В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её национальной безопасности. Глобальный экономический кризис, распространение международного терроризма, энергетические конфликты, угроза изменения климата и другие глобальные проблемы современности непосредственно затрагивают жизненно важные интересы России.
Всё чаще стали возникать ситуации, требующие участия государства в обеспечении безопасности личности, общества и его самого, что определяет необходимость комплексного укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации. Вооружённые конфликты в Южной Осетии, а также в Украине, свидетельствуют, что в настоящее время очаги региональной нестабильности и конфликтов располагаются в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации и напрямую затрагивают интересы её национальной безопасности. Расширяющийся спектр угроз безопасности и их глобальный, трансграничный характер предопределяет необходимость выработки и реализации, дополнительных мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в области гражданской обороны.
В сложившейся ситуации одной из важнейших задач МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гражданской обороны, является существенное реформирование гражданской обороны.
При этом основными факторами, определяющими новые подходы к развитию гражданской обороны, являются:
- изменение геополитической ситуации в современном мире;
- снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т.ч. ядерного оружия;
- совершенствование современных средств поражения;
- сложившиеся в России новые социально-экономические условия;
- создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства;
- совершенствование системы государственного управления нашей страной;
- возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;
- возрастание угрозы терроризма. [10]
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. [1]
(Военная доктрина Российской Федерации (от 25.12.2014 г.) определила, что под военным конфликтом понимают форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы)
Принципами организации и ведения гражданской обороны являются:
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.[1]
Яркими примерами поражения мирного населения, а также объектов экономики, не являющихся объектами поражения, стали военные конфликты на территории Югославии, Ирака, Сирии.
При ведении военных конфликтов на современном этапе объектами поражения в первую очередь выбираются критически важные объекты экономики [6], потенциально опасные объекты [6], пункты управления и объекты жизнеобеспечения населения. Для уничтожения данных объектов используются современные высокоточные средства поражения (крылатые ракеты, управляемые авиационные бомбы, лазерное оружие, кинетическое оружие, радиочастотное (СВЧ) оружие). Кроме этого в современных военных конфликтах возникают вторичные поражающие факторы применения современного оружия (техногенные пожары и взрывы, химическое заражение и радиоактивное загрязнение местности, катастрофическое затопление отдельных территорий).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве наиболее вероятного сценария ведения военных действий на территории Российской Федерации рассматривает применение вероятным противником по объектам тыла только обычных, специальных и высокоточных неядерных боеприпасов.
Основными принципами развития гражданской обороны нашей страны на современном этапе должны являться [10]:
- заблаговременность подготовки государства к ведению гражданской обороны в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения;
- необходимая (разумная) достаточность при организации и выполнении мероприятий по гражданской обороне;
- обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны к действиям, как в условиях военного времени, так и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени, их стратегическая мобильность;
- реформирование гражданской обороны в рамках общей стратегии развития военной организации государства, направленной на повышение обороноспособности страны, мобилизационной готовности, эффективности защиты населения и территорий;
- использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;
- финансирование гражданской обороны, как со стороны государства, так и со стороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики, продолжающих работать в военное время;
- рациональное расходование средств на основе критерия «затраты — эффективность»;
- повышение социальной значимости гражданской обороны, оказание помощи населению в кризисных ситуациях.
Ведение гражданской обороны осуществляется:
в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.[2]
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации - комплекс государственных документов, в которых на основе оценки как военной обстановки, так и обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях определяется порядок мобилизационного развёртывания средств управления и сил ГО, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших мероприятий ГО в масштабах страны или отдельных её регионах при различных вариантах складывающейся обстановки. Проект плана разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО (МЧС России) с участием федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов РФ. При разработке проект плана увязывается по срокам, намеченным мероприятиям, объёмам материалов и финансового обеспечения с планами мобилизационного развёртывания экономики и ВС РФ. Утверждается Президентом РФ.[11]
В основу плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации заложены базовые сценарии ведения войн и военных конфликтов, согласованные с Генеральным штабом Российской Федерации.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Этот порядок был утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».
Впервые в практике планирования оценка возможной обстановки была возложена на территориальные органы МЧС России. Грамотно выбрать объекты, разрушение которых окажет существенное влияние на условия жизнеобеспечения региона и устойчивость его функционирования, можно только зная реальную обстановку на конкретной территории.
