В статье поднимаются вопросы использования разнообразных форм, видов и методов проведения внеклассной работы по ОБЖ. В статье также выявлены особенности внеклассной работы по ОБЖ.
Ключевые слова: внеклассная работа, формы, виды, методы внеклассной работы по ОБЖ.
Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [12, с. 253].
Большинство авторов считают, что внеклассная работа – это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса для расширения и углубления знаний, умений и навыков развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга [2].
По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа по ОБЖ имеет ряд особенностей [2, 5, 9]:
1. По своему содержанию она строго не регламентирована государственной программой. Однако на внеклассных занятиях материал предлагается познавать в соответствии со знаниями и умениями учащихся в предметной области БЖ. Это означает, что при подборе заданий и материала для внеклассных занятий непосредственная связь с уровнем подготовки учащихся желательна, но не обязательна. Надо исходить только от общего уровня развития учащихся.
2. Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут (90 минут, если уроки спаренные), то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 5-10 минут (занимательные переменки), и на 1,5-2 часа.
3. Если классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, с учетом микрорайона жительства, то для внеклассной работы учащиеся данной школы могут объединятся в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться.
4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, викторины, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения и многое другое.
5. Особенностью внеклассной работы по ОБЖ является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них, учитывая жизненный опыт каждого обучающегося.
6. Другой особенностью внеклассной работы по ОБЖ является оснащенность кабинета ОБЖ соответствующим техническим оборудованием: наличие достаточного количество средств наглядности, как правило кабинеты снабжены соответствующим мультимедийным оборудованием, отвечающим современному уровню развития вычислительной техники; наличие периферийных устройств (принтеров, сканеров, техническую поддержку систем мультимедиа); наличие локальной и глобальной сети; наличие научной и научно-популярной периодической и обычной литературы.
7. Немаловажным фактором внеклассной работы по ОБЖ является перспектива развития военно-патриотического воспитания и здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, которые бесспорно необходимы как и в обычной, повседневной деятельности уже сегодня, так и в профессиональной деятельности в будущем.
Основные задачи внеклассной работы по ОБЖ:
♦углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на уроках ОБЖ; учащихся;
♦содействие развитию способностей и личностных качеств учащихся.
На рисунке 1 отображены виды внеклассных занятий по ОБЖ [9].
Рис. 1. Виды внеклассных занятий
Формы внеклассной работы по ОБЖ представлены на рисунке 1:
1.Кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный радист», «Юный стрелок», «Юный моряк», «Юный пожарный», «Юный инспектор дорожного движения» и др.),
2. Секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, радиоспорт, самбо и др.).
3.Тематические викторины, КВН.
4. Смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Конкурс строевой песни» и др.).
5. Спортивные мероприятия прикладной направленности:
♦ по медико-санитарной подготовке:
♦ по прикладной физической подготовке;
♦ по военно-прикладным видам спорта;
♦ военизированные эстафеты;
♦ военно-спортивный марш-бросок «Вперед, юнармейцы!»;
♦ военно-спортивные игры «Орленок», «Зарница» и др.;
♦ военно-спортивные праздники «Сыны Отечества», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Школа безопасности» и др.
- Тематические экскурсии.
- Встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ. Героями России, работниками военкоматов, органов ГО и ЧС, ФСБ, МВД, ГИБДД, медицины.
- Туристские походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказание первой помощи» и др.
- Школьные олимпиады по ОБЖ.
Новым учебными планами средней школы предусмотрены факультативные занятия по разным предметам, в том числе по ОБЖ. Так же как и внеурочные занятия, они не обязательны для всех учащихся. От внеурочных факультативные занятия отличаются тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам. По форме они близки к обычному уроку. Содержание этих занятий не может полностью отвечать различным запросам отдельных учащихся.
Важной задачей внеклассных занятий по ОБЖ является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы [5, 9, 10].
Наконец, существенный воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий, в ходе которого у учащихся вырабатывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, к природе, к Родине, уважение к труду.
