В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС.
Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и модели с применением специальных компетенций для образования будущих выпускников технической специальности в обеспечении эффективности системы высшего образования и конкурентоспособности на рынке труда и развития научно-технического прогресса страны.
В работе описывается значимость результатов освоения компетенций технического специалиста. Определенное внимание уделяется модели формирования компетенций технического специалиста по ФГОС и модели с применением специальных компетенций конкурентоспособного технического на рынке труда. На основании этого показаны взаимосвязи и взаимовлияния между показателями конкурентоспособности, проявляющиеся в процессе совместной реализации образовательных программ. Обоснована целесообразность обеспечения приоритета применения специальных компетенций в образовательных процессах вуза, определена его сущность и понятийная основа.
Данная статья предлагает решить проблему путем разработки модели компетенций межкультурного взаимодействия университетов с работодателями для формирования конкурентоспособного технического специалиста.
В результате нами были сделаны основные выводы и предложены методы по решению формированию конкурентоспособного специалиста.
Ключевые слова: конкурентоспособная личность, компетенция, информационная культура, «разрыв» между выпускником и конкурентоспособной личностью, модель конкурентоспособной технической личности.
Общество живет в мире развития современных технологий. Человеческое мышление склонное к консерватизму и «проверенным методам», просто не успевает оперативно приспосабливаться к меняющимся реалиям и полностью использовать новые возможности.
Перед образовательной системой стоит задача в формировании у будущего технического специалиста компетенций, способные быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям современного общества, ориентированных на компетентное решение задач.
В настоящее время изучению формированию компетенций технического специалиста уделяется большое внимание в научных педагогических исследованиях и статьях. Большой интерес уделяется разработке моделей формирования компетенций будущего технического специалиста, его методам формирования, результатам [16].
В процессе обучения формируются компетенции, под которым мы понимаем способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области [4].
В зависимости от учебных заведений компетенции необходимые для будущего технического специалиста классифицируются: на базовые и профессиональные.
Базовые компетенции — группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека [5].
Базовые компетенции, формируются в средней общеобразовательной школе (рис.1).
Рис. 1. Базовые компетенции будущего технического специалиста
Профессиональные компетенции — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [7].
Профессиональные компетенции формируются в высшем учебном заведении (или в среднем профессиональном образовательном учебном заведении). На рис. 2 представлена схема формирования профессиональных компетенций в ВУЗе по ФГОС, на примере выпускника технического специалиста «09.03.03 Прикладная информатика»
Рис. 2. Формирование профессиональных компетенций, на примере выпускника 09.03.03 Прикладная информатика
Система образования пытается сформировать модель будущего технического специалиста, применяя компетентностный подход. Под компетентностный подходом понимают, подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования [4].
Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда [1].
Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.
Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов и т. д. [2].
Ниже нами представлена на рис. 3 модель будущего технического специалиста по ФГОС.
Рис. 3. Модель технического специалиста «09.03.03 Прикладная информатика»
По окончанию высшего учебного заведения, многие выпускники не способны продемонстрировать высококачественные профессиональные навыки и умения, требуемые работодателями. Это связано с тем, что между выпускником и конкурентоспособной личностью существует «разрыв» (рис.4), связанная с отсутствием опыта, «имени», профессиональных и коммуникативных связей [1, 3].
Конкурентоспособной личностью называют, личность, способная быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения, требуемые работодателями и необходимые обществу в целом для развития страны [5].
Рис. 4. Модель. Анализ технического специалиста и конкурентоспособной личности
Для решения данной проблемы нами была разработана модель формирования информационной культуры технического специалиста (рис. 5). На рис. 5 видно, что мы выдвинули гипотезу — для формирования конкурентоспособной личности необходимо в процессе обучения сформировать специальные компетенции, с применением педагогических технологий. К специальным компетенциям, формирующие конкурентоспособность личность на рынке труда, мы отнесли, работу наших студентов в конкурентоспособных организациях, заключения договоров с работодателями, мастер-классы, олимпиады, конкурсы, международные мероприятия профессиональной направленности. Все это дает нашему выпускнику опыт работы, профессиональную известность, профессиональные и коммуникативные связи.
Рис. 5. Модель. Формирование компетентности информационной культуры конкурентоспособной личности
Для эксперимента нашего исследования послужили две группы: очной и заочной формы обучения. Как показывает анализ, выпускники заочных групп, работающие по специальности в процессе обучения, более востребованы по сравнению с очной группой. Это связано, с наличием большого опыта работы в процессе обучения, коммуникативных и профессиональных связей.
По итогам анализа, сделаем следующие выводы:
для организации конкурентоспособного выпускника недостаточна регламентированная практика по ФГОС;
необходимо сформировать специальные компетенции и в очных группах, для способности конкурировать на рынке труда.
Литература:
- Алексеева, Л. П. Проблемы взаимодействия культурной среды и личности в системе непрерывного образования / Л. П. Алексеева // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989. — С. 28–32.
- Бабич А. В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов. — Москва: Издательство Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2011. — 224с.
- Бахмутский А. М. и др. Педагогика. — Санкт-Петербург: Издательство: Питер, 2012. — 304с.
- Гендина, Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализции // Открытое образование. — 2005. — № 6. С. 74–82.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика. Практикум и методические материалы. — Москва: Издательство: Владос, 2003. — 416с.
- Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. — Оренбург: Издательство ОГУ, 2012. — 291 с.
- Кульнева М. Т. Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций. — Москва: Издательство Альпина нон-фикшн, 2013. — 344с.
- Орешин, Б. В. Информационное общество и социокультурное пространство книги Текст. / Б. В. Орешин // Университетская книга. -1999. -№ 9.- С. 9–11.
- Орлова, Э. А. Определение понятия «культура» // Введение в социальную и культурную антропологию Текст. / Э. А. Орлова. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 123 с.