Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.
Музыка, движение — это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Современные научно-методические исследования [2; 3] свидетельствуют о том, что развитие музыкально-ритмических навыков, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Музыкально-ритмическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается опорно-двигательный аппарат. Кроме этого, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыка, а в ее основу заложен ритм, является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения. Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом говорят все фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма. В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой у детей дошкольного возраста успешно развивается не только эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения, но и укрепляется здоровье (развивается опорно-двигательный аппарат, мышечная и нервная системы).
Ребенок конца ХХ начала XXI века, по мнению академика Н. М. Амосова [1, 160], сталкивается с тремя пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь — увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему, опорно-двигательный аппарат пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям.
Развитие музыкально-ритмических навыков ставит следующие цели по охране здоровья и физического развития детей:
создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;
воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;
воспитание потребности в здоровом образе жизни, в двигательной деятельности.
Педагогам ДОУ необходимо создать условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В организации занятий по ритмике и в подвижных играх педагоги должны реализовывать индивидуальный подход к детям:
формировать подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития;
внимательно наблюдать за самочувствием каждого ребенка на занятиях;
варьировать нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка и т. д.
Для того чтобы правильно организовать занятия по ритмике с детьми, необходимо владеть всем арсеналом информации об организме ребенка, об основных закономерностях его роста и развития, о специфических особенностях каждого. Важное значение имеют знания о возрастных особенностях физического развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменений мышечной системы. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [4, 23].
Для того чтобы правильно организовать занятия по ритмике с детьми, необходимо владеть всем арсеналом информации об организме ребенка, об основных закономерностях его роста и развития, о специфических особенностях каждого. Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему и более быстрому, чем у взрослых, освоению сложных двигательных навыков. Костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, следовательно, кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов, поэтому следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста упражнения стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Систематически тренируя мышечный аппарат, педагогам ДОУ надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении музыкально-ритмических упражнений.
Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве. Базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. С развитием музыкальных и двигательных навыков у детей появляется способность изобретать и комбинировать по своему усмотрению полученный материал.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства.
В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.
Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.
Занятия ритмикой базируется на огромном арсенале движений. Упражнения направлены на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим, ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребёнка желание, заниматься физическими упражнениями.
Как говорилось ранее, педагогу необходимо учитывать, что способности детей индивидуальны. Поэтому главной задачей является создание наилучших условий для самовыражения каждому воспитаннику. Надо поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация действительно примитивна и неинтересна, опытный педагог всегда сможет заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.
Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.
На занятиях ритмопластики большую роль играет классический танец. Этот вид движения воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в образовательную деятельность способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц, корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечнососудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Образцы народной хореографии, изучаемые на занятии, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат. Кроме того, современные танцы наиболее привлекательны для детей. С этим утверждением согласится любой педагог. Дошкольники действительно на занятиях ритмикой отдают предпочтение современным танцам. Возможно потому, что мелодии им знакомы с самого раннего возраста и напоминают дружные «посиделки» с родителями. Кстати, по предпочтениям ребят можно судить и о пристрастиях «мам и пап»: по реакции детей сразу можно вычленить любителей таких направлений как рок, рэп, поп-музыка. Иногда «выявляются» поклонники классики и даже бардовской песни.
Несомненно, все дети любят танцевать, нужно только помочь некоторым из них преодолеть скованность движений. Энергия внутренних сил ребенка в дошкольном возрасте требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. Задача педагога на этом этапе объединить последовательность детских движений в несложную по построению композицию, придать им изящество и выразительность.
Литература:
- Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребенка//Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М.; Донецк, 2002. — 469 с.;
- Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. — Изд-во: «Глобус», 2009. — 112 с.;
- Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — СПб: «Детство-пресс», 2005. — 383 с.;
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. — М., 1950. — 776 с.