образом, импорт сельскохозяйственного сырья, выступающего объектом применения таможенного регулирования, нацелен на наращивание сельскохозяйственного сырья отечественного происхождения для производства российской пищевой продукции с целью максимального удовлетворения материальных потребностей российского населения и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Литература:
- Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 (ред. от 16.04.2010).
- Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120.
- О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014).
- О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1125-р.
- Глаголева Н. Н., Матвеева О. П., Радосавлевич М. Перспективы развития взаимной торговли Российской Федерации и Республики Сербии: региональный аспект // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2015. — № 1(53). — С. 102–109.
- Матвеева О. П. Внешнеторговая деятельность: Учебное пособие. — Белгород: БУПК, 1999. — 232 с.
- Матвеева О. П. Методические подходы к оценке администрирования таможенных платежей // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2014. — № 2 (50). — С. 238–246.
- Матвеева О. П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — 160 с.
- Матвеева О. П. Повышение конкурентоспособности национальных экономик стран Таможенного союза на основе развития взаимной торговли и сферы таможенных услуг: монография. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. — 191 с.
10.Матвеева О. П. Развитие взаимной торговли товарами стран Таможенного союза как фактор повышения конкурентоспособности национальных экономик // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2014. — № 3 (51). — С. 235–244.
- Матвеева О. П. Таможенное регулирование как инструмент обеспечения экономической безопасности // Двадцать первые апрельские экономические чтения: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. д.э.н., проф. В. В. Карпова и д. э.н., проф. А. И. Ковалева. — г. Омск, 2015–427 с.
- Матвеева О. П. Влияние импорта на предложение рынка потребительских товаров // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2005. — № 2. — С. 8–13.
- Матвеева О. П., Макарова Г. В. Роль импорта товаров в формировании товарных ресурсов, структуры и стандартов потребления // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2008. — № 1(25). — С. 129–138.
- Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.