Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности
Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпрофильного обучения школьников.
Ключевые слова: профильное обучение школьников, предпрофильная подготовка в области безопасности жизнедеятельности, элективные курсы по безопасности жизнедеятельности, учебно-исследовательская деятельность школьников.
Одно из направлений модернизации отечественного общего образования - введение профильного обучения. Профилизация обучения определяется необходимостью развития интересов учащихся в конкретной области знаний, их углубленного изучения, профессиональной направленности, что обусловливается социальным заказом общества.
К числу востребованных направлений профильного обучения относится подготовка в области безопасности жизнедеятельности (оборонно-спортивный профиль). В этой связи методическая подготовка к работе в профильной школе является важной и неотъемлемой составляющей профессионального образования будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности[1, 5, 8].
Профильное обучение предполагает предпрофильную подготовку учащихся на завершающем этапе основной общеобразовательной школы, основная задача которой – подготовить школьников к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения. Предпрофильная подготовка позволяет расширить область образовательных услуг для выпускников основной школы: увеличить долю самостоятельной работы с источником информации; увеличить количество видов учебной деятельности (подготовка и защита проектов, выпуск газет, участие в конкурсах, экскурсии, проектная и исследовательская деятельность); создать условия для самопознания (психологические тесты и тренинги), для социализации личности [4].
В системе школьной предпрофильной подготовки ключевое значение имеют элективные курсы (или курсы по выбору учащихся). Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. Элективные курсы должны выполнять следующие функции: дополнять содержание профильного общеобразовательного учебного предмета; расширять содержание базовых общеобразовательных учебных предметов; удовлетворять познавательные интересы учащихся вне рамок выбранного профиля [4]. Примеры таких элективных курсов в предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности: «Медицинские профессии в современном мире», «Курс юного спасателя», «Армия Государства Российского и защита Отечества», «Информационная безопасность в современном мире».
Так, элективный курс «Медицинские профессии в современном мире» предусматривает знакомство учащихся с различными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты таких профессий (социальные, экономические, психологические, нравственные и др.). Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять особенности труда медиков, расширить их представления о возможностях профессиональной реализации в сфере медицины [9].
Программа элективного курса «Курс юного спасателя» для учащихся 9х классов разработана с учетом того, что главные ценности - жизнь и здоровье человека - сегодня в сознании каждого из нас постепенно становятся таковыми реально. Предметы и курсы в области управления рисками и безопасности поведения – в числе наиболее популярных среди молодежи [9].
Целями элективного курса «Армия Государства Российского и защита Отечества» являются: ознакомление школьников с историей и современностью армии России, ее традициями; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, готовности служить в Вооружённых силах Российской Федерации. Содержание этого курса предполагает ознакомление с воинскими профессиями (в т.ч. и женскими), со спецификой труда военнослужащего, направлено на формирование и расширение знаний учащихся о военной службе как обязанности и праве, о военных профессиях [9].
Элективный курс «Информационная безопасность в современном мире», как показывает практика, является востребованным у школьников. Это обусловлено растущей актуальностью вопросов обеспечения информационной безопасности и информационной защиты. Освоение курса не только содействует расширению знаний и умений школьников в этой области науки о безопасности, но и способствует увеличению познавательного интереса к изучению безопасности жизнедеятельности.
Актуальными и востребованными в практике предпрофильной подготовки по безопасности жизнедеятельности являются элективные курсы по экологической безопасности. Примеры таких курсов: «Какую воду мы пьем?», «Каким воздухом мы дышим?», «Безопасность продуктов питания». Реализация элективных курсов по экологической безопасности не только содействует решению задач предпрофильной подготовки, но и позволяет существенно расширить знания учащихся, необходимые в повседневной жизни [5, 8].
Важно отметить, что содержание школьного курса ОБЖ располагает объективными возможностями для формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек безопасного, здоровьесберегающего поведения и соответствующих ценностных ориентаций. Этому способствует, например, выполнение учащимися практических работ на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.
Курс ОБЖ предполагает разнообразное использование краеведческого материала в процессе обучения, особенно при организации внеурочной и внеклассной работы с учащимися: изучение радиационного фона на территории микрорайона и в помещениях школы, изучение состояния воздуха и водоемов экспресс-методами, мониторинг состояния природных объектов в местах проживания и т.д. [8].