Внеклассная работа по ОБЖ опирается на помощь со стороны руководства и общественных организаций школы. Следует учитывать и большие возможности в организации внеклассной работы в школе, возникающие в связи с различными мероприятиями, выходящими за рамки школьной работы, как таковой: участие в олимпиадах по ОБЖ, конкурсах, выставках творчества (по ПДД, ППБ, ЗОЖ и т.п.), разного рода межшкольных программах (на уровне города, района, региона и др.), таких как, например, «Класс свободный от курения», «Мы выбираем жизнь!, «Безопасное колесо», «Зарница» и др., смотрах кабинетов ОБЖ.
Внеклассную работу по ОБЖ необходимо планировать: перспективно на учебный год и более детально на полугодие и четверть. Необходимость эта определяется не только тем, чтобы связать внеурочные занятия с учебными планами по ОБЖ, но и тем, чтобы избежать перегрузки учащихся внеурочными мероприятиями по химии и другим предметам [1, 5, 9, 10].
Нами были проведены различные внеклассные мероприятия по ОБЖ с использованием разных форм и методов обучения, в том числе и с применением игровых технологий, в рамках написания выпускной квалификационной работы «Использование игровых технологий во внеклассной работе по курсу ОБЖ с учащимися в 8-м классе» на предметной недели по ОБЖ на базе лицея № 486 г. Санкт-Петербурга:
1.Перед учениками 8-х и 9-х классов была поставлена задача оформить стенды по тематике ОБЖ. Учащиеся 5-7 классов участвовали в конкурсах рисунка по ПДД, ЗОЖ, патриотическому воспитанию, пожарной безопасности. Победители конкурса получили грамоты.
2. «Турнир знатоков военной истории» для учащихся 6-8 классов.
3. Для старшеклассников были прочитаны лекции в рамках тематических классных часов о вреде алкоголизма, курения, наркомании. Учащиеся 8-9 классов подготовили общешкольную конференцию по проблемам злоупотребления вредными привычками с информативными и очень «красочными» презентациями,
С целью проверки гипотезы выпускной квалификационной работы - эффективность усвоения знаний в области БЖ в 8-х классах во внеклассной деятельности, повышается, если использовать разнообразные игровые технологии [4, 6, 7, 8, 11] во внеклассных занятиях по ОБЖ- был проведён КВН по ОБЖ 8 класс «Колесо безопасности» по теме: «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» с целью .обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить избегать и уметь предотвращать опасные ситуации
В результате проведенных внеклассных мероприятий и КВН в 8-х классах нами выявлено повышение интереса к предмету ОБЖ и улучшение качества знаний учащихся по предмету, что наглядно видно на диаграмме.
Диаграмма 1
Результаты анкетирования учащихся 8 классов до проведения КВН (1 срез)
и после внеклассного мероприятия (2 срез)
- 1 срез
- 2 срез
На диаграмме 1 видно, что учащиеся 8-хклассов (47 человек) в целом до участия во внеклассном мероприятии имели знания по данной тематике, соответствующие в основном 2 уровню, достаточно много ответов было и 3 и 4 уровней, т.к. ребята проходили данную тему в 7-м классе. Второй срез показал, что проведенное мероприятие положительно сказалось на качестве усвоения учащимися 8-х классов темы «Оказание первой медицинской помощи». Увеличилось количество ответов учащихся, соответствующих 3 и 4 уровню усвоения понятий.
Используемые нами в ходе педагогического эксперимента разнообразные формы, виды и методы проведения внеклассной работы по ОБЖ способствовали не только повышению познавательного интереса к предмету, но и активизации творческого потенциала школьников на пути реализации формирования личности безопасного типа поведения.
Литература:
1. Абрамова В.Ю., Елизарова И.С. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10-11 классов по экологической безопасности. Молодой учёный. 2015. № 5 (85). С. 423-427.
2. Журнал. Основы Безопасности Жизнедеятельности № 9 2009.
3. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. – М.: Просвещение, 2001.
4. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.
5. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися. / Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 63-66.
6. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
7. Силакова О.В., Виноградов В.С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. / В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 181-183.
8. Силакова О.В., Яковлева Е.С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ. Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 125-129.
9. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»»). / Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Попова Р.И., Ребко Э.М. / Под редакцией Л.А. Михайлова. Москва, 2009. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.
10. Фролов М.П., Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Петров С.В.,Вихорев М.П., Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеоб. учр. 6кл. – М.: Фирма Издательство АСТ, 2000.
11. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя Издатель: М.:ТЦ СФЕРА, 2000.
12. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся . - М., 1988.