Исходя из данного порядка планирования мероприятий гражданской обороны (изложен в приказе МЧС России от 16.02.2012 № 70 в редакции приказа МЧС России от 04.06.2013 № 362) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) [1].
Основным принципом построения гражданской обороны всегда должна стать защита конкретного человека в конкретном месте от конкретной угрозы.
Для реализации этого принципа в последние годы были внесены существенные изменения основных понятий в целый ряд нормативных правовых документов. В частности:
- Убежища создаются:
для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.
Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.
Укрытия создаются:
для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала».[4]
- Заглубленные помещения, подлежащие инвентаризации, подразделяются на следующие группы:
1 группа - подвалы и цокольные этажи зданий;
2 группа - гаражи, складские и другие помещения, расположенные в отдельно стоящих и подвальных этажах зданий и сооружениях, в том числе в торговых и развлекательных центрах;
3 группа - транспортные сооружения городской инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные (трамвайные) подземные тоннели, подземные переходы и т.п.);
4 группа - подвалы и цокольные этажи зданий и сооружений, включая частный жилой сектор, не отвечающие требованиям;
5 группа - естественные укрытия (пещеры, горные выработки, овраги и т.п.), простейшие укрытия (щели открытые и перекрытые, приспособленные погреба, подполья и т.п.).[9]
- Предусматривается планирование и организация многовариантных способов эвакуации населения в безопасные районы:
- определены возможности использования личного транспорта граждан при эвакуации;
- уточнены предъявляемые требования к безопасным районам.
- разработаны и внедряются новые подходов к организации и проведению эвакуационных мероприятий. Эвакуация не будет носить массовый характер.
Особое внимание будет уделено проблеме миграции населения при гуманитарных катастрофах и его жизнеобеспечения в местах временного пребывания.[3]
- Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою производственную деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне;
- подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.[7]
- Обеспечению средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) органов дыхания подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:
- защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
- возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно - и химически опасных объектов.[8]
Гражданская оборона должна развиваться (реформироваться) по следующим инновационным направлениям:[10]
- разработка и внедрение нового поколения информационных технологий и технических средств управления гражданской обороной, а также оповещения населения об опасностях;
- разработка и внедрение новых методов и способов инженерной защиты населения, в т.ч. с использованием защитных сооружений;
- оптимизация и дифференциация эвакуационных мероприятий;
- разработка высокопроизводительных методов и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, технологий пожаротушения;
- совершенствование методов и технологий мониторинга и прогнозирования различного рода опасностей;
- разработка малогабаритных и универсальных средств индивидуальной защиты;
- производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения; оптимизация группировки сил гражданской обороны;
- совершенствование способов и технологий повышения защищенности объектов экономики при воздействии поражающих факторов различной природы;
- разработка мер, направленных на повышение устойчивости функционирования систем управления и жизнеобеспечения населения;
- разработка информационно-коммуникационных технологий работы с населением в очагах поражения.
Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.[5]
Основными направлениями формирования нового облика сил гражданской обороны будут являться:
- наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил;
- техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, аэромобильными средствами спасения, современными приборами и оборудованием на основе использования нанотехнологий, микроэлектроники и других достижений научно-технического прогресса;
- разработка профессиональных стандартов и на их основе уточнение федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области гражданской обороны;
- оборудование высокотехнологичной учебной и полигонной базы для практического обучения личного состава органов управления и сил гражданской обороны.
Важнейшим условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации является дальнейшее развитие ресурсно-экономической основы гражданской обороны с использованием механизмов прогнозирования, программирования и программно-целевого планирования.
Основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года являются: [12]
- развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;
- совершенствование системы управления гражданской обороны;
- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- развитие сил гражданской обороны;
- сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;
- развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
В настоящее время в МЧС России проводится активная целенаправленная работа по формированию новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе. Указанные подходы, учитывающие современные военно-политические и социально-экономические условия, направлены, с одной стороны, на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших, избыточных требований в области гражданской обороны, а, с другой стороны, на повышение эффективности мероприятий гражданской обороны.
Литература:
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»;
- Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 N 1314-р «Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов»;
- Приказ МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;
- Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
- «Методические рекомендации по проведению комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства для укрытия населения» (утв. МЧС России 07.08.2014 № 2-4-87-18-35);
- Электронный ресурс: http://www.mchs.gov.ru/document/2522333;
- Электронный ресурс: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86163;
- Электронный ресурс: http://central.mchs.ru/news/item/539596