В статье рассмотрены особенности индустрии гостеприимства с точки зрения маркетингового подхода для формирования показателей оценки эффективности инновационной деятельности. Представлены структуры индустрии гостеприимства на основе определения, сформулированного Дж. Р. Уокером, и нашедшего отражение в федеральном законе № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Показатели оценки эффективности инновационной деятельности организации разделены на четыре группы: показатели, направленные на оценку инновационного потенциала; показатели оценки инновационной активности; показатели, способствующие оценке эффективности инновационной деятельности; показатели, способствующие оценке конкретной инновации. Предложены специфические показатели для оценки эффективности деятельности предприятия сферы гостеприимства с учетом внедрения инноваций.
Ключевые слова: инновации, индустрия гостеприимства, туристская индустрия, эффективность, маркетинг, показатели, оценка, прибыль.
Одной из главных тенденций развития мировой экономики и всего общества в целом является активное развитие индустрии гостеприимства. Индустрия гостеприимства позволяет объединить множество различных форм предпринимательства, специализирующихся на рынке услуг, и все смежные отрасли экономики, которые связаны с обслуживанием клиентов и предоставлением услуг посредством деятельности специализированных организаций.
Существует ряд трактовок и подходов к пониманию сущности понятия «индустрия гостеприимства». Однако необходимо отметить, что в отечественной науке данные явление стали исследовать не так давно, поэтому понимание термина индустрии гостеприимства не вызывает разногласий в трактовках и мнениях между российскими и западными учеными. В связи с этим стоит выявить и определить общие черты, присущие различным определениям термина.
Р. А. Браймер, британский специалист по «industryofhospitality», считает, что индустрия гостеприимства, это собирательное понятие, а также относит к ее осуществлению такие отрасли и сферы деятельности, как размещение и проживание, транспортировка (логистика), общественное питание, отдых и развлечения. ссылку
Американский эксперт по изучению гостеприимства Дж. Р. Уокер определяет концепцию гостеприимства как объединение туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, т. е. то же самое общественное питание, рекреацию и отдых, организацию деловых встреч, семинаров, конференций и совещаний. ссылку
Структуру индустрии гостеприимства на основе определения Дж.Р. Уокера можно представить в виде рисунка 1.
Рис. 1. Структура индустрии гостеприимства по Дж. Р. Уокеру
Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под понятием туристской индустрии понимается «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». Наглядное представление структуры туристской индустрии согласно федеральному закону представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Структура туристской индустрии согласно ФЗ РФ № 132
Несмотря на то, что определение понятия индустрии гостеприимства прочно укрепилось в сознании отечественных потребителей, законодательство страны не предусматривает его, а использует термин туристской индустрии. Данные термины взаимосвязаны и синонимичны, их главная задача — создание и организация максимально комфортных условий размещения, отдыха и досуга потребителей, предоставление качественных услуг и высококлассного сервиса.
На современном этапе развития общества, экономики и мира в целом потребители имеют доступ к большому разнообразию товаров и услуг, в том числе и в индустрии гостеприимства. Высокие темпы развития научно — технического прогресса, условия неопределенности и постоянно меняющейся внешней среды приводят к тому, что все предприятия и организации индустрии гостеприимства для удержания или для улучшения своих позиций на рынке должны привлекать потребителей не только предоставлением сервиса и комплексных услуг, но и внедрением инноваций в процесс обслуживания. Инновационная деятельность — безусловно, дорогостоящий процесс, требующий больших инвестиционных вложений. Однако наибольшую эффективность от вложенных инвестиций в деятельность организаций индустрии гостеприимства можно получить именно посредством инноваций.
Инновации подразумевают, прежде всего, инновационный подход, инновационные процессы и осуществление инновационной деятельности. Классический подход подразумевает, что инновационная деятельность в индустрии гостеприимства — это преобразование базисных элементов: средств размещения и транспорта, объектов развлечения и отдыха, турагенств, туроператоров и т. д., факторов и условий основной деятельности, при которых деятельность становится устойчиво работающим механизмом. И именно он обеспечивает повышение эффективности и конкурентоспособности предоставляемых услуг, и технологических способов оказания их потребителям.
