В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе.
Ключевые слова: педагогическая профилактика, зависимое поведение, профилактика аддикции.
Педагогическая профилактика различных видов зависимого поведения детей и подростков является одним из основных направлений деятельности педагогов в школе. В учебной программе курса основ безопасности жизнедеятельности профилактике зависимостей школьников отводится особое место. Существует ряд подходов к реализации педагогической профилактики зависимостей школьников, которые можно использовать раздельно или в совокупности, что значительно повышает их эффективность, рассмотрим них.
Информационный подход [6], базирующийся на предоставлении информации о процессах, связанных с формированием зависимого поведения, и его негативных последствиях, является наиболее распространенным. Целью профилактической деятельности с этой позиции является осуждение соответствующего поведения. Процесс профилактики зависимости включает решение следующих задач: выявление деструктивных позиций, разрушение иррациональных убеждений, формирование конструктивной позиции и рациональных убеждений, формирование нового комплекса убеждений, тренировка нового поведения.
Данный поход может быть реализован через предоставление частичной информации об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение, и о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия, о фактах влияния зависимости на организм, статистических данных, результатов социологических опросов, а также через ознакомление с реальными историями деградации личности и проблемами, возникающими в этой связи.
Эффективность данного подхода объясняется когнитивной моделью зависимого поведения, согласно которой субъект самостоятельно принимает более или менее осознанное решение о взаимодействии с конкретным предметом. Если субъект делает выбор в пользу взаимодействия, то делает это в результате того, что не имеет достаточных знаний о его побочных последствиях и не осознает их.
В рамках школьного обучения данный метод профилактики является потенциально наиболее успешно реализуемым в связи с его спецификой, используемыми средствами и способами, явным уклоном в педагогический процесс.
Второй подход основан на учете роли социальной среды [7] и исходит из того, что поведение индивида - это результат его взаимодействия со средой. Дестабилизация равновесия между средой и человеком ведет к риску возникновения психосоциальных расстройств. Согласно данному подходу, можно понять и предвидеть результаты поведения человека через анализ процесса взаимодействия между личностью и средой. Риск расстройств может быть вызнан особенностями индивидуума, имеющего предрасположенность к тем или иным видам расстройств; особенностями среды, воздействующей на человека; специфическими комбинациями индивидуальных и средовых особенностей.
Подход, рассматривает факторы риска появления психосоциальных расстройств составляющих социальной среды. Поведение школьника формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда - источник обратной связи.
Согласно данному подходу, личность человека меняется под воздействием требований социальной среды, в результате чего человек учится определенным формам поведения [4]. В контексте данной теории профилактика осуществляется через социально ориентированные воздействия, направленные на предотвращение действия значимых факторов негативного социального давления.
Главным направлением профилактики в рамках данного подхода является выявление и включение в среду позитивных факторов, которые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения.
Таким образом, профилактика зависимостей предполагает использование следующих методов: изменение сферы жизнедеятельности школьника, формирование устойчивости к социальному давлению; психологическая защита против воздействия СМИ; информирование о влиянии со стороны родителей и других взрослых.
Необходимо учитывать, что индивидуальные, семейные или средовые обстоятельства в ряде случаев позволяют защитить школьника от воздействия психосоциальных расстройств и помогают уменьшить влияние факторов риска.
Третий подход основан на формировании жизненных навыков - навыков личного поведения и межличностного общения, позволяющих учащимся контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивающих умение жить вместе с другими и вносить позитивные изменения в окружающую среду [5].
Профилактическая работа в рамках данного подхода подразумевает реализацию стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к открытому противостоянию среде.
Ведущими компонентами этой теории являются активные, основанные на опыте методы и групповая работа с учащимися: ролевые игры и тренинги, направленные на усиление позитивных форм социального поведения. Профилактику зависимого поведения в данном случае следует осуществлять через включение школьника в социальную деятельность. Такое обучение происходит при обсуждении разнообразных проблем из всех сфер жизнедеятельности, повышении устойчивости к социальным влияниям, формировании навыков общения, уверенности в себе при повышении индивидуальной и социальной компетентности.
Четвертый подход основан на аффективном обучении [1]. Согласно этому подходу профилактическая работа направлена на психокоррекцию предрасполагающих к формированию зависимости личностных дефицитов: ощущений, переживаний школьника, его навыков распознавать их и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимое поведение чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, с низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений. Исходя из этого, риск возникновения зависимости может быть снижен путем развития эмоциональной сферы.
В рамках этого подхода выделяется несколько задач: повышение самооценки учащегося, определение значимых личностных ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, развитие навыков обдуманного принятия решений, формирование способности справляться со стрессом. Таким образом, основное внимание уделяется развитию важных личностных качеств.
Следующий подход основан на альтернативной деятельности [2]. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная вредным привычкам, способствует снижению распространения случаев развития зависимости. Данное направление предполагает развитие моральных, физических и личностных качеств школьников через значимую деятельность.
Через альтернативную деятельность школьники приобретают определенный тип целесообразной активности как альтернативы зависимому поведению. Сегодня в использующих ее программах выделяются следующие приемы поведенческой альтернативы: предложение специфической, позитивной активности, вызывающей сильные эмоции и предполагающей преодоление разных препятствий; комбинация специфических личностных потребностей со специфической, позитивной активностью; поощрение участия во всех видах такой специфической активности; создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.
Следующий подход основан на укреплении здоровья школьников [3]. Профилактическая деятельность в рамках данного подхода направлена на формирование здоровой личности ученика. Основная цель профилактики: укрепление здоровья и развитие здоровой личности, в том числе и путем изменения среды, в которой школьник живет.
Согласно данному подходу, превалирующими методами профилактики являются пропаганда здорового образа жизни и укрепления здоровья подростков путем воспитания альтернативных привычек, таких как занятия спортом, активный досуг, здоровый режим труда и отдыха, которые могут стать барьером формирования зависимого поведения.
Рассмотренные подходы используются при профилактике различных зависимостей, как в России, так и за рубежом. На сегодняшний день оптимальным является создание системы педагогической профилактики зависимого поведения школьников, включающей в себя все вышеописанные направления превенции. Необходимо учитывать, что рассмотренные подходы наиболее эффективны при предотвращении процесса формирования зависимостей у школьников на начальной стадии. Таким образом, профилактическая деятельность в образовательных учреждениях должна носить опережающий характер.
Литература:
- Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М.: Медицина, 2011. - 304 с.
- Мунтян, П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр: хрестоматия / П. Мунтян; сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2015. - 592 с.
- Сирота, Н. А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н.А. Сирота, В.М.Ялтонский. - М., 2010. - Вып. 5. - 89 с. - (Серия «Работающие программы»).
- Цетлин, М.Г. Наркологическая ситуация в подростковой среде и пути выхода из нее:учебно-методическое пособие / М.Г. Цетлин, Е.А.Кошкина. М.В. Шведова. - М.: НМЦ профессионального образования, 2002. - 123 с.
- Bandura, A. Self-Efficacy: The Exercise of Control / A. Bandura. -New York: W.H. Freeman and Company, 2012. - 604 p.
- Ellis, A. How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable About Anything Yes, Anything! / A. Ellis. - New York: Kensington Publishing Corp, 2014. - 212 p.
- Sameroff, A. J. Accumulation of environmental risk and child mental health / A. J. Sameroff, R. Seifer // Children of poverty: research, health, and policy issues. - New York, 2005. - P. 233-253.