В процессе предпрофильной подготовки по безопасности жизнедеятельности предполагается организация различной учебной деятельности учащихся, в том числе проектной и учебно-исследовательской.Образовательная значимость таких видов деятельности нашла отражение в содержании нового учебно-методического комплекса по ОБЖ для старшей школы, разработанного под руководством С.В. Алексеева [2].
Необходимо отметить, что на этапе предпрофильного обучения значение учебно-исследовательской деятельности школьников особенно возрастает, что объясняется ее особенностями. Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главная цель - развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке. Цель учебно-исследовательской деятельности - активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика [7].
Учебно-исследовательская деятельность в области безопасности жизнедеятельности по своему содержанию является межпредметной. Межпредметное исследование – это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных курсов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное учебное исследование реализуется под руководством педагогов нескольких дисциплин. Такую работу могут совместно организовать, например, учителя ОБЖ, биологии и химии [6, 7].
Как показывает изучение опыта работы ряда школ Санкт-Петербурга, в условиях города-мегаполиса целесообразно проведение ученических исследований в области экологической безопасности. Такие исследования, чаще всего, направлены на изучение экологических проблем района проживания, изучение состояния окружающей среды своего микрорайона, дома, школы. Большой интерес у школьников вызывает исследование качества питьевой воды, продуктов питания, загрязненности воздуха и т. п.
Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть организована как индивидуально, так и в малых группах. При этом в педагогической практике отдается предпочтение групповым формам организации исследовательской работы учащихся. Результаты такой работы могут быть представлены на ученических конференциях, выступлениях на родительских собраниях, в местных СМИ, издании информационных бюллетеней и т.д. Исключительно значимым для школьников является ознакомление с результатами их исследований администрации района проживания, руководителей заинтересованных предприятий. Такое ознакомление приводит к обсуждению с ответственными лицами реальных проблем и к разработке конкретных рекомендаций по улучшению состояния территории проживания [6].
Так, например, в школе № 285 Красносельского района Санкт-Петербурга в течение нескольких лет проводятся мониторинговые экологические исследования побережья Финского залива в районе Южно-Приморского парка; необходимые анализы проводятся на базе школьной лаборатории. Такая работа организована совместно учителями биологии, химии и ОБЖ. В ходе исследования учащимися выявлены не только характер загрязнения воды и территории, но и его источники. На основе проделанной работы школьники внесли в адрес районной администрации конкретные предложения по улучшению экологической ситуации на этой территории.
Учебно-исследовательская деятельность школьников может осуществляться в рамках проектов, то есть выступать как составная часть проектной деятельности в школе. Часто такая деятельность организуется совместно с учреждениями дополнительного образования – домами творчества, экологическими центрами и т.д. [7].
Реализация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников в процессе предпрофильной подготовки по безопасности жизнедеятельности, несомненно, способствует росту познавательных интересов учащихся, формированию у них исследовательских умений и универсальных учебных действий, повышению учебной мотивации. Такие методы обучения содействуют повышению привлекательности безопасности жизнедеятельности как области знаний, осознанному выбору школьниками профиля их дальнейшего обучения.
Литература:
1. Абрамова, В.Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения [Текст] /В.Ю. Абрамова //Молодой ученый, 2014. - №2(61). – С.709-711.
2. Алексеев, С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] /С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая, С.Н. Ладнов. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 416с.: ил.
3. Васильева, Т.В. Подготовка специалистов в области экологического образования в условиях многоуровневого обучения [Текст] /Т.В. Васильева, Г.А. Костецкая //Вестник Международной Академии наук. Материалы Международной конференции «Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий». Специальный выпуск.- М., 2012.- С.109-111.
4. Гладкая, И.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка /И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
5. Костецкая, Г.А. Учебно-производственная практика в профессиональной подготовке специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности [Текст] /Г.А. Костецкая //Научное мнение: научный журнал /СПб университетский консорциум. – СПб., 2012. - №4. – С.71-75.
6. Попова, Р.И. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ [Текст] /Р.И. Попова //Мир науки, культуры, образования, 2010. - №5. – С.73-76.
7. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей /М.В. Степанова; под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.
8. Vasileva, T.V. Education in the field of ecology and safety of vital activity: aspects of development [Электр.] /T.V. Vasileva, G.A. Kostetckaia //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 11, Part 3 /2013. – Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2013. – P.76-92. - Режим доступа:http://www.scientific-publications.net/open-access-journals/educational-alternatives
9. URL: www.nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/03/07/programma-elektivnogo-kursa