Основным условием для реализации инновационной деятельности в организациях индустрии гостеприимства, также как и в других отраслях, является стимулирование сближения и пересечения интересов и взглядов инвесторов и субъектов инновационной деятельности, а также четкая структура определения рыночного спроса на сформированные и готовые к реализации инновации.
Так как инновационная деятельность напрямую связана с организацией индустрии гостеприимства, которая находится в постоянном взаимодействии с внутренней и внешней средой, то и на саму реализацию инновационных проектов влияют внутренние и внешние факторы.
Инновационное развитие организации туристской индустрии является одним из направлений ее деятельности, и оно напрямую зависит от эффективности управления внедряемыми инновациями. Но нельзя забывать и о том, что внедрение инноваций или подготовка к данному процессу может вести за собой различные конфликтные и противоречивые ситуации, которые, несомненно, будут являться отправной точкой для неизбежного снижения эффективности деятельности предприятия. Таким образом, можно сказать, что для получения положительного эффекта от инновационной деятельности организация, в том числе и трудовой коллектив, должен быть готов к предстоящим изменениям.
На сегодняшний день в период неопределенной и постоянно изменяющейся среды остро стоит вопрос об оценке эффективности инновационной деятельности в организациях индустрии гостеприимства. Существуют различные подходы к данному вопросу. Например, часто инновационную деятельность приравнивают к инвестиционной, это ведет к тому, что для оценки эффективности внедрения инноваций в организации, относящиеся к туристской индустрии, используют показатели оценки инвестиций. Нельзя сказать, что данный подход неверен, но стоит принимать во внимание тот факт, что данные показатели не всегда могут отражать инновационную способность и активность предприятия. В связи с этим показатели для оценки эффективности можно объединять в различные системы.
Если брать за основу труды Хомутского Д. «Как измерить инновации? Управление компанией», Горфинкеля В. Я. «Экономика инноваций», Медынского В. Г. «Инновационный менеджмент» и Мершиева Р. В. «Проблемы оценки эффективности инноваций», то можно разделить показатели оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства на четыре группы:
1) показатели, направленные на оценку инновационного потенциала;
2) показатели оценки инновационной активности;
3) показатели, способствующие оценке эффективности инновационной деятельности;
4) показатели, способствующие оценке конкретной инновации.
Учитывая специфику индустрии гостеприимства, можно предложить следующие показатели для оценки эффективности, представленные в таблице1.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности инноваций
Наименование показателя |
Характеристика |
Расчет |
|
||
Наличие затрат на финансирование инноваций |
Показывает размер инвестиций в инновации за отчетный период |
Сумма инвестиций организации за отчетный период |
Наличие расходов затрат на внедрение инноваций |
Показывает размер текущих расходов на инновационную деятельность |
Годовой размер текущих затрат на инновации |
Наличие активов у организации, способных участвовать в формировании и внедрении инноваций |
Характеризует стоимость имущества, участвующего в инновационной деятельности |
Стоимость активов, принимающих участие в инновационной деятельности (патенты, программное обеспечение, оборудование) |
|
||
Доля затрат на инновации от общего объема продаж |
Показывает, какую долю занимают затраты на инновации по отношению в общему объему продаж |
Дз = Зи/В, где Зи — затраты на инновацию, В — выручка от объема продаж за отчетный период |
Количество реализованных инноваций |
Показывает число новых продуктов, услуг, введенных на рынок за период |
Сумма коммерциализованных инновационных идей |
Коэффициент инновационной активности сотрудников |
Характеризует долю персонала, участвующего в формировании, внедрении и реализации инновации, от общей численности персонала |
Кап = Чак/Ч, где Чак — численность активного персонала, Ч — общая численность персонала |
|
||
Коэффициент результативности инновационной деятельности |
Показывает, сколько инновационных идей доходит до реализации от общего числа предложений |
Кр = Кри/Кви, где, Кри — количество реализованных инноваций, Кви– количество выдвинутых идей |
Скорость внедрения инноваций |
Показатель измеряет время (месяц, год) от предложения инновации до ее внедрения |
Твн = Тз — Тп, где, Тз — дата запуска инновации, Тп — дата предложения |
|
||
Коэффициент рентабельности инновации |
Характеризует величину результатов от инноваций, приходящуюся на единицу затрат на инновации |
Rи = ФР/Зи, где ФР — финансовый результат от инновации, Зи — затраты на инновации |
Чистый дисконтированный доход от инноваций |
Чистый приведенный эффект от реализации инноваций |
ЧДД=ƩФР/(1+E)ͭ –ƩЗи(1+Е)ͭ |
Анализируя данные, приведенные в таблице 1, можно сделать вывод, что использование всех показателей для оценки эффективности инноваций в организации индустрии гостеприимства может быть нецелесообразно, так как не всегда инновационная деятельность средств размещения подразумевает выше перечисленные мероприятия. Однако стоит заметить, что, несмотря на обширный перечень предложенных показателей, не все аспекты деятельности организаций гостеприимства учтены в полной мере.
