Основные этапы научного исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 254251 раз

Библиографическое описание:

Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования / Е. С. Волохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 755-757. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26991/ (дата обращения: 15.11.2024).



С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно. Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием.

Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.

Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

 это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

 это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

 оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

Этапы научного исследования.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

  1. Выбор темы исследования.
  2. Определение объекта и предмета исследования.
  3. Определение цели и задач.
  4. Формулировка названия работы.
  5. Разработка гипотезы.
  6. Составление плана исследования.
  7. Работа с литературой.
  8. Выбор методов исследования.
  9. Организация условий проведения исследования.
  10. Проведение исследования (сбор материала).
  11. Обработка результатов исследования.
  12. Формулирование выводов.
  13. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

  1. Выбор темы исследования.

!!! (один из самых важных исложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы)

От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом.

Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.)

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

  1. В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования.
  2. Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность. (т. е. тема должна быть полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.)
  1. Объект ипредмет исследования.

Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предметэто особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

  1. Цели изадачи.

Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Цель конкретизируется иразвивается взадачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

Четвертая — с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

!!! Задачи следует формулировать четко илаконично. Как правило, каждая задача формулируется ввиде поручения: «Изучить.».., «Разрабо­тать.».., «Выявить.».., «Ус­тановить.».., «Обосновать.».., «Определить.».., «Проверить…», «Доказать…» ит.п.

  1. Формулировка названия работы.

Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования.

*Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов.».., а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о.».., «К изучению.».., «Материалы к.»...

Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

  1. Разработка гипотезы.

Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.

!Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

  1. План исследования.

План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.

План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

**В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и изменять.

  1. Работа слитературой.

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

  1. Методы исследования.

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

Пример методов сбора информации.

 наблюдение и сбор фактов;

 эксперимент;

 моделирование;

 метод научных абстракций;

 анализ и синтез;

 системный подход.

Пример методов обработки данных.

 качественные;

 количественные.

Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.

  1. Организация условий проведения исследования.

Организация исследования связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.

  1. Проведение исследования.

На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

  1. Обработка результатов исследования.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

*** Как написано выше существует 2 метода обработки данных: качественные иколичественные методы.

  1. Количественные методы исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.
  2. Качественные методы исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Применять эти методы можно всовокупности!

  1. Формулирование выводов.

Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

!!!Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения — уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

  1. Оформление работы.

Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.

Литература:

  1. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960–1970.//
  2. Лудченко А. А., Лудченко Я. А., Примак Т. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во «Знания», КОО, 2001.//
Основные термины (генерируются автоматически): задача, работа, предмет, этап работы, оформление работы, выбор методов, метод обработки данных, обработка результатов, организация условий проведения, разработка гипотезы.


Ключевые слова

научное исследование, методы исследования, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования

Похожие статьи

О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории

Задачей каждого учителя можно считать интересную подачу материала, для того, чтобы приобщить детей к исторической науке. Метод экскурсии позволяет педагогам — практикам проделать очный или заочный путь к познанию нового, незнакомого для школьников. Н...

Развитие исследовательских навыков у младших школьников

В статье рассматривается процесс выполнения научно-исследовательской работы. Учащиеся видят возникающие проблемы, могут определять цели и задачи, планировать, контролировать и оценивать свою работу, приобретают навыки конструктивной речи.

Обзор подходов и методов прикладного использования генетических алгоритмов в образовательной сфере

В работе рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения, оптимальная организация которого является основным инструментом формирования индивидуальности обучающихся с учетом их способностей и запросов в условиях современной образовательной модел...

Учимся заинтересовать нашу молодёжь к урокам естествознания

В этой статье рассматривается то, что человеку даны свойства самостоятельного формирования от бога, как интересующейся личности. Обычно, математической науке присуждены ярлыки на подобие “Сухас”, “не интересно”, “навязывающий” и т. и. Если в средней ...

Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС

Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им спос...

Педагогическая археология

Сегодня все сложнее заинтересовать учеников на уроках истории. Стоит острый вопрос, а как можно увлечь историей весь класс, а не одну треть учеников? Как можно активизировать класс и заинтересовать его к изучению новой темы самостоятельно и как сохра...

Приемы и методы решения задания № 21 в Основном государственном экзамене

Одним из наиболее сложных разделов математики является решение текстовых задач. Как показывает практика, решение задач заключается не только в умении выполнять арифметические действия, но и знание формул, величин и их закономерности. Умение решать з...

Способы организации индивидуальной работы на уроках математики

Быстрые темпы развития научного знания требуют от человека мобильности, гибкости, подвижности сознания, развитой способности к рефлексии, постоянной творческой активности. Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и...

Оценка человеческих ресурсов

Моя статья достаточно актуальна и значима. Очень важно объективно оценивать все характеристики человеческих ресурсов. В работе акцентирую внимание на систему оценки, одинаково точную, объективную, простую и понятную. Выполнение задач во многом завис...

История города шахтеров в числах и задачах

В данной статье предлагаются авторские задачи обучающихся по математике, использующие исторические сведения о шахтах г. Ленинск-Кузнецкого. Чтобы решить задачи, нужно знать несколько правил: собрать исторический материал по заданной теме; из историче...

Похожие статьи

О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории

Задачей каждого учителя можно считать интересную подачу материала, для того, чтобы приобщить детей к исторической науке. Метод экскурсии позволяет педагогам — практикам проделать очный или заочный путь к познанию нового, незнакомого для школьников. Н...

Развитие исследовательских навыков у младших школьников

В статье рассматривается процесс выполнения научно-исследовательской работы. Учащиеся видят возникающие проблемы, могут определять цели и задачи, планировать, контролировать и оценивать свою работу, приобретают навыки конструктивной речи.

Обзор подходов и методов прикладного использования генетических алгоритмов в образовательной сфере

В работе рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения, оптимальная организация которого является основным инструментом формирования индивидуальности обучающихся с учетом их способностей и запросов в условиях современной образовательной модел...

Учимся заинтересовать нашу молодёжь к урокам естествознания

В этой статье рассматривается то, что человеку даны свойства самостоятельного формирования от бога, как интересующейся личности. Обычно, математической науке присуждены ярлыки на подобие “Сухас”, “не интересно”, “навязывающий” и т. и. Если в средней ...

Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС

Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им спос...

Педагогическая археология

Сегодня все сложнее заинтересовать учеников на уроках истории. Стоит острый вопрос, а как можно увлечь историей весь класс, а не одну треть учеников? Как можно активизировать класс и заинтересовать его к изучению новой темы самостоятельно и как сохра...

Приемы и методы решения задания № 21 в Основном государственном экзамене

Одним из наиболее сложных разделов математики является решение текстовых задач. Как показывает практика, решение задач заключается не только в умении выполнять арифметические действия, но и знание формул, величин и их закономерности. Умение решать з...

Способы организации индивидуальной работы на уроках математики

Быстрые темпы развития научного знания требуют от человека мобильности, гибкости, подвижности сознания, развитой способности к рефлексии, постоянной творческой активности. Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и...

Оценка человеческих ресурсов

Моя статья достаточно актуальна и значима. Очень важно объективно оценивать все характеристики человеческих ресурсов. В работе акцентирую внимание на систему оценки, одинаково точную, объективную, простую и понятную. Выполнение задач во многом завис...

История города шахтеров в числах и задачах

В данной статье предлагаются авторские задачи обучающихся по математике, использующие исторические сведения о шахтах г. Ленинск-Кузнецкого. Чтобы решить задачи, нужно знать несколько правил: собрать исторический материал по заданной теме; из историче...

Задать вопрос