В статье рассматриваются значение и место управленческого учета в системе управления предприятием, а также основные задачи и принципы его организации.
Ключевые слова: управленческий учет, руководитель, менеджер, отчетность, управленческое решение, бухгалтерия.
В экономическую жизнь нашей страны управленческий учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных, адекватных этой среде управленческих решений зависит зачастую не только процветание бизнеса, но и само его существование. Под воздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает потребность в его дроблении на множество юридических лиц, в одновременном развитии многих направлений деятельности, в формировании значительного количества структурных подразделений.
Многие предприниматели считают, что управленческий учет не так уж и нужен руководителю компании. А уж для малого и среднего бизнеса — это вообще почти пустая трата времени. Думают, что достаточно финансовых выкладок бухгалтерии, чтобы понять, что происходит на предприятии, как идут продажи, надо ли корректировать сбыт, чтобы повысить прибыль. К сожалению, в информации бухгалтерии нет всех необходимых сведений, которые позволят руководителю принять верное управленческое решение
Управленческая отчетность — это по большей части отчеты, разработанные самими менеджерами конкретной компании, уникальные для каждого бизнеса. Причем количество этих отчетов определяется конкретной ситуацией, требованиями сегодняшнего и завтрашнего дня. Формы представления данных в них бывают самые разные — таблицы, графики, диаграммы, словесные описания и т. д. и т. п.
Руководителю необходимо определить ключевые показатели деятельности компании. Главное, чтобы по этим показателям руководитель мог следить за результатами работы организации, выявлять тенденции, делать прогнозы.
Современный управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:
предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;
исчисления фактической себестоимость продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов и смет;
определения финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, и другим позициям.
Каждый руководитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда ему приходилось принимать какое-либо важное управленческое решение «вслепую», полагаясь на интуицию. А все потому, что искать нужную информацию долго и обременительно. В итоге результаты оставляли желать лучшего.
Что же конкретно представляет собой управленческий учет и в чем проявляется его эффективность? Управленческий учет — это система сбора информации, которая, как и бухгалтерский учет, занимается ее измерением, обобщением и регистрацией. Однако между, казалось бы, похожими системами учета есть большая разница. Она заключается в том, что управленческий учет не только регистрирует данные деятельности компании, но и интерпретирует полученную информацию, предоставляя ее менеджеру, который на ее основании принимает управленческие решения. Управленческий учет и отчетность являются сугубо внутренним делом самой организации, а данные управленческого учета считаются коммерческой тайной. В то время как бухгалтерский учет, его ведение, являются обязательными для каждой организации.
Информация, которая формируется в управленческом учете, гораздо более многообразна. Из десяти ключевых показателей, необходимых для эффективного управления бизнесом, лишь три носят финансовый характер, а семь являются нефинансовыми.
К числу показателей, которые формируются в системе управленческого учета, относятся, в частности, следующие:
максимальное время, необходимое на выполнение заказа;
оптимальная загрузка складских площадей;
время, затрачиваемое на выписку одного платежного поручения в бухгалтерии;
точка безубыточности выпускаемой продукции или оказываемой услуги;
количество клиентов, которые перешли в отчетном периоде к конкурентам из-за нерадивости коммерческих агентов или некачественной продукции;
уровень рынка, который контролирует и/или собирается контролировать компания;
уровень квалификации персонала и скорость его роста;
количество дефектов на миллион изделий, производимых компанией;
себестоимость единицы выпускаемой продукции.
В некоторых источниках понятие «управленческий учет» заменяется на «прогнозный учет», что ни в коем случае не является ошибкой. Ведь если перефразировать вышесказанное, бухгалтерский учет показывает, «как было», а управленческий, вооружившись такими экономическими инструментами, как планирование и прогнозирование, поясняет, «как должно быть».
В основу классического управленческого учета, который имеется пусть в зачаточном состоянии, но на каждом предприятии, входит управление затратами фирмы и распределение их между центрами финансовой ответственности. Ни для кого не секрет, что одна только правильно выбранная система учета затрат позволяет существенно расширить эффективность бизнеса и увеличить доходы фирмы. Однако мало выбрать подходящую систему учета затрат, нужно еще применить относительно нее методы управленческого учета. Они позволяют рассчитать себестоимость продукции не с точки зрения бухгалтерского учета, а в зависимости от распределения в ней издержек (прямых и косвенных, постоянных и переменных), что дает возможность менеджерам получить более точные данные о составе затрат.
Основные функции, за которые отвечает управленческий учет в организации, сводятся к простейшей схеме: предоставление информации — анализ — планирование — мотивация — координация — контроль. Их можно условно разделить на два вида: функции, отвечающие за обмен информацией, и функции, гарантирующие ее качество. К первому относятся — внедрение системы обмена информацией, ее предоставления, анализ и планирование последующей деятельности. Ко второму — мотивация персонала, координация деятельности отдельных подразделений и контроль за надлежащим выполнением плана. Рассмотрим вкратце каждый из них.
