Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки имеют высокий уровень тревожности, который зависит от ситуации, личностных, гендерных особенностей и уровня эмоционального интеллекта. В результате проведенного исследования были созданы психолого-педагогические рекомендации по коррекции уровня тревожности.
Ключевые слова: тревожность, эмоциональный интеллект, подростки.
The article is devoted to studying the phenomenon of anxiety in adolescents with gender-sensitive, as well as the relationship of trait anxiety with emotional intelligence. Through the analysis of psychometric tests it revealed that teenagers have a high level of anxiety, which depends on the situation, personality, gender and level of emotional intelligence. The study was designed psycho-pedagogical advice on anxiety level correction.
Key words: anxiety, emotional intelligence, teenagers.
Проблема высокой личностной и школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на их успешность в учебной деятельности, является весьма актуальной. В настоящее время увеличилось число тревожных подростков, отличающихся неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, апатией, депрессией, нейротизмом, агрессивностью. [8] По данным ВОЗ, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором, так как тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. [3] Именно поэтому мы исследовали уровни тревожности и пути ее преодоления у подростков с 2013 по 2016 год. Экспериментальное исследование было проведено среди 120 учащихся (60 девочек и 60 мальчиков) Медицинского лицея ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского.
Наша работа состояла из нескольких этапов. Основная цель работы первого исследования — изучение понятия тревожности у подростков с учетом гендерных особенностей. Существует широкий спектр различных определений тревоги и тревожности. Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность. Тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это черта личности, готовность к страху, часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. [9]
Личностная тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ситуативная тревожность больше отражает эмоциональные реакции, она возникает как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры. (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, опасение потерять что-то очень значимое — любимого человека, работу, материальные или нематериальные ценности). [11]
Рис. 1. Влияние стресса на людей с разной степенью тревожности
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.
Мы использовали методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса с целью изучения уровня и характера тревожности. [10] А также тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера), авторы — Спилбергер Ч. Д. и Ю. Л. Ханин, с целью дифференцировано измерить тревожность как личностное свойство (уровень личностной тревожности) и как состояние (уровень ситуативной тревожности). [11]
На основании полученных результатов по методике Филлипса уровень тревожности девочек превышал аналогичные показатели у мальчиков на 8 %. В результате применения методики Спилбергера — Ханина получены следующие результаты. Реактивная и личностная тревожность девочек выше, чем у мальчиков на различных этапах учебного процесса. У девочек личностная тревожность выше, чем реактивная вне зависимости от этапов учебного процесса. У мальчиков реактивная тревожность выше, чем личностная и носит постоянный характер. Нами был разработан вариант дополнительных обучающих материалов для психологов и педагогов. В данных материалах представлены обоснованные рекомендации по диагностике, коррекции и путях преодоления уровня тревожности в различных ситуациях.
В 2014–2015 учебном году в связи с предстоящей сдачей ОГЭ и ЕГЭ мы решили применить наши разработки на практике. Для этого мы вместе с педагогами и психологами организовали ряд внеклассных мероприятий для снижения уровня тревожности у школьников. Для подтверждения эффективности наших разработок нами было проведено повторное тестирование учащихся. Сравнив результаты тестирования до и после применения наших методик, мы выявили, что все показатели улучшились. По методике Филлипса показатели тревожности у мальчиков были — 88 %, а стали — 56 %; у девочек были — 96 %, а стали — 71 %. По методике Спилбергера — Ханина мы видим, что количество мальчиков и девочек с умеренной реактивной тревожностью (РТ) и значительно увеличилось (мальчиков — на 20,1 %; девочек — на 23,3 %); и количество подростков с умеренной личностной тревожностью (ЛТ) тоже увеличились, однако у мальчиков незначительно — на 3,5 %, а у девочек — на 26,7 %. Несмотря на то, что все показатели улучшились, тревожность девочек всё же превышает тревожность мальчиков почти по всем показателям.
Впоследствии, при изучении литературы было выяснено, что на уровень тревожности влияет целый ряд факторов: когнитивные способности, психотип, самооценка учебной деятельности, нейротизм, уровень интеллекта и эмоциональное благополучие подростков. [4] Мы решили продолжить изучение личностной тревожности и выбрали ее взаимосвязь с эмоциональным интеллектом, учитывая гендерные особенности. Так как в современном обществе проблема понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждают культ рационального отношения к жизни.
