Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе со школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 2119 раз

Библиографическое описание:

Альхов, Н. К. Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе со школьниками / Н. К. Альхов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27045/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современном мире кризисные явления касаются различных сфер жизни людей, что способствует развитию чувства незащищенности у детей и взрослых. Страх перед действительностью порождает стремление человека уйти от реальности. Возникающие напряжения, стрессы толкают людей на необдуманные поступки, нередко являются причинами аддиктивного (отклоняющегося) поведения.

К сожалению, в последнее время проявление различных аддикций все чаще наблюдается среди детей и подростков. Среди школьников усиливается нигилизм, вызывающее поведение по отношению к взрослым. В решении данной проблемы на первое место выходят предупредительные меры - профилактика, а не борьба с последствиями проявления аддиктивного поведения. Это обусловливается гуманным подходом к личности и экономической целесообразностью для общества: современный подход к решению проблемы предполагает приоритет профилактической работы.

Социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили проблему воспитания подростков. Это связано с ослаблением воспитательных позиций семьи в обществе. Убывает педагогический потенциал семьи, уменьшается ее вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную позицию в отношении детей. Происходит снижение качества семейного воспитания, нарушаются многоуровневые социальные функции семьи. Реалии таковы, что семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения ребенка [6].

В этой связи существенно возрастает роль школы, на которую помимо таких важнейших функций, как обучение, воспитание и развитие личности, возложены и функции адаптации обучаемых в социальной среде, выработки у них адекватного социального поведения [3, 5]. Роль образовательной среды школы в формировании системы ценностных ориентиров личности доказана современными научными исследованиями [9].

Вместе с тем, загруженность учебной деятельностью приводит к тому, что у детей не остается времени для игр, занятий по интересам, общения со сверстниками. Вместо того чтобы происходило разумное знакомство ребенка с реальностью, происходит его отрыв от реальности. Дети, таким образом, оказываются отвлеченными от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания. Так постепенно формируется неумение жить «здесь и сейчас» [10].

Большой объем учебного материала, который необходимо освоить учащимся, подготовка к экзаменам, необходимость решения других значимых учебно-воспитательных задач приводят к тому, что для проведения целенаправленной профилактики отклоняющегося поведения в школах, как правило, выделяется ограниченное количество часов, что, безусловно, не соответствует важности проблемы. Поэтому профилактика аддикций в значительной степени осуществляется во внеклассной работе. Важно отметить, что внеклассная деятельность предполагает использование разнообразных форм и методов работы со школьниками. Это относится и к работе по профилактике отклоняющегося поведения учащихся [1, 4].

В качестве примера организации работы по профилактике аддиктивного поведения школьников рассмотрим деятельность в этом направлении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21 (СОШ №21) Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Основные мероприятия, которые проводятся в СОШ №21 в целях профилактики аддиктивного поведения учащихся, можно отнести к следующим направлениям (блокам):

1) «Здоровый образ жизни» (конкурс здоровья, реализация программы «Школа – территория здорового образа жизни»);

2) спортивный блок (сдача норм ГТО, соревнования по плаванию в школьном бассейне, конкурс стрелкового многоборья, шахматный турнир, конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья!» и др.);

3) «Безопасность личности в окружающей среде» (Всероссийская олимпиада на знание правил дорожного движения «Дорога без опасности», Всероссийский творческий конкурс «Безопасность на дороге - мой стиль жизни», городские спортивные соревнования «Пожарный дозор» и др.);

4) блок правовых и информационных знаний («Месяц правовых знаний», единый информационный день безопасности в интернете и др.).

Внеклассные мероприятия в этом учреждении проводятся в различных организационных формах (соревнования, конкурсы, олимпиады, лекции и др.) и, чаще всего, предполагают разновозрастный состав участников. Нередко к проведению таких мероприятий привлекаются родители учащихся.

Следует отметить, что профилактика отклоняющегося поведения учащихся в школах сосредоточивается, в основном, на проблемах употребления психотропных веществ (в т.ч. алкоголя, табакокурения). Между тем, в современных условиях проблема компьютерной аддикции стремительно выходит на первый план. Важно понимать, что компьютерная зависимость включает в себя не только игровую зависимость, но и зависимость от безграничных возможностей виртуального мира. Это тема является очень актуальной и серьезной на сегодняшний день, потому что миллионы людей по всему миру проводят часами в интернете за общением в чатах, электронной почте, различных социальных сетях. В этой связи актуальным становится понятие «интернет-аддикция».

К симптомам формирования компьютерной зависимости можно отнести следующие признаки: нежелание отвлечься от работы или игры на компьютере; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере; расходование значимых сумм денег на обеспечение программного обеспечения и устройств компьютера; забывание о домашних делах и учебе; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном, в пользу проведения большего количества времени за компьютером; готовность удовлетворяться нерегулярной и случайной пищей, не отрываясь от компьютера; ощущение эмоционального подъема при работе на компьютере; обсуждение компьютерной тематики со сверстниками [2].

Вопросам профилактики компьютерной зависимости в СОШ №21 уделяется существенное внимание, в т.ч. и во внеклассной работе. Так, для выявления интернет-зависимости среди учеников 7-ых и 8-ых классов было проведено анкетирование; общее количество респондентов – 48 человек (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования учащихся 7-8-ых классов на предмет выявления интернет-зависимости

Вопрос

Ответы

Количество ответов в % от общего числа респондентов

1. Сколько времени ты ежедневно проводишь за компьютером?

1-2 часа

10%

2-3 часа

62%

4-5 часов

27%

2. Сколько времени ты проводишь в социальных сетях?

1-2 часа

66,6%

более 3 часов

33,4%

3. Ты каждый день посещаешь социальные сети?

да, каждый день

90%

нет, не каждый день

10%

4. Как давно ты зарегистрирован в социальных сетях?

2-3 года

22%

более 3 лет

78%

5. Используешь ли ты социальную сеть для знакомства с новыми людьми?

да, наверное

100%

нет

0%

Количественная обработка данных, полученных при анкетировании, позволила ориентировочно определить наличие интернет-зависимости у школьников и оценить ее степень по 10-балльной шкале (Рисунок 1).

Рисунок 1Интернет-зависимость учащихся 7-8х классов (самооценка)

Результаты анкетирования показали, что 52% респондентов имеют интернет-зависимость, оцениваемую в 7 баллов по 10-балльной шкале, а 4% - в 8 баллов (т.е. характеризуемую, как сильную). В этой связи преподавателем-организатором ОБЖ школы №21 (автором работы) было спланировано проведение ряда мероприятий, цель которых – профилактика компьютерной зависимости школьников.

Одно из таких мероприятий - командная игра, проведенная среди учащихся 7-го класса. Игра проводилась в компьютерном классе; для ее проведения учащиеся были разделены на 4 команды. В начале игры каждая команда создавала свою «визитную карточку» (логин - название команды, пароль – ключевое слово). Следующим заданием для команд было создание «безопасного компьютера». Учащиеся сами выбирали безопасные и нужные для них сайты, что ограничивало большое количество ненужной сетевой информации. В ходе игры ученикам предлагались меры для борьбы с современными компьютерными угрозами: для различных социальных сетей - установка таймера на пребывание в сети; для сайтов с непроверенной информацией - блокировка самих ресурсов и рекламы. В конце мероприятия был показан видеофильм по проблеме интернет-аддикции. Результаты опроса, проведенного по окончании игры, показали целесообразность проведения такого мероприятия: учащиеся не только получили новые знания по проблеме интернет-зависимости, но и задумались о том, как ее преодолеть.

Необходимо отметить, что профилактика интернет-зависимости предполагает не только ограничение пользования социальными сетями, но и обучение школьников рационально организовывать работу в сети с целью получения необходимой информации. В переориентации интернет-знаний в помощь образовательному процессу заключается специфика профилактики интернет-зависимости. Как показывает педагогическая практика (в том числе и опыт работы автора), хорошие результаты дает ознакомление учащихся с такими современными методами работы с информацией, как использование QR-Code.

В заключение следует еще раз отметить, что проблема аддиктивного поведения детей и подростков является чрезвычайно актуальной и социально значимой в современном мире. Наметившаяся тенденция к омоложению контингента аддиктов и возникновение новых видов отклоняющегося поведения доказывает необходимость поиска новых путей профилактики в условиях общеобразовательной школы, использования различных ресурсов учреждения, в том числе и возможностей внеклассной формы работы с учащимися.

Литература:

1. Алексеев, С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: методическое пособие [Текст] /С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 120с.

2. Войскунский, А.Е. Психология и интернет [Текст] /А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2010. − 439с.

3. Киселева, Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников [Текст] /Э.М. Киселева //Здоровьесберегающее образование, 2013. - №1(29). - С.102-104.

4. Костецкая, Г.А. Проектирование как технология обучения школьников основам здорового образа жизни [Текст] /Г.А. Костецкая //Здоровьесберегающее образование, 2014. - №2 (38) /2014. – С.111-114.

5. Костецкая, Г.А. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности [Текст] /Г.А. Костецкая //Профилактическая и клиническая медицина. - 2011. - №3 (40). – С.467.

6. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя; 7-9 [Текст] /А.Г. Макеева. - М., 2005.

7. Симатова, О.Б. Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы [Текст] / О.Б.Симатова. – Чита: ЗабГГПУ, 2010. – 210 с.

8. Спицына, Т.А. Методические аспекты валеологического образования [Текст] /Т.А. Спицына, Е.В. Иванова //Молодой ученый, 2015. - №16. - С.423-426.

9. Vasilev, S. Ecological Education as an Important Factor in Solving Ethnic, Social and Economic Problems faced by Modern Society [Электр.] /T. Vasileva, G. Kostetskaya //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 10, Part 4 /2012. – Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2012. – P.196-208. - Режимдоступа: http://www.scientific-publications.net/download/educational-alternatives-2012-4.pdf .

10. URL: www.narcom.ru/publ/info/144 - русский народный сервис против наркотиков

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, день, компьютерная зависимость, мероприятие, общеобразовательная школа, отклоняющееся поведение, отклоняющееся поведение учащихся, профилактика, ребенок, сеть, современный мир, том, учащийся, час.


Похожие статьи

Профилактика социальной дезадаптации старших школьников

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Характеристика профилактических мер аддиктивного поведения младших школьников при работе с родителями

Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата в дошкольном учреждении

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Похожие статьи

Профилактика социальной дезадаптации старших школьников

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Характеристика профилактических мер аддиктивного поведения младших школьников при работе с родителями

Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата в дошкольном учреждении

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Задать вопрос