Предоставление управленческому составу информации, которая необходима для планирования, контроля и принятия решений, — одна из главных функций управленческого учета. Перед тем как предоставить информацию, необходимо наладить систему ее получения и обмена ей между различными сегментами предприятия.
Управленческий учет предоставляет руководству информацию:
об оценке запасов;
исчислении прибыли;
формировании себестоимости;
обосновании продажных цен;
доходах и расходах.
После того как информация была получена, она тщательно анализируется и подвергается подготовке для принятия решений. В ходе произведенного анализа:
определяются пути наиболее целесообразного использования ресурсов;
выявляются способности организации к ее дальнейшему росту и развитию;
подготавливается информация о текущем ассортименте, объемах выпуска или продаж;
разрабатывается инвестиционная политика.
Полученная и проанализированная информация является основанием для следующей функции управленческого учета — планирования. В соответствии с ней осуществляются:
формирование прогнозируемых показателей;
разработка тактических и оперативных планов;
подготовка данных для формирования долгосрочных и краткосрочных стратегических планов развития предприятия.
Планирование — это один из самых важных инструментов управленческого учета, с помощью которого предприятие определяет стратегию своего развития, а его методы обусловливают ее дальнейшее соблюдение.
Важным вопросом в деятельности управленческого учета является мотивация сотрудников, так как именно они зачастую сопротивляются нововведениям и не желают обучаться иной системе организации рабочего процесса.
Правильному мотивированию персонала способствуют:
распределение центров ответственности для менеджеров;
разработка методов оценки эффективности работы руководящего звена и др.
Контроль — не менее важный процесс сферы влияния управленческого учета. Основываясь на своих принципах, управленческий учет организует полный финансовый контроль над компанией, формирует систему внутреннего аудита и, осуществляя сравнение фактических показателей и плановых, принимает меры по недопущению возможных отклонений в будущем, для того чтобы понять, нужен ли управленческий учет организации, необходимо подсчитать приблизительный размер денежных средств, которые предприятие теряет, если:
бизнес непрозрачен;
процесс планирования нечеток и носит ситуационный характер;
контроль затрат приблизителен и неточен;
отсутствует система мотивации персонала;
решения принимаются не оперативно;
невозможно вовремя найти необходимую информацию.
Мало принять решение о том, что управленческий учет вашей организации необходим. Прежде чем приступать к его внедрению, необходимо провести подготовительные работы. К ним относятся процессы распределения затрат и финансов по центрам ответственности.
Сегодня ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики быстрота реагирования на внешние и внутренние изменения является залогом эффективности деятельности предприятия. Поэтому распределение финансов по центрам ответственности — первый шаг компании к достижению своих целей.
После того как затраты распределены по центрам финансовой ответственности, можно приступать непосредственно к внедрению системы управленческого учета. В связи с этим возникают закономерные вопросы: кто будет отвечать за организацию управленческого учета на предприятии и на какую структуру лучше возложить обязанность его ведения?
Некоторые организации возлагают эту не самую простую работу на работников бухгалтерии. Однако с точки зрения рациональности это далеко не самый лучший выбор:
бухгалтерия — один из самых загруженных рутинной работой участков на всем предприятии, поэтому дополнительные обязанности ей ни к чему;
специфика работы бухгалтерии противоречит методологии ведения управленческого учета, так как бухгалтерия составляет отчетность скорее не для внутренних, а для внешних пользователей;
бухгалтер в силу особенностей своей профессии больше ориентируется на реальные показатели, чем на планируемые, и ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.
В целом ответственность за внедрение управленческого учета, а также проявление инициативы на решение организационных, мотивационных и психологических проблем возлагается на руководителя предприятия, который должен организовать постановку управленческого учета, что называется, «под себя», в зависимости от структуры и характера деятельности предприятия. Когда будут проведены основные этапы внедрения управленческого учета, руководитель может возложить обязанность его ведения на финансового директора или специально созданную для этих целей управленческую бухгалтерию.
Итак, проведена огромная работа. Управленческий учет успешно начат, сотрудники включились в процесс, работа налажена. Теперь, кажется, можно расслабиться. Однако не стоит забывать, что полноценный управленческий учет — это не замороженная система, а гибкий процесс, который должен быстро подстраиваться под любые внешние или внутренние изменения. Динамичность, рациональность, оперативность — вот основные принципы функционирования управленческого учета в деятельности организации, а их соблюдение — залог успешности
Таким образом, для построения управленческой отчетности необходимо сформировать учётную политику и чётко понять, какие принципы положены в её основу, а именно:
какой принцип начисления используется;
каким образом структурируются расходы;
в какой момент расходы уменьшают прибыль.
Управленческий отчёт должен вестись параллельно и не зависеть от скорости обработки документов в бухгалтерском учёте, т. е. быть оперативным. Управленческая отчётность должна быть понятной пользователям, у которых нет специального финансового образования.
Управленческий учет необходим для нормального функционирования и развития предприятия. С его помощью руководители и менеджеры определяют основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Управленческий учет позволяет правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения, обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы.
Литература:
- Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: Финстатинформ, 2008. — 359 с.
- Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник.- М.: Юристъ, 2012. — 618с.
- Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 352 с.: ил.