Эмоциональный интеллект (англ. Emotionality quotient) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. [5] В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций, к пониманию (осмыслению) эмоций, к ассимиляции эмоций в мышлении, к различению и выражению эмоций. Условно эмоциональный интеллект измеряется тремя уровнями: низкий, развитый (средний) и высокий.
Экспериментальное исследование было проведено на той же группе испытуемых. Использовались методики диагностики уровня эмоционального интеллекта: самооценочный опросник Холла и объективный тест Гоулмана, а также тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера), авторы — Спилбергер Ч. Д. и Ю. Л. Ханин, коэффициент корреляции Пирсона и шкала Чеддока. [6]
Было выяснено, что для оценки уровня ЭИ (эмоциональный интеллект) существует два типа тестов: самооценочный и объективный. Сопоставив их результаты с учетом половых различий, выявлено: разница между показателями высокого уровня ЭИ девочек по тесту Гоулмана и Холла составляет 18 %, следовательно, девочкам свойственно занижение своих способностей. У мальчиков же показатели по тесту Гоулмана ниже чем аналогичные показатели по тесту Холла 35 %, им, наоборот, свойственно завышение своих способностей. По объективному тесту Гоулмана мы видим, что процент девочек (35 %), имеющих высокий уровень ЭИ, больше чем процент мальчиков (23 %).
Мы также решили доказать взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с личностной тревожностью. В качестве эмпирического метода был использован метод тестов (Тест на эмоциональный интеллект Д. Гоулмана и Опросник Спилбергера). Для обработки данных использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. В результате мы получили, что коэффициент корреляция уровня эмоционального интеллекта и личностной тревожности в выборке в целом -0,65, в группе девочек -0,66, в группе мальчиков -0,67.
Рис. 2. Поле корреляции ЭИ и ЛТ в выборке в целом
По шкале Чеддока, которая дает нам качественную характеристику силы связи по коэффициенту корреляции, мы делаем вывод, что связь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в выборке в целом, в группе девочек и группе мальчиков — это умеренная отрицательная связь.
В результате проведения трёхлетнего исследования были получены данные, подтвердившие гипотезы исследования и позволившие сделать следующие выводы. Подростки, участвовавшие в эксперименте, действительно имеют высокий уровень тревожности, который зависит от ситуации, личностных и гендерных особенностей. Доказано, что высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению уровня личностной тревожности. Неожиданным явился тот факт, что при сравнении показателей самооценочного опросника Холла и объективного тест Гоулмана, мы выявили, что мальчики склонны к самовозвышению, а девочки, наоборот, к самоуничижению. Практическая значимость данной работы заключается в создании и апробации психолого-педагогических рекомендаций, а также буклетов для подростков.
Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее рассматриваемой проблемы. В дальнейшем видится целесообразным исследовать взаимосвязи тревожности с когнитивными и личностными особенностями подростков.
Литература:
- Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И. Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы респ. науч.-практ. конф., Брест, 30–31 янв. 2004 г.; ред. А. В. Северин. — Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А. С. Пушкина», 2004.
- Бергфельд, А. Ю. О восприятии эмоций субъектом-носителем / А. Ю. Бергфельд // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, Санкт-Петербург, 12–14 апр. 2001 г.; под ред. А. А. Крылова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2001.
- “ВОЗ призывает уделять больше внимания здоровью подростков” сайт — Всемирная Организация Здравоохранения; http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/focus-adolescent-health/ru/
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. — М:. Педагогика,1984
- Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А. А. Крылов [и др.]. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999.
- Гоулман, Д Эмоциональный интеллект, Владимир.: Изд-во АСТ,2009
- Деревянко, С. П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С. П. Деревянко // Психологический журнал. — 2008. — No 2.
- Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для школьных психологов / Л. С. Колмогорова. –М.: ВЛАДОС, 2002.А
- Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). — СПб.: Питер, 2007
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
- Спилберг Ч. Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. — Сост. Ю. Л. Ханин. — М., 1983–560 с.
- Суханова, К. Н. Гендерные проблемы эмоций / Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2001. — С. 257–258.
- Хорни К. Тревожность. Собр. соч. в 3-х т. Т. 2. — М.: Смысл, 1997.