В современном мире кризисные явления касаются различных сфер жизни людей, что способствует развитию чувства незащищенности у детей и взрослых. Страх перед действительностью порождает стремление человека уйти от реальности. Возникающие напряжения, стрессы толкают людей на необдуманные поступки, нередко являются причинами аддиктивного (отклоняющегося) поведения.
К сожалению, в последнее время проявление различных аддикций все чаще наблюдается среди детей и подростков. Среди школьников усиливается нигилизм, вызывающее поведение по отношению к взрослым. В решении данной проблемы на первое место выходят предупредительные меры - профилактика, а не борьба с последствиями проявления аддиктивного поведения. Это обусловливается гуманным подходом к личности и экономической целесообразностью для общества: современный подход к решению проблемы предполагает приоритет профилактической работы.
Социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили проблему воспитания подростков. Это связано с ослаблением воспитательных позиций семьи в обществе. Убывает педагогический потенциал семьи, уменьшается ее вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную позицию в отношении детей. Происходит снижение качества семейного воспитания, нарушаются многоуровневые социальные функции семьи. Реалии таковы, что семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения ребенка [6].
В этой связи существенно возрастает роль школы, на которую помимо таких важнейших функций, как обучение, воспитание и развитие личности, возложены и функции адаптации обучаемых в социальной среде, выработки у них адекватного социального поведения [3, 5]. Роль образовательной среды школы в формировании системы ценностных ориентиров личности доказана современными научными исследованиями [9].
Вместе с тем, загруженность учебной деятельностью приводит к тому, что у детей не остается времени для игр, занятий по интересам, общения со сверстниками. Вместо того чтобы происходило разумное знакомство ребенка с реальностью, происходит его отрыв от реальности. Дети, таким образом, оказываются отвлеченными от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания. Так постепенно формируется неумение жить «здесь и сейчас» [10].
Большой объем учебного материала, который необходимо освоить учащимся, подготовка к экзаменам, необходимость решения других значимых учебно-воспитательных задач приводят к тому, что для проведения целенаправленной профилактики отклоняющегося поведения в школах, как правило, выделяется ограниченное количество часов, что, безусловно, не соответствует важности проблемы. Поэтому профилактика аддикций в значительной степени осуществляется во внеклассной работе. Важно отметить, что внеклассная деятельность предполагает использование разнообразных форм и методов работы со школьниками. Это относится и к работе по профилактике отклоняющегося поведения учащихся [1, 4].
В качестве примера организации работы по профилактике аддиктивного поведения школьников рассмотрим деятельность в этом направлении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21 (СОШ №21) Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Основные мероприятия, которые проводятся в СОШ №21 в целях профилактики аддиктивного поведения учащихся, можно отнести к следующим направлениям (блокам):
1) «Здоровый образ жизни» (конкурс здоровья, реализация программы «Школа – территория здорового образа жизни»);
2) спортивный блок (сдача норм ГТО, соревнования по плаванию в школьном бассейне, конкурс стрелкового многоборья, шахматный турнир, конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья!» и др.);
3) «Безопасность личности в окружающей среде» (Всероссийская олимпиада на знание правил дорожного движения «Дорога без опасности», Всероссийский творческий конкурс «Безопасность на дороге - мой стиль жизни», городские спортивные соревнования «Пожарный дозор» и др.);
4) блок правовых и информационных знаний («Месяц правовых знаний», единый информационный день безопасности в интернете и др.).
Внеклассные мероприятия в этом учреждении проводятся в различных организационных формах (соревнования, конкурсы, олимпиады, лекции и др.) и, чаще всего, предполагают разновозрастный состав участников. Нередко к проведению таких мероприятий привлекаются родители учащихся.
Следует отметить, что профилактика отклоняющегося поведения учащихся в школах сосредоточивается, в основном, на проблемах употребления психотропных веществ (в т.ч. алкоголя, табакокурения). Между тем, в современных условиях проблема компьютерной аддикции стремительно выходит на первый план. Важно понимать, что компьютерная зависимость включает в себя не только игровую зависимость, но и зависимость от безграничных возможностей виртуального мира. Это тема является очень актуальной и серьезной на сегодняшний день, потому что миллионы людей по всему миру проводят часами в интернете за общением в чатах, электронной почте, различных социальных сетях. В этой связи актуальным становится понятие «интернет-аддикция».
К симптомам формирования компьютерной зависимости можно отнести следующие признаки: нежелание отвлечься от работы или игры на компьютере; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере; расходование значимых сумм денег на обеспечение программного обеспечения и устройств компьютера; забывание о домашних делах и учебе; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном, в пользу проведения большего количества времени за компьютером; готовность удовлетворяться нерегулярной и случайной пищей, не отрываясь от компьютера; ощущение эмоционального подъема при работе на компьютере; обсуждение компьютерной тематики со сверстниками [2].
Вопросам профилактики компьютерной зависимости в СОШ №21 уделяется существенное внимание, в т.ч. и во внеклассной работе. Так, для выявления интернет-зависимости среди учеников 7-ых и 8-ых классов было проведено анкетирование; общее количество респондентов – 48 человек (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования учащихся 7-8-ых классов на предмет выявления интернет-зависимости
Вопрос |
Ответы |
Количество ответов в % от общего числа респондентов |
1. Сколько времени ты ежедневно проводишь за компьютером? |
1-2 часа |
10% |
2-3 часа |
62% |
|
4-5 часов |
27% |
|
2. Сколько времени ты проводишь в социальных сетях? |
1-2 часа |
66,6% |
более 3 часов |
33,4% |
|
3. Ты каждый день посещаешь социальные сети? |
да, каждый день |
90% |
нет, не каждый день |
10% |
|
4. Как давно ты зарегистрирован в социальных сетях? |
2-3 года |
22% |
более 3 лет |
78% |
|
5. Используешь ли ты социальную сеть для знакомства с новыми людьми? |
да, наверное |
100% |
нет |
0% |
Количественная обработка данных, полученных при анкетировании, позволила ориентировочно определить наличие интернет-зависимости у школьников и оценить ее степень по 10-балльной шкале (Рисунок 1).
Рисунок 1Интернет-зависимость учащихся 7-8х классов (самооценка)
Результаты анкетирования показали, что 52% респондентов имеют интернет-зависимость, оцениваемую в 7 баллов по 10-балльной шкале, а 4% - в 8 баллов (т.е. характеризуемую, как сильную). В этой связи преподавателем-организатором ОБЖ школы №21 (автором работы) было спланировано проведение ряда мероприятий, цель которых – профилактика компьютерной зависимости школьников.
Одно из таких мероприятий - командная игра, проведенная среди учащихся 7-го класса. Игра проводилась в компьютерном классе; для ее проведения учащиеся были разделены на 4 команды. В начале игры каждая команда создавала свою «визитную карточку» (логин - название команды, пароль – ключевое слово). Следующим заданием для команд было создание «безопасного компьютера». Учащиеся сами выбирали безопасные и нужные для них сайты, что ограничивало большое количество ненужной сетевой информации. В ходе игры ученикам предлагались меры для борьбы с современными компьютерными угрозами: для различных социальных сетей - установка таймера на пребывание в сети; для сайтов с непроверенной информацией - блокировка самих ресурсов и рекламы. В конце мероприятия был показан видеофильм по проблеме интернет-аддикции. Результаты опроса, проведенного по окончании игры, показали целесообразность проведения такого мероприятия: учащиеся не только получили новые знания по проблеме интернет-зависимости, но и задумались о том, как ее преодолеть.
Необходимо отметить, что профилактика интернет-зависимости предполагает не только ограничение пользования социальными сетями, но и обучение школьников рационально организовывать работу в сети с целью получения необходимой информации. В переориентации интернет-знаний в помощь образовательному процессу заключается специфика профилактики интернет-зависимости. Как показывает педагогическая практика (в том числе и опыт работы автора), хорошие результаты дает ознакомление учащихся с такими современными методами работы с информацией, как использование QR-Code.
В заключение следует еще раз отметить, что проблема аддиктивного поведения детей и подростков является чрезвычайно актуальной и социально значимой в современном мире. Наметившаяся тенденция к омоложению контингента аддиктов и возникновение новых видов отклоняющегося поведения доказывает необходимость поиска новых путей профилактики в условиях общеобразовательной школы, использования различных ресурсов учреждения, в том числе и возможностей внеклассной формы работы с учащимися.
Литература:
1. Алексеев, С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: методическое пособие [Текст] /С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 120с.
2. Войскунский, А.Е. Психология и интернет [Текст] /А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2010. − 439с.
3. Киселева, Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников [Текст] /Э.М. Киселева //Здоровьесберегающее образование, 2013. - №1(29). - С.102-104.
4. Костецкая, Г.А. Проектирование как технология обучения школьников основам здорового образа жизни [Текст] /Г.А. Костецкая //Здоровьесберегающее образование, 2014. - №2 (38) /2014. – С.111-114.
5. Костецкая, Г.А. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности [Текст] /Г.А. Костецкая //Профилактическая и клиническая медицина. - 2011. - №3 (40). – С.467.
6. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя; 7-9 [Текст] /А.Г. Макеева. - М., 2005.
7. Симатова, О.Б. Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы [Текст] / О.Б.Симатова. – Чита: ЗабГГПУ, 2010. – 210 с.
8. Спицына, Т.А. Методические аспекты валеологического образования [Текст] /Т.А. Спицына, Е.В. Иванова //Молодой ученый, 2015. - №16. - С.423-426.
9. Vasilev, S. Ecological Education as an Important Factor in Solving Ethnic, Social and Economic Problems faced by Modern Society [Электр.] /T. Vasileva, G. Kostetskaya //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 10, Part 4 /2012. – Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2012. – P.196-208. - Режимдоступа: http://www.scientific-publications.net/download/educational-alternatives-2012-4.pdf .
10. URL: www.narcom.ru/publ/info/144 - русский народный сервис против наркотиков