Самая основная проблема развития местного самоуправления является острый дефицит квалифицированного персонала, обусловленная тем, что система обеспечения муниципальных образований, обучения муниципальных служащих до настоящего времени не сложились. Важнейшее условие достижения социальных целей и основная характеристика современной муниципальной службы — профессионализм. Современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, но и к оценке кадров. Поэтому неуклонно возрастает значение одной из важнейших организационно−правовых форм проверки (контроля) и оценки профессиональных и других качеств руководителей и специалистов — аттестации.
Признаком профессионализма муниципальной службы являются высокая социальная эффективность ее деятельности, основанной на научной модели организации, достаточной правовой и финансовой базе и профессионализме муниципальных служащих. Профессионализм муниципальной службы — это современный согласно приоритетам и ценностям развивающего общества базовый уровень понимания целей и механизмов муниципальной службы, владение технологиями муниципального управления. Базой определения профессионализма муниципальных служащих является научно обоснованная и юридически закрепленная аттестация, подтверждающая профессиональную компетентность и подготовленность служащих к осуществлению должностных функций. Важным условием обеспечения органов местного самоуправления квалифицированными кадрами служит проведение аттестации муниципальных служащих. Аттестации подлежат муниципальные служащие, замещающие в муниципальных органах: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие муниципальные должности муниципальной службы. [2,c. 98]
Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Вступивший в силу с 1 июня 2007 года Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 10 ст. 1152. в статье 18 конкретизировал сроки проведения аттестации: аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. [1]
Важнейшим преимуществом этого метода в совокупном подходе, разъяснении сложности и ответственности труда руководителя. Аттестация предоставляет возможность получить комплексную оценку деловых и личностных способностей работника, его вклада в результаты деятельности организации (администрации).
Аттестация служащих имеет одно из важнейшего значения практической деятельности служащих. Совершенствование прохождения муниципальной службы неосуществимо без периодической аттестации служащих. Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы; выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т. д. Данные задачи являются общими. Аттестация муниципальных служащих выполняет определенные функции: функцию оценки, контроля, политическую функцию, информирования и т. д. [3,c.12]
В связи с изменением в обществе, а также в процессе принятия Федеральных законов о государственной, и муниципальной службе все отчётливее стали проявляться новые более высокие требования, предъявляемые к работникам органов государственной власти и местного самоуправления.
В современных условиях становления новых социально-экономических, правовых, трудовых и нравственных отношений о системе государственной и муниципальной службы требуются новейшие подходы к оценке служащих.
Под аттестацией государственных и муниципальных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявлении степени соответствия замещаемой должности производит оценку личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности. Результатом являются указания и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого работника, так и всего государственного аппарата. [4,c. 28]
Оценка деятельности государственного и муниципального служащего может осуществляться любым способом, но наиболее результативным, научно обоснованным, объективным, имеющим правовую значимость будет только аттестация, при проведении которой» используются получившие правовое закрепление современные организационно-технические методы аудита персонала. Важно, чтобы при ее осуществлении были соблюдены демократические принципы, положенные в основу большинства из них, а служащему было гарантировано право на объективную и беспристрастную оценку его деятельности. Аттестация государственных и муниципальных служащих — сложный, противоречивый, многогранный процесс. Он может быть результативным при соблюдении целого ряда требований и включает в себя последовательное осуществление научно-исследовательских, организационно-управленческих и правовых действий. Процесс формирования в Российской Федерации государственной службы, соответствующей мировым стандартам, требует решения задачи по созданию качественно новой системы аттестации государственных и муниципальных служащих, основанной на принципах, принятых в мировой практике.
Литература:
- Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала. СПб., Питер, 2012.−102c.
- Грибкова И. А. Оценка государственных служащих // Государственная служба. 2015. № 11. С.12–18.
- Калачева С. А. Аттестация. М., Приор, 2013.−113c.