Считаем, что комплексный и системный анализ эффективности внедрения инноваций в организациях гостеприимства можно провести с помощью нескольких других показателей, которые входят в каждую из групп, перечисленных выше. Выбор показателей, прежде всего, зависит от конкретной инновации и сферы деятельности организации. Таким образом, показатели для оценки эффективности инновационной деятельности в гостиницах и других организациях размещения будут отличаться от показателей для оценки внедрения инноваций в турагентствах, на предприятиях питания или организациях, предоставляющих транспортные услуги. Поэтому представляется целесообразным учитывать и другие (частные) показатели оценки эффективности внедрения инноваций в сфере гостеприимства.
К частным показателям оценки деятельности предприятий индустрии гостеприимства с учетом внедрения инноваций относятся:
- Прибыль от инновационной деятельности:
Пi = ,(1)
где Пi — прибыль от инновационной деятельности, Вi = выручка от инновационной деятельности, Зi — затраты на реализацию инновационной деятельности.
- Уровень загрузки гостиницы за отчетный период:
Kз = ,(2)
- Количество гостей на один проданный номер с внедренными инновациями:
Kг = , (3)
- Средняя цена гостиничного номера с внедренными инновациями:
Цср = , (4)
Результаты, полученные из расчета данных показателей, могут быть как оптимистичными, так и пессимистичными. Поэтому при принятии решения о внедрении той или иной инновации, при выборе варианта направления развития инновационной деятельности организации, следует учитывать динамику предложенных показателей, так как внедряемые инновации оказывают прямое влияние на эффективность деятельности организации индустрии гостеприимства.
Для эффективного развития инновационной деятельности организаций индустрии гостеприимства необходимы определенные внешние и внутренние условия, а также решение проблем ее финансирования и государственного нормативно — правового регулирования.
Создание, реализация и внедрение инноваций в деятельность организаций индустрии гостеприимства основывается на необходимости привлечения инновационных инвестиций. Данный процесс привлечения инновационных инвестиций требует оценки и анализа показателей эффективности инновационной деятельности организации сферы гостеприимства.
Литература:
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/136248/1/#block_100 (дата обращения: 05.02.2016)
- Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / пер. с англ.. — М.:, 210. — 380 с.
- Герасимова Е. А., Сухих О. В. Стратегические направления инновационного развития предпринимательских структур сферы услуг // Проблемы современной экономики.. — 2013. — № 1 (45). — С. 202–205.
- Доброжанская Е. Б. Управление инновационной деятельностью в сфере гостеприимства глобализации: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Доброжанская, Елена Борисовна; [Место защиты: Санкт-Петербург] Санкт-Петербург, 2011. — 152 c.
- Илоян Э. Р. Развитие индустрии туризма как фактор интегрирования России в мировую экономику в условиях глобализации: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.14 / Илоян Эдуард Робертович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов] Москва, 2008. — 217 c.
- Уокер, Д. Р. Введение в гостеприимство: учеб. пособие / Джон Р. Уокер; [В. П. Егорова]. — пер. с англ., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2012. — 735 с. — (Серия «Зарубежный учебник»).