В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Ключевые слова: активизация деятельности учащихся, методы обучения, организационные формы, дидактические задачи, повышение интереса
В контексте системных изменений происходящих в Российской Федерации, выдвигаются новые требования к результатам образовательной деятельности учебных заведений.
Выпускник современной школы должен быть ориентирован на продуктивную деятельность в обществе, а его основными характеристиками становятся компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В связи с этим, процесс образования становиться все более личностно-ориентированным, способствующим творческому развитию и самоопределению учащихся. При этом особая роль отводится сохранению физического и психического здоровья.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020г.»: «миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала и как следствие социально-экономическое развитие России [1]», при этом качественно изменяется характер отношений между преподавателем и учащимся.
При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» задача педагога состоит не только в том, чтобы сообщить учащимся определенную сумму знаний и сформировать необходимые умения. Основной целью в современных условиях образования становиться пробуждение у учеников мотивации, интереса к предмету, осознанию важности на протяжении всей жизни соблюдения основных правил обеспечения как собственной безопасности, так и безопасности окружающих. [2,3,4,10]
Все вышесказанное обуславливает, необходимо применять такие методы обучения, которые стимулируют самостоятельную работу и вызывают стремление в получении новых сведений по правилам безопасной жизнедеятельности для применения их в повседневной практике.
Следует отметить, что основой пробуждения интереса к предмету является любопытство и любознательность учащихся. Эти качества, присущие активной личности делают процесс познания увлекательным и продуктивным. Разбудить и поддержать устойчивый интерес к предмету можно посредством использования активных методов обучения.
Как традиционные, так и активные методы обучения подразделяют на две большие группы: индивидуальные методы и групповые. Индивидуальные используют для работы с конкретным учеником, учитывая его личные интересы и качества. Групповые применяют как во время работы со всем классом, так и при делении класса на несколько групп [6 стр.15, 10 стр. 902].
В дидактической литературе существуют несколько подходов к классификации активных методов обучения. Выбирая в качестве основных различные свойства, авторы выделяют разное количество групп, содержание которых компонуется также не одинаково [5; 7; 8;9].
Обобщая существующие классификации активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, способствующих повышению интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» представим их в таблице 1.
Таблица 1.
Активные методы обучения, способствующие повышению интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Группа активных методов |
Организационные формы |
Дидактические задачи |
ГРУППОВЫЕ |
||
Дискуссионные |
Свободные дискуссии; Направленные дискуссии; Обсуждение; «мозговой штурм»; Разбор казусов из практики совещание и т.п. |
Развитие коммуникативных компетенций; Формирование умений отстаивать свою точку зрения, формулировать и задавать вопросы. Способствуют развитию динамичности мыслительных процессов и т.д |
Игровые |
Ситуационные игры; Сюжетно- Ролевые игры; Психодрамма; Дидактические игры и др. |
Формирование необходимых умений и навыков. Освоение нового опыта путем «примеривания» новых позиций и т.д. |
Группа активных методов |
Организационные формы |
Дидактические задачи |
Тренинговые |
Социально-ролевые тренинги; Коммуникативные тренинги; Тренинги дичностного-роста; Тренинг умений и др.; |
Формирование конструктивного отношения, к прошлому, настоящему и будущему. Корректировка мнений, позиций и планов. Отработка умений и навыков, воспитание физической выносливости и т.д. |
Рейтинговые |
Рейтинг эффективности; Рейтинг популярности и тр. |
Повышение мотивации и эффективности деятельности за счет обострения конкуренных отношений и т.д. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ |
||
Упражнения |
Выполнение практических задач; Тренировка и др. |
Формирование практического опыта, навыка самостоятельной работы в индиидуальном режиме и т.д. |
Отдавая предпочтение тому, или иному методу активизации познавательного процесса следует учитывать структурный элемент урока, в котором планируется использование выбранной формы. Активизацию деятельности учащихся, с целью повышения интереса к предмету педагог может использовать для:
- изучения нового материала;
- закрепления пройденного;
- проверки знаний, умений, навыков;
- обобщения изученного;
- релаксационной паузы.
Для этого необходимо выбирать такие формы работы, в которых каждый ученик может проявить себя с положительной стороны.
В заключение следует еще раз отметить, что для повышения интереса к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо подбирать формы и методы, приемы организации и проведения занятий исходя из личностных и возрастных особенностей учащихся. Ученики будут активны и самостоятельны, только в случае если будут считать уроки полезными и интересными. В свою очередь это будет способствовать умению обеспечивать собственную безопасность в повседневной жизни, а в случае необходимости правильно вести себя в экстремальной ситуации. Кроме того, учебный процесс следует выстраивать с доминированием «ситуаций успеха».
Литература:
1. Государственная программа российской федерации «развитие образования» на 2013-2020 годы http://минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/госпрограмма_развитие_образования_(проект).pdf
2. Есипова, А.А. Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников [Текст] /А.А.Есипова //Молодой ученый, 2014. - №5-1 (64). - С.21-22.
3. Есипова, А.А. Междисциплинарные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин [Текст] /А.А.Есипова //Молодой ученый, 2014. - №18-1. - С.38-40.
4. Есипова, А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего [Текст] /А.А.Есипова //Безопасность жизнедеятельности. 2012. - №4. - С.32-34.
5. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. [Текст] /П.П.Панфилова // СПб.: СПбИВЭСЭП - Знание, 2003
6. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] /А.В.Петровский // М.,1996, с.160.
7. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: [Текст] /В.Я.Платов // Учебник. – М.: Профиздат, 1991.
8. Смолкин, А. М. Методы активного обучения: [Текст] /А.М.Смолкин //Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
9. Хуторской, А. В. Современная дидактика. [Текст] /А.В.Хуторской // – М.: Высш. шк., 2007.
10. Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7-8 классов по ОБЖ Ребко Э.М., Сатывалдиева Б. Